Проблемы совершенствования управления на практике
Анализ системы управления по основным сферам деятельности подразумевает выявление процедуры управленческих процессов.
Главными процедурами в управлении являются процессы принятия решений, процессы сбора и обработки информации и процессы организации деятельности!
В процессе анализа подготовки, обоснования и принятия управленческих решений выявляются наиболее характерные для данной подсистемы решения, а также недостатки в последовательности и методах их обоснования. Важно также изучить, как проводится работа по совершенствованию процесса обоснования решения по последовательности, срокам, исполнителям и результатам.
При исследовании информационного обеспечения анализируются:
- потоки входящей и исходящей информации с позиций ее назначения, порядка и периодичности возникновения, с точки зрения функций управления, изучаются принадлежность информации и количественные характеристики потоков документов;
- комплекс документов, сопровождающих выполнение основных и наиболее массовых видов работ.
В эти комплексы входят:
1. Основной создаваемый документ;
2. Приложения и пояснения к создаваемому документу;
3.Запросы и ответы по ходу работы;
4.Документы, создаваемые на основании данных основного документа;
5. Регистрационные и другие документы, в которых фиксируется выполнение данной работы.
При изучении комплекса документов определяются функции каждого структурного подразделения (исполнителя), связанного с обработкой этих документов с помощью графика состава документации, документограмм и символических оперограмм.
При анализе выявляются документы, несущие однородную информацию, и выявляются возможности совмещения документов, сокращения количества операций и работ, устранения ненужных реквизитов. Маршруты движения основных и наиболее массовых потоков документов изучаются путем составления принципиальных маршрутных схем движения документов, позволяющих изучить общую протяженность маршрутов документов. При этом выясняются следующие вопросы:
- через какие структурные подразделения (каких исполнителей) проходит определенная группа документов и в какой последовательности;
- сколько раз документ попадает в одно и то же подразделение и зачем;
- каков состав операций, выполняемых с документами в каждом структурном подразделении;
- какова общая протяженность маршрутов документов в процессе их разработки и обработки;
- каковы способы передачи или транспортировки документов.
Повторяемость реквизитов выявляется с помощью документограмм шахматного типа (по горизонтали – наименование документов, по вертикали – наименование реквизитов). Для анализа характера информации, переписываемой из одного документа в другой, и степени использования показателей составляются документограммы взаимосвязей и маршрутов реквизитов.
При проведении анализа организации труда работников подсистемы изучаются:
- функции и работы, выполняемые работниками подсистемы;
- соответствие выполняемых работ занимаемой должности;
- нормирование и планирование труда работников подсистемы;
- условия труда и организации рабочих мест;
- обеспеченность и использование средств оргтехники.
При изучении положений и должностных инструкций выявляются недостатки в их структуре и содержании. Для этого необходимо исходить из того, что в каждом документе должны находиться следующие основные позиции:
- общее описание места подразделения в организационной структуре;
- сфера ответственности, четко определяющая место подразделения в линейно-функциональной подсистеме;
- конкретные конечные результаты деятельности подразделения исходя из тех задач, за которые оно несет прямую ответственность;
- количественные и качественные критерии, по которым оценивается деятельность подразделения;
- права, необходимые для достижения установленных результатов.
При анализе оценки качества труда работников подсистемы необходимо рассмотреть действующую на предприятии систему контроля за исполнением решений и документов, показатели оценки качества труда работников подсистемы и их связь со стимулированием.
Рекомендации должны быть направлены на повышение исполнительской дисциплины, обеспечение более полной и достоверной оценки качества труда работников подсистемы и ее связь со стимулированием.
Анализ стратегического поведения предприятия означает выявление практических шагов предприятия в трех сферах деятельности: маркетинг, технология производства и организация управления. Он проводится для того, чтобы узнать, каким образом предприятие адаптировалось к рынку. Для определения типа стратегического рыночного поведения предприятия рекомендуется воспользоваться методикой, изложенной в курсе «Исследование систем управления».
Анализ стратегического менеджмента должен проводиться в соответствии с методическими рекомендациями курса «Стратегический менеджмент». Соответственно необходимо поступать при анализе других сфер управленческой деятельности.
Процесс анализа должен завершаться разработкой следующих рекомендаций:
- выработкой новой функциональной (рыночной) стратегии для рассматриваемой сферы деятельности или новой цели – для достижения выгодной конкурентной позиции;
- совершенствование распределения задач и работ по подразделениям и уровням управления;
- разработка процесса подготовки и принятия наиболее рационального для исследуемой подсистемы вида решения;
- проектирование структуры подсистемы с использованием методов реструктуризации;
- выработка рациональных путей развития потенциала предприятия;
- разработка программы организационных изменений для совершенствования производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
- выявление недостатков в системе корпоративного управления и разработка рекомендаций по совершенствованию корпоративного управления в соответствии с требованиями законодательства и Кодекса корпоративного поведения.
В качестве индивидуального задания на практику руководителем от учебного заведения могут быть, в соответствии с интересами студента, определены и другие задачи.
Отчет о производственной практике может быть построен по следующей примерной схеме:
Введение. (Обоснование выбранной проблемы, цель и задачи практики).
Глава 1. Технико-экономическая характеристика объекта исследования (предприятия, фирмы, учреждения, процесса). Проводится организационная и технологическая и экономическая характеристика объекта в целом и места (службы) прохождения практики студентом.
Глава 2. Исходные данные и результаты проведения анализа объекта исследования.
Собираются все необходимые отчетные данные, схемы, графики, инструктивные положения, формы документов и пр. Проводится необходимое исследование, выявляются положительные и отрицательные стороны объекта, делаются выводы.
Глава 3. Разработка направлений решения основных задач практики и предложение конкретных мероприятий по решению проблемы. Фактически в этой главе должны быть отражены (написаны) отдельные разделы или подразделы дипломного проекта.
Заключение. (Основные выводы).
Список использованных источников.
В Приложении к отчету группируются все статистические, справочные и другие данные.
Такая структура отчета носит ориентировочный характер и может видоизменяться по согласованию с руководителем в зависимости от объекта исследования.
В период подготовки и проведения преддипломной практики студентов бакалавриата по направлению подготовки 38.03.02«Менеджмент» используются образовательные, научно-производственные и научно-исследовательские технологии (таблица 2).
Таблица 2 – Технологии, используемые на практике
Этапы практики | Используемые технологии |
Подготовительный | Научно-исследовательские технологии: - определение проблемы, объекта и предмета исследования, постановка исследовательской задачи; - разработка инструментария исследования. Образовательные технологии: - инструктаж по технике безопасности; - экскурсия по предприятию (организации, учреждению); - первичный инструктаж на рабочем месте. |
Продолжение таблицы 2
Этапы практики | Используемые технологии |
Выполнение программы практики | Образовательные технологии: - наглядно-информационные технологии (материалы выставок, экспонаты музеев и «красных уголков» предприятия (учреждения), стенды, плакаты, альбомы и др.); - использование библиотечного фонда предприятия (учреждения); |
Выполнение программы практики | - организационно-информационные технологии (присутствие на собраниях, совещаниях, «планерках», нарядах и т.п.); - вербально-коммуникационные технологии (интервью, беседы с руководителями, специалистами, работниками массовых профессий предприятия (учреждения, жителями населенных пунктов); - наставничество (работа в период практики в качестве ученика опытного специалиста); - информационно-консультационные технологии (консультации ведущих специалистов); - информационно-коммуникационные технологии (информация из Интернет, e-mail и т.п.); - информационные материалы радио и телевидения; - аудио- и видеоматериалы. Научно-производственные технологии: - инновационные технологии, используемые на предприятии (в учреждении), изучаемые и анализируемые студентами в ходе практики; - эффективные традиционные технологии, используемые на предприятии (в учреждении), изучаемые и анализируемые студентами в ходе практики; - консультации ведущих специалистов по использованию в производстве научно-технических достижений. Научно-исследовательские технологии: - наблюдения, измерения, фиксация результатов; - сбор, обработка, анализ и предварительная систематизация фактического и литературного материала; - использование информационно-аналитических компьютерных программ и технологий; - прогноз развития ситуации (функционирования объекта исследования); - использование информационно-аналитических и проектных компьютерных программ и технологий; Научно-исследовательские технологии: - систематизация фактического и литературного материала; - обобщение полученных результатов; - использование информационно-аналитических и проектных компьютерных программ и технологий; |
Продолжение таблицы 2
Этапы практики | Используемые технологии |
Заключительный | - формулирование выводов и предложений по общей части программы преддипломной практики и индивидуальному заданию; - экспертиза результатов практики (предоставление материалов отчета о практике на рецензию руководителю практики от предприятия (учреждения); - консультации научного руководителя; оформление и защита отчета о практике |