Спрос на факторы производства как производный спрос
факторы производства — это труд, капитал, земля, полезные ископаемые, информации, знаний, интеллектуальных способностей, предпринимательского таланта. Важную роль играет использование первичных ресурсов — труда, капитала и земли.. Все факторы производства, используемые в хозяйственной деятельности, можно разделить на две группы:1) материальные, к которым относятся капитал и земля;2) социальные, в составе которых выделяют труд и предпринимательский талант. В связи с тем, что все факторы производства, с одной стороны, являются взаимозаменяемыми, а с другой – взаимодополняемыми, спрос на факторы производства – это взаимозависимый процесс, где объем каждого привлекаемого в производство ресурса зависит от уровня цен не только на каждый из них, но и на все остальные, сопряженные с ними ресурсы и факторы. Этим термином характеризуется следующий процесс: если фирма, рассчитывающая на получение прибыли, предъявляет спрос на какой-либо фактор производства, то это связано с тем, что с помощью данного фактора она получаст возможность производить товар, который находит спрос у потребителей в настоящее время или впоследствии найдет спрос. Спрос на данный фактор производства, таким образом, носит производный характер, проистекая в конечном счете из потребительского спроса. Наример Усилия, затрачиваемые для производства пальто, сами по себе не представляют никакого интереса для общества; мы платим людям за пошив лишь потому, что можем удовлетворить свои потребности с помощью готового продукта. Иногда производный спрос развертывается, проходя через многие стадии: шерсть нужна для того, чтобы из нее сшить пальто. Спрос на всех предшествовавших стадиях определялся конечным потребительским спросом на готовый продукт, с помощью которого удовлетворяются личные потребности.
51. Макроэкономическое равновесие –достижение внациональной экономике сбалансированности и пропорциональности экономических процессов: производства и потребления, предложения и спроса, производственных затрат и результатов, материально-вещественных и финансовых потоков. Основное условие достижения макроэкономического равновесия – равенство между совокупным спросом и совокупным предложением (AD = AS). Классическая школа исходит из того, что предложение (производство) создает спрос и тем самым обеспечивает равновесие совокупного спроса и совокупного предложения. Классики рассматривают условия равновесия при изменяющихся ценах.
Кейнсианская школа исходит из того, что спрос формирует предложение и является главным фактором, обеспечивающим макроэкономическое равновесие. При этом кейнсианцы анализируют условия равновесия при постоянных ценах. Равновесие между сбережениями и инвестициями в кейнсианской трактовке достигается при определенном уровне дохода (ВНП).
Отложив на оси абсцисс ВНП, а на оси ординат - сбережения и инвестиции, мы можем определить объем ВНП, обеспечивающий их равенство (рис. 22.2). 2)
Кейнсианская трактовка общего макроэкономического равновесия представлена на рис. 22.5. График, иллюстрирующий равновесие экономической системы как точки пересечения планируемых совокупных расходов и дохода (ВНП), получил название "кейнсианский крест". Кейнсианский крест показывает, как планируемые потребительские, инвестиционные расходы, государственные закупки и чистый экспорт влияют на объем производства. Экономическая система находится в равновесии только тогда, когда планируемые совокупные расходы равны доходу (ВНП). где АЕ — совокупные расходы;С — потребление;I — инвестиции;G — государственные закупки;Еn — чистый экспорт.
52. Финансовая система: принципы построения и структура.Финансы — это экономические отношения, возникающие в процессе распределения, перераспределения в денежной форме части стоимости национального продукта, создания и использования на этой основе денежных фондов, необходимых для удовлетворения общественных потребностей.Финансовая система и ее структура. Финансовые отношения осуществляются соответствующими учреждениями (финансовые органы, подразделения налоговой службы, банки и др.). Совокупность финансовых отношений и институтов, их реализующих, образуют финансовую систему. Иногда ее определяют более узко, включая в систему только финансовые учреждения страны. Основным принципом построения финансовых систем является фискальный федерализм. Он предполагает разделение полномочий в финансовой сфере между разными уровнями власти. В качестве примера можно рассмотреть финансовую систему США. Доходы федерального правительства, штатов, местных органов власти здесь формируются за счет разных источников. Штаты, муниципальные власти имеют право вводить новые виды налогов, которые поступают в их бюджеты. Более того, в разных штатах существуют значительные расхождения в видах используемых налогов. Кроме того, правительство, штаты, местные власти независимы в своих расходах. Правительство финансирует оборону, космос, сельское хозяйство, внешние отношения и т.д., а муниципальные власти — программы в области образования, здравоохранения, дорожного строительства, охраны окружающей среды и т.д. В связи с тем, что доходов штатов, местных органов власти не хватает для покрытия их расходов, правительство оказывает финансовую помощь штатам, а они — муниципальным органам. Принципы построения финансовой системы в значительной мере определяют ее структуру. В финансовую систему входят государственные централизованные и децентрализованные финансы. Последние, к которым относят финансы предприятий (учреждений, организаций), являются ее исходным звеном. В финансовой системе они занимают определяющее положение, так как: 1) во-первых, обслуживают основное звено экономической системы, где создаются товары и услуги. 2).во-вторых, образуют основную массу финансовых ресурсов страны. В зависимости от формы собственности выделяют финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных и др. Согласно отраслевой структуре различают финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых предприятий и т.д.
53. Государственный бюджет. Основные тенденции формирования и расходования.
Государственный бюджет (от англ. budget – сумка, кошелёк) – сводный план доходов государства и использование полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов. Он утверждается парламентом страны на определённый период (на год), а правительство отвечает за исполнение бюджета. Доходная часть бюджета показывает, откуда поступают денежные средства. Источники доходов: 1) налоги; 2) государственные займы (ценные бумаги, казначейские векселя и др.); 3) эмиссия (дополнительный выпуск) бумажных и кредитных денег; 4) займы у международных организаций.
Основные статьи расходов:1) содержание государственного аппарата, армии; 2) субсидии, дотации, льготные кредиты отраслям и отдельным предприятиям, их государственная поддержка; 3) содержание бюджетных учреждений – образования, здравоохранения, социального обеспечения; 4) инвестиции в производственную и социальную инфраструктуру, охрану окружающей среды, оборону. 5) национальная оборона; 6) правоохранительная деятельность; 7) обеспечение безопасности и судебная власть; 8) государственное управление; 9) экономическое развитие различных отраслей хозяйства; 10) обслуживание государственного долга; 11) социальное обеспечение. Профицити дефицит бюджета. 1) Когда ожидаемые доходы равняются ожидаемым расходам, бюджет называется сбалансированным. 2) Когда доходы превышают расходы, эта разница является положительным сальдо (профицитный бюджет). 3) Когда бюджетные расходы больше доходов, то разница называется отрицательным сальдо, или дефицитом бюджета. Сальдо (итал. saldo – расчет, остаток) – 1) разность между финансовыми поступлениями и расходами за определенный промежуток времени; 2) разность между стоимостью экспорта и импорта страны (сальдо торгового баланса); 3) разность между заграничными платежами и поступлениями (сальдо платежного баланса). Профицит бюджета (от лат. двигается вперед, он преуспевает, он достигает) – превышение доходов бюджета над его расходами. Дефицит (от лат. deficit – недостаёт) – недостаточность средств, ресурсов в сравнении с ранее намечавшимся, запланированным или необходимым уровнем.
Источники покрытия бюджетного дефицита: 1) выпуск в обращение дополнительных денег (эмиссия); 2) привлечение средств фирм и домашних хозяйств через выпуск государственных ценных бумаг; 3) займы у хозяйственных и финансовых организаций (отечественных и международных).
Государственный долг – сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам; различают внешний и внутренний государственный долг.
Внутренний государственный долг – это сумма задолженности государства перед собственным населением и предприятиями; внешний – задолженность государства международным банкам, иностранным правительствам, крупным частным банкам.
Обслуживание долга – это выплата процентов по задолженности, постепенное погашение основной суммы долга.
Внешний государственный долг является более серьёзной проблемой, чем внутренний, так как с его появлением возникают не только кредитные обязательства, но и обязательства другого рода – за оказание финансовой помощи кредиторы требуют выполнения ряда условий.
Важны не абсолютные показатели долга, а его отношение к другим экономическим показателям государства: 1) величина долга на душу населения; 2) отношение долга к ВВП (оно не должно быть больше 80%); 3) отношение величины госдолга к объёму экспорта (он не должен превышать сумму экспорта более чем в 2 раза); 4) расходы по обслуживанию долга по отношению к сумме экспорта (не должны превышать 15-20%); 5) отношение внешнего долга к размеру золотовалютных резервов.
Меры по управлению государственным долгом: 1) недопущение долговой ловушки, при которой все ресурсы работают на выплату долга, а не на увеличение национального богатства; 2) поиск средств для выплаты долга; 3) нейтрализация негативных последствий государственного долга; 4) эффективное использование средств заимствования, т.е. направление их в проекты, которые в отведённый срок позволят обеспечить доходы, превышающие размер долга и проценты по немуПути погашенитя гос долга:
1) за счет золото-валют резервов 2)консалидацияусл-ий ( краткоср переходят в долгоср) 3)конверсия внеш долга(сокращение задолженности).
68. Формы международных экономических отношений (МЭО) — экономические отношения между государствами, региональными группировками, транснациональными корпорациями и другими субъектами мирового хозяйства. Включают валютно-финансовые, торговые, производственные, трудовые и другие отношения. Лидирующей формой международных экономических отношений является валютно-финансовые отношения[1]. В современном мире особенно актуальным является глобализация и регионализация международных экономических отношений. Доминирующая роль в установлении мирового экономического порядка принадлежит транснациональному капиталу и международным институтам, среди которых важная роль принадлежит Всемирному Банку и Международному валютному фонду (МВФ). В результате международного разделения труда сформировались мировые полюса экономического и технологического развития (Североамериканский, Западноевропейский и Азиатско-Тихоокеанский). Среди актуальных проблем международных экономических отношений выделяются проблемы создания свободных экономических зон, международных транспортных коридоров и интернет-экономики формы МЭО: 1)международная специализация производства и научно-технических работ; 2)обмен научно-техническими результатами; 3)международная кооперация производства; 4)международная торговля; 5)информационные, валютно-финансовые и кредитные связи между странами; 6)движение капитала и рабочей силы; 7)деятельность международных экономических организаций, хозяйственное сотрудничество в решении глобальных проблем.
69. Международные валютно-кредитные отношения.
Международные валютно-кредитные и финансовые отношения - составная часть и самая сложная сфера рыночного хозяйства. В них фокусируются проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно и тесно переплетаясь. По мере интернационализации хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов. Валютная система - это форма организации и регулирования валютных отношений, закрепленная национальным законодательством или межгосударственными соглашениями. Важным элементом валютной системы является валютный курс, так как развитие МЭО требует изменения стоимостного соотношения валют разных стран. Валютный курс необходим для:
1) взаимного обмена валютами при торговле товарами, услугами, при движении капиталов и кредитов;
2) сравнения цен мировых и национальных рынков, а также стоимостных показателей разных стран, выраженных в национальных или иностранных валютах;3) периодической переоценки счетов в иностранной валюте фирм и банков. Валютный курс - "цена" денежной единицы одной страны, выраженная в иностранных денежных единицах или международных валютных единицах (например, в ЭКЮ - European Currency Unit - ECU). Различаются национальная, мировая, международная (региональная) валютные системы. Главным элементом валютной системы является валютный паритет - соотношение между двумя валютами, устанавливаемое в законодательном порядке. При монометаллизме - золотом и серебряном - базой валютного курса являлся монетный паритет - соотношение денежных единиц разных стран по их металлическому содержанию. Он совпадал с понятием валютного паритета. Важным элементом валютной системы является валютный курс, так как развитие МЭО требует изменения стоимостного соотношения валют разных стран.
70 Платёжный бала́нс и его структура. Платежный баланс — это «статистический отчёт, где в систематизированном виде приводятся суммарные данные о внешнеэкономических операциях данной страны с другими странами мира за определённый период времени». Платежный баланс является важным показателем и инструментом, позволяющим предвидеть степень возможного участия страны в мировой торговле, международных экономических связях, установить ее платёжеспособность. Стюарт определяет платёжный баланс как самостоятельное понятие, которое состоит из: 1)Расходов граждан за рубежом. 2)Платежей по долгам, основной суммы долга и процентов иностранцам. 3)Предоставления денежных займов другим странам. При составлении платёжного баланса используется принятый в бухгалтерском учёте принцип двойной записи. Каждая операция отражается по дебету и кредиту счёта, а итоговая сумма дебета должна равняться итоговой сумме кредита. Кредитовые суммы формируются в результате экспорта товаров и услуг и притока капитала, что приводит к поступлению иностранной валюты на счёт, они отражаются со знаком «плюс». Дебетовые суммы формируются в результате импорта товаров и услуг и оттока капитала, приводящих к расходу иностранной валюты. Они отражаются со знаком минус. В платёжном балансе экономические операции отражаются по рыночным ценам, то есть по ценам, по которым фактически происходил обмен экономическими ценностями. уществуют различные методики составления платёжных балансов. В настоящее время наибольшей известностью пользуется классификация статей платёжного баланса, предложенная Международным валютным фондом. В основе данной методики лежит отражение объективной реальности — необходимости выделения двух больших разделов платёжного баланса. Связано это прежде всего с тем, что каждая сделка имеет две стороны — торговую и финансовую, которые с точки зрения учёта стоимости являются, по сути дела, зеркальным отражением друг друга. Экспорт товаров и услуг означает рост требований к нерезидентам (что фиксируется в платёжном балансе со знаком «+») и, следовательно, уменьшение финансовых обязательств перед нерезидентами (что фиксируется со знаком «—»). Суммирование двух учётных записей должно давать ноль. В результате экспорта товаров и услуг в стране накапливаются валютные резервы, из которых осуществляется, в частности, оплата импорта.При отсутствии достаточных валютных резервов для оплаты импорта страна может прибегнуть к иностранным займам, которые не опосредованы экспортом товаров и услуг (но которые в дальнейшем необходимо покрывать за счёт увеличения национального экспорта). В этом случае торговая сторона сделки (ввоз товаров или услуг) означает появление задолженности перед иностранцами, требующей погашения (что фиксируется со знаком «—»), а привлечение кредитов нерезидентов означает рост обязательств перед иностранцами (что фиксируется со знаком «+»).Именно поэтому платёжный баланс подразделяется на два больших раздела: счёт текущих операций и счёт операций с капиталом и финансовыми инструментами. МВФ публикует платёжные балансы по двум схемам: агрегированный и более подробный баланс. Статьи платёжного баланса МВФ.
1. Счёт текущих операций A. Торговый баланс B. Баланс услуг C. Текущие трансферты
2. Счёт операций с капиталом и финансовыми инструментами A. Счёт операций с капиталом B. Финансовый счёт : 1. Прямые инвестиции 2. Портфельные инвестиции 3. Другие инвестиции 4. Резервные активы