Характер, принципы и обязательность бухгалтерского учета, финансовой и смежной отчетности организаций. Основные допущения и требования к ведению
Тема 5. Национальные концепции и принципы бухгалтерского учета и
Финансовой отчетности в России.
Характер, принципы и обязательность бухгалтерского учета, финансовой и смежной отчетности организаций. Основные допущения и требования к ведению
Бухгалтерского учета.
Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России.
Критерии признания активов и обязательств в бухгалтерской отчетности.
Характер, принципы и обязательность бухгалтерского учета, финансовой и смежной отчетности организаций. Основные допущения и требования к ведению
бухгалтерского учета.
Принципы и допущения бухгалтерского учета.
Основные принципы и допущения бухгалтерского учета:
1. Целостность – учетные данные составляют единую систему, обеспечивающую управление хозяйственными процессами.
2. Имущественная обособленность – имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.
3. Непрерывность – бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством РФ; сама организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке.Сплошная регистрация (требование полноты) – все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий.
4. Документирование – факты отражаются в учете на основании соответствующих первичных документов.
5. Временная определенность фактов хозяйственной деятельности (принцип начисления) – факты хозяйственной деятельности отражаются в учете в том отчетном периоде, когда они имели место, независимо от времени движения денежных средств, связанных с этими фактами.
6. Количественное измерение и исчисление фактов хозяйственной деятельности.
7. Верифицируемость – контроль информации.
8. Непротиворечивость – тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца.
9. Разделение текущих и капитальных затрат – текущие затраты на производство и капитальные вложения учитываются раздельно.
10. Интерпретируемость – учетная информация должна быть ясной и подвергаться истолкованию и анализу.
11. Осмотрительность – большая готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, недопущение создания скрытых резервов.
12. Приоритетность содержания перед формой – отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования.
13. Рациональность – рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.
Бухгалтерская документация.
Элементами метода бухгалтерского дела являются многочисленные виды документов – «продукты» труда работников бухгалтерии, включающие в себя основные показатели, отражающие жизнеспособность предприятия и перспективы его дальнейшего существования.
Бухгалтерская документация является частью системы управленческой документации организации в соответствии с Общероссийским классификатором управленческой документации (ОКУД), утвержденным постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. № 299.
Документы бухгалтерского учета можно разделить на три уровня: первичная учетная документация; регистры бухгалтерского учета и отчетная бухгалтерская документация. Такая градация полностью отвечает последовательности и логике документирования хозяйственной деятельности организации.
Первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет, служат документы, фиксирующие факты совершения хозяйственной операции.
Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.
Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемую на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам (ПБУ 4/99).
В рамках каждого уровня документы неоднородны. Масштабы учетных работ в организации на всех стадиях обработки документов зависят от объема документооборота: количества документов, поступивших в организацию и созданных ею за определенный период. Рассмотрим структуру документооборота по составу, назначению и типам документов.
По составу принято разделять документы на входящие (поступившие в организацию), исходящие (официальные документы, предоставляемые организацией внешним пользователям) и внутренние (не выходящие за пределы подготовившей их организации).
Документ получает статус официального, если он создан юридическим или физическим лицом, оформлен и удостоверен в установленном порядке.
Классификация документов по составу и анализ их структуры по этому признаку позволяет оценить соотношение объемов внутреннего и внешнего документооборота в организации, проанализировать степень автономности деятельности организации (рассчитав соотношение единиц входящей информации и внутренней), оценить активность обращения организации во внешней среде (по удельному весу исходящих документов).
По назначению документы подразделяются:
1. Распорядительные – содержат распоряжения, указания о производстве, выполнении тех или иных хозяйственных операций (распоряжения руководителя организации и уполномоченных им лиц на совершение хозяйственных операций).
2. Исполнительные – удостоверяют факт совершения хозяйственных операций (приходные ордера материалов, акты приема-выбытия основных средств). Исполнительные документы подписывают лица, ответственные за выполнение хозяйственных операций и за правильность их оформления в документах, например, начальники цехов, заведующие складами, мастера.
3. Комбинированные – одновременно являются и распорядительными, и исполнительными (приходные и расходные кассовые ордера; расчетно-платежные ведомости, авансовые отчеты командированных лиц).
4. Документы бухгалтерского оформления – составляются тогда, когда для записей хозяйственных операций нет других документов, или при обобщении и обработке исполнительных и распорядительных документов (справки, ведомости распределении, расчеты резервов, бухгалтерская отчетность).
Такая классификация выявляет необходимость документального оформления ряда операций хозяйственной деятельности, регистрация которых в большинстве случаев игнорируется практикующими бухгалтерами. Так, действия бухгалтера, связанные с выполнением методологических расчетов в соответствии с принципом регистрации, должны быть подтверждены соответствующими документами бухгалтерского оформления и заверены подписью главного бухгалтера.
Применяемые в бухгалтерском учете документы делятся на разовые – первичные документы, оформляющие каждую хозяйственную операцию, и накопительные – составляются в течение определенного периода путем постепенного накапливания однородных хозяйственных операций (лимитно-заборные карты). В конце периода в накопительных документах подсчитываются итоги по соответствующим показателям. Накопительные документы являются элементом первого этапа систематизации и обобщения учетной информации.
Кроме того, учетные документы делятся на первичные – составляются на каждую операцию в момент ее совершения, и сводные – обобщают показатели путем соответствующей их группировки, систематизации из первичных документов (расчетно-платежная ведомость). От накопительных сводные документы отличаются тем, что они составляются на основании первичных документов и являются их сводкой, а накопительный документ – это первичный документ, составляемый постепенно. К сводным документам относятся все учетные регистры бухгалтерского учета и бухгалтерская отчетность.
Первичные документы составляют единый информационный массив, обрабатываемый с использованием одних и тех же приемов бухгалтерской процедуры. При этом часть документов формализована на отраслевом и общеэкономическом уровне. Эти документы составляются на бланках унифицированной формы, утвержденной Госкомстатом РФ или отраслевыми министерствами и ведомствами.
Госкомстат РФ утверждает обязательные к применению организациями всех форм собственности унифицированные формы первичных документов:
№ п/п | Наименование документа |
По учету основных средств (утв. постановлением Госкомстата РФ от 21 января 2003 г. №7) | |
По учету нематериальных активов (утв. постановлением Госкомстата РФ от 30 октября 1997 г. № 71а с последующими изменениями, введены с 1 ноября 1997 г.) | |
По учету материалов (утв. постановлением Госкомстата РФ от 30 октября 1997 г. № 71а с последующими изменениями, введены с 1 ноября 1997 г.) | |
По учету работ в капитальном строительстве (утв. постановлением Госкомстата РФ от 30 октября 1997 г. № 71а с последующими изменениями, введены с 1 ноября 1997 г.) | |
По учету сельскохозяйственной продукции и сырья (утв. постановлением Госкомстата РФ от 29 сентября 1997 г. № 68, введены с 1 октября 1997 г.) | |
По учету кассовых операций (утв. постановлением Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. № 88 с последующими изменениями, введены с 1 января 1999 г.) | |
По учету результатов инвентаризации (утв. постановлением Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. № 88 с последующими изменениями, введены с 1 января 1999 г.) | |
По учету работы строительных машин и механизмов (утв. постановлением Госкомстата РФ от 28 ноября 1997 г. № 78, введены с 1 декабря 1997 г.) | |
По учету работ в автомобильном транспорте (утв. постановлением Госкомстата РФ от 28 ноября 1997 г. № 78, введены с 1 декабря 1997 г.) | |
По учету операций в общественном питании (утв. постановлением Госкомстата РФ от 25 декабря 1998 г. № 132, введены с 1 января 1999 г.) | |
По учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения (утв. постановлением Госкомстата РФ от 9 августа 1999 г. № 66, введены с 1 января 2000 г.) | |
По учету торговых операций (утв. постановлением Госкомстата РФ от 25 декабря 1998 г. № 132, введены с 1 января 1999 г.) | |
По учету труда и его оплаты (утв. постановлением Госкомстата РФ от 6 апреля 2001 г. №26) |
Ведомственные формы первичной учетной документации обязательны к применению только в организациях, состоящих в подчинении этим ведомствам, однако, если форма документа отвечает потребностям прочих организаций, они могут взять его на вооружение.
Во всех остальных случаях организации обязаны самостоятельно разрабатывать формы первичных учетных документов в количестве и в том виде, в котором они необходимы для отражения хозяйственной деятельности организации. При этом документы, формы которых созданы в организации, должны быть формализованы таким образом, чтобы их содержание полностью обеспечивало необходимой информацией учетные задачи.
Основные требования к форме первичного документа:
1. Позволяет достоверно описать единичный факт хозяйственной жизни организации.
2. Структура документа остается постоянной в течение длительного времени.
3. Исключается двусмысленность в толковании содержащейся в документе информации.
4. Сообщение закодировано для удобства обработки и обеспечения безопасности информации.
5. Измерители информации, содержащейся в документе (денежные, натуральные), обеспечивают необходимую достоверность, точность и понятность сведений.
6. Документ дополняет другие документы, а не дублирует их.
7. Документ содержит как можно меньше избыточной, обычно не используемой информации.
8. Форма документа удобна для обработки его в среде применяемой формы бухгалтерского учета.
9. Форма документа удобна для представления и обработки в электронной среде.
10. Форма едина для всех однородных фактов хозяйственной деятельности в различных подразделениях организации (включая обособленные).
11. Составляется своевременно.
Обязательные реквизиты первичных документов:
1. Наименование документа (формы).
2. Код формы.
3. Дата составления.
4. Наименование организации, от имени которой составлен документ.
5. Содержание хозяйственной операции.
6. Измерители хозяйственной операции.
7. Наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровка.
Сроки хранения учетных документов:
Вид документа |
Срок хранения документа
Бухгалтерские балансы и отчеты; документы к ним
(приложения к балансу, пояснительные записки,
специализированные формы):
сводные годовые Постоянно
годовые Постоянно
квартальные 5 лет (1)
месячные1 год (2)
Синтетические, аналитические, материальные счета 5 лет
бухгалтерского учета
План счетов бухгалтерского учета 5 лет
5 лет (1)
Документы (планы, отчеты, протоколы, акты,
справки, докладные записки, переписка) о
проведении документальных ревизий финансово-
хозяйственной деятельности, контрольно-
ревизионной работе, в том числе проверке кассы,
правильности взимания налогов и др.
5 лет (1) |
Договоры с аудиторами (аудиторскими фирмами)
5 лет (1) |
Бухгалтерские учетные регистры (главная книга, журналы-ордера, разработочные таблицы)
5 лет (1) |
Первичные документы и приложения к ним,
зафиксировавшие факт совершения хозяйственной
операции и явившиеся основанием для
бухгалтерских записей (кассовые, банковские
документы, корешки банковских чековых книжек,
ордера, табели, извещения банков и переводные
требования, акты о приеме, сдаче, списании
имущества и материалов, квитанции, корешки к
ним, счета-фактуры, накладные и авансовые отчеты
75 лет |
Оборотные ведомости |
5 лет (1) |
Договоры, соглашения (кредитные, хозяйственные, операционные) |
5 лет (1) |
и др.) Лицевые счета работников
Примечание
(1) при отсутствии годовых –
постоянно.
(2) при отсутствии годовых,
квартальных – постоянно.
(1) при условии завершения проверки (ревизии). В случае
возникновения споров,
разногласий, следственных и
судебных дел – сохраняются до
вынесения окончательного
решения. (1) после истечения срока
действия договора.
(1) при условии завершения
проверки (ревизии). В случае
возникновения споров,
разногласий, следственных и
судебных дел – сохраняются до
вынесения окончательного
решения.
(1) при условии завершения
проверки (ревизии). В случае
возникновения споров,
разногласий, следственных и
судебных дел – сохраняются до
вынесения окончательного
решения.
(1) при условии завершения проверки (ревизии). В случае
возникновения споров,
разногласий, следственных и
судебных дел – сохраняются до
вынесения окончательного
решения.
(1) после истечения срока
действия договора, соглашения.
Ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации.
Инвентаризация.
Порядок проведения инвентаризаций (количество, даты, перечень проверяемых имущества и обязательств) определяется руководителем предприятия, за исключением случаев, когда проведение инвентаризаций обязательно.
Проведение инвентаризации обязательно:
1. При передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия.
2. Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов – один раз в пять лет. В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков.
3. При смене материально-ответственных лиц.
4. При выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества.
5. В случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями.
6. При реорганизации или ликвидации предприятия и т. д.
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:
1. Излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации (сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации).
2. Недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм – на виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации.
Учетная политика организации.
Приказ об учетной политике для целей финансового учета должен разрабатываться в полном соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), приказ об учетной политике для целей налогового учета – в соответствии с положениями главы 25 НК РФ «Налог на прибыль организации».
Учетная политика включает в себя:
1. Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями современности и полноты учета и отчетности.
2. Формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности.
3. Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации.
4. Правила документооборота и технологию обработки учетной информации.
5. Порядок контроля за хозяйственными операциями и т. д.
Изменения учетной политики организации может производиться в случаях:
1. Изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету.
2. Разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации.
3. Существенного изменения условий деятельности организации (реорганизация, смена собственников и т. д.)
Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации. Такое дополнение к учетной политике вследствие того, что оно не считается изменением, может быть внесено в течение отчетного года.
Изменение учетной политики должно быть обосновано и оформляется приказом руководителя организации.
Изменение учетной политики вводится с 1 января года (начала финансового года) следующего за годом его утверждения соответствующим организационно-распорядительным документом.
Бухгалтерская отчетность.
Организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года. Месячная и квартальная бухгалтерская отчетность является промежуточной.
По сфере использования различают внешнюю и внутреннюю отчетность.
Внешняя бухгалтерская отчетность как единая система данных о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении составляется на основании данных бухгалтерского учета и состоит из:
1. Бухгалтерского баланса (ф. №1).
2. Отчета о прибылях и убытках (ф. №2).
3. Отчета об изменениях капитала (ф. № 3).
4. Отчета о движении денежных средств (ф. №4).
5. Приложения к бухгалтерскому балансу (ф. №5).
6. Пояснительной записки.
7. Аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту. В случае, если организация самостоятельно приняла решение о проведении аудита бухгалтерской отчетности, аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, также может быть включено в состав бухгалтерской отчетности.
Субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством РФ, могут представлять бухгалтерскую отчетность в объеме показателей по группам статей бухгалтерского баланса и статьям отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в указанных формах и имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств, Приложение к бухгалтерскому балансу, Пояснительную записку. Субъекты малого предпринимательства, обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств, Приложение к бухгалтерскому балансу при отсутствии соответствующих данных.
Некоммерческие организации могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств, Приложение к бухгалтерскому балансу при отсутствии соответствующих данных. Некоммерческим организациям рекомендуется включать в состав бухгалтерской отчетности Отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6). Общественными организациями , не осуществляющими предпринимательской деятельности и не имеющими кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров, в составе бухгалтерской отчетности не представляются Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств, Приложение к бухгалтерскому балансу и Пояснительная записка.
Представляемая бухгалтерская отчетность прилагается к сопроводительному письму организации, оформленному в установленном порядке и содержащему информацию о составе представляемой отчетности.
Общие принципы составления бухгалтерской отчетности установлены одноименным ПБУ 4/99.
Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также указания по порядку их заполнения утверждены приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н.
Все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или другим собственникам ее имущества, территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам. уполномоченным управлять государственным имуществом (ст. 15 ФЗ «О бухгалтерском учете»).
Внутренняя отчетность представляет собой специализированные отчеты, которые содержат полную информацию только по одному актуальному для пользователя направлению – сведения о выручке по одному виду продукции за отчетный период, информацию о налоговых платежах за месяц, о
дивидендных выплатах за ряд лет и т. д. Содержание такой отчетности может представлять коммерческую тайну организации (согласно п.4 ст.10 ФЗ «О бухгалтерском учете»).
По степени охвата деятельности хозяйствующего субъекта отчетность можно разделить на сегментарную и сводную (консолидированную).
Смежная отчетность. Наряду с бухгалтерской организация формирует налоговую и статистическую отчетности.
Формой налоговой отчетности является налоговая декларация – письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме.
Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством РФ. Бланки налоговых деклараций предоставляются налоговыми органами бесплатно.
Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
Юридические лица, их филиалы и представительства, граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны представлять в Госкомстат РФ, его территориальные органы и находящиеся в его ведении организации, а также другие федеральные органы исполнительной власти, ответственные за выполнение Федеральной программы статистических работ, их территориальные органы и подведомственные организации статистическую информацию, необходимую для проведения государственных статистических наблюдений, по формам государственного статистического наблюдения на безвозмездной основе.
Основными требованиями при представлении статистических данных являются полнота, достоверность, своевременность.
Состав и методология исчисления показателей, круг субъектов, представляющих статистическую информацию, адреса, сроки и способы ее представления, которые указываются на бланках форм государственного статистического наблюдения и в инструкциях по их заполнению, являются обязательными для всех отсчитывающихся субъектов.
Ответственным за представление статистической информации является руководитель организации, ее филиала и представительства, а также лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Формы государственного статистического наблюдения подписываются руководителем организации, ее филиала и представительства, лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Статистическая информация по формам государственного статистического наблюдения может быть представлена отчитывающимися субъектами непосредственно или передана через их представителей, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
Статистическая информация составляется, хранится и представляется отчитывающимися субъектами по установленным формам государственного статистического наблюдения на бумажных носителях. В электронном виде статистическая информация может представляться отчитывающимся субъектом при наличии у него соответствующих технических возможностей и по согласованию с территориальным органом Госкомстата России.
При реорганизации или ликвидации юридического лица, его филиалов или представительств, прекращении деятельности индивидуального предпринимателя в территориальные органы и находящиеся в ведении Госкомстата России организации представляется статистическая информация по формам государственного статистического наблюдения:
1. годовым – за период деятельности в отчетном году до момента ликвидации;
2. текущим (месячным, квартальным, полугодовым) – за период деятельности в отчетном периоде до момента ликвидации.