Система управления государственными и муниципальными (общественными) финансами
Система управления финансами включает следующие элементы: объект и субъект управления, механизм управления. Финансовая система – это инфраструктура различных финансовых институтов, осуществляющих финансовые операции и одновременно являющихся субъектами управления финансами. Объектом управления выступает совокупность денежных отношений, возникающих по поводу образования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода
Процесс управления финансами не однозначен, он включает не только управление объектами, но и совершенствование деятельности, организации самих субъектов управления.
Субъекты управления (Президент РФ, Парламент РФ, Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Счетная палата РФ, Центральный банк РФ и др.).
Конкретными методами
– финансовое планирование;
– прогнозирование;
– программирование;
– финансовое регулирование;
– финансовый контроль;
– принятие финансового законодательства;
Задачи финансовой политики:
· Обеспечение условий для создания наиболее возможного объема финансовых ресурсов на основе особенностей каждого конкретного этапа развития страны
· Рациональное распределение и использование финансовых ресурсов между сферами общественного производства, секторами национального хозяйства, направление ресурсов на определенные цели
· Выработка соответствующего финансового механизма для выполнения намеченных направлений экономического развития, его постоянное совершенствование.
Составляющие финансовой политики государства: бюджетная, налоговая, денежно-кредитная политики.
1.7.3 Основные проявления макроэкономической нестабильности:Эконом. цикл- подверженность экономического развития периодическим спадом и подъемам. Фазы цикла: пик-рецессия-оживление-подъем-пик. Закон Оукена- каждый % безработицы сверхъестественного уровня означает потерю 2,5 % ВВП.
Фрикционная безработица- смена места работы. Структурная- перемена профессии. В сумме они образуют естественные безработицу. Так же бывает: добровольная и вынужденная безработица.
Инфляция- хронический рост уровня цен. Причина инфляции- увеличение денежной массы.
Последствия инфляции: 1. снижение реальных доходов; 2. перераспределение доходов между слоями населения; 3. издержки меню; 4. повышение ставки кредитования.
Антиинфляционная политики ЦБ РФ: 1. сдерживать рост денежной массы; 2. продажа аблигаций; 3. повышение ставки рефинансирования и норм резервов.
1.7.4. Деньги и денежная политика:Деньги- это один из видов финансовых активов( средство хранения богатства). Функции: мера стоимости, средство платежа, средство обращения, средство накопления и сбережения, мировые деньги. Денежные агрегаты: МН-деньги; М1- деньги+ депозиты довостребования; М2- деньги+ срочные депозиты; М3 деньги+ счета фондового рынка.
Бюджетный процесс в РФ
Бюджетный процесс- регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Основные положения формирования бюджетов установлены Конституцией РФ.
Задачами бюджетного процесса являются:
· Выявление материальных и финансовых резервов государства;
· Максимально приближенный к реальности расчет доходов и расходов бюджетов;
· Обеспечение сбалансированности бюджетов;
· Согласование бюджетной политики с реализуемой экономической программой;
· Осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и т.д.
Участниками бюджетного процесса являются:
· Президент РФ;
· органы законодательной (представительной власти);
· органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы осуществляющие сбор доходов бюджетов, др. уполномоченные органы);
· органы денежно-кредитного регулирования (Банк России);
· органы государственного и муниципального финансового контроля (Счетная палата РФ, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, контрольные органы региональных и местных представительных органов);
· государственные внебюджетные фонды;
· иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.
Этапы бюджетного процесса:
1. составление проектов бюджетов;
2. рассмотрение бюджетов;
3. утверждение бюджетов;
4. исполнение бюджетов, а также составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.
1.7.1 Функционирование конкурентного рынка.Конкурентный рынок- рынок на котором нет входных барьеров и безвозвратных издержек. Спрос-кол-во блага которое будет приобретено по данной цене. Предложение- кол-во блага произведенное и поставленное на рынок по данной цене. Закон спроса- цена благ снижается объем спроса увеличивается. Закон предложения - чем выше цена товара тем больше доля его предложению Рыночное равновесие: объем спроса объему предложения. Макс. прибыль: предельные издержки = предельным доходам.
1.7.2 Предпосылки и сущность антимонопольного регулирования: Рынки несовершенной конкуренции: чистая монополия; монопсония; олигополия; монополистическая конкуренция.
Социальные издержки_ ограничение властями в праве выбора. Рыночная власть-это способность продавца оказать влияние на основные условия продажи товаров.
Сущность антимонопольного регулирования: единое экономическое пространство; снижение барьеров входа на рынок; создание эффективных паровых норм.
2.4.1. Информационно-аналитические и PR-службы в государственных органах, их функции Связь с общественностью – искусство и наука анализа тенденций развития общественных отношений Информационные службы при правительственных организациях призваны решать две задачи просвещать граждан и отслеживать их реакцию. Главная цель информационных служб местных органов власти – развивать гражданское самосознание и пробуждать у населения активный интерес к проблемам местного самоуправления
функции; оперативное и полное информирование граждан о деятельности организации, в том числе при помощи СМИ; •распространение официальных сообщений, заявлений и иных информационных материалов, посвященных деятельности организации;
•проведение в соответствии с законом аккредитации журналистов, •оказание содействия аккредитованным журналистам, а также корреспондентам, выполняющим задание по сбору и подготовке материалов для публикации, теле- или радиопередачи; •подготовка для СМИ пресс-бюллетеней, пресс-релизов, обзоров, спецвыпусков тематической информации; •подготовка и проведение пресс-конференций, брифингов, встреч с журналистами по текущим проблемам деятельности организации;
•информационно-аналитическая служба, •подразделение по работе с заявлениями и жалобами граждан; •телевизионный, радио-, фотоотдел; •редакция собственного издания