Глава 3. Учет объекта ООО «ОП «АРЕС».

3.1 Документальное оформление фактов хозяйственной жизни.

Предметом бухгалтерского учета как теории считаются факты хозяйственной жизни, составляющие хозяйственную деятельность организации и являющиеся основным объектом бухгалтерского дела.

Факт хозяйственной жизни – сделка, событие, операция, оказывающие или способные оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.

Документирование – это способ оформления хозяйственных операций.

При этом существует определенный порядок движения таких документов, который может быть установлен как законодательными или нормативными актами (бухгалтерским и налоговым законодательством в части сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности, постановлениями Госкомстата РФ, Центробанка России (касательно кассовых и банковских операций, подотчетных сумм) и др.), так и внутренним распорядительным документом.

Подобного рода внутренняя организация движения документов и называется документооборотом предприятия.

Правила документооборота утверждаются в составе учетной политики организации по бухгалтерскому учету (пункт 5 ПБУ 1/98).

Каких-либо нормативных положений о порядке организации документооборота и о том, в каком виде этот порядок отражать в учетной политике, не существует. Каждое предприятие самостоятельно определяет правила своего документооборота.

Общая схема документооборота включает в себя следующие позиции:

1) первичные документы;

2) учетные регистры;

3) бухгалтерская и налоговая отчетность;

4) график документооборота;

5) хранение документов.

Первичные документы фиксируют факт совершения хозяйственной операции. Они должны содержать достоверные данные и оформляться своевременно, в момент совершения операции, или - непосредственно после ее окончания.

Причем, такие документы принимаются к учету только в том случае, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

Необходимо соблюдать требования законодательства в части принятия к учету первичных документов, которые должны иметь следующие обязательные реквизиты (пункт 2 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете):

а) наименование документа;

б) дату составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных лиц.

Обработка документов в бухгалтерии. Первичные документы, поступающие в бухгалтерию, подлежат обязательной проверке:

- по форме (полнота и правильность оформления документа, заполнение реквизитов);

- арифметически (подсчет сумм);

- по содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей).

После приемки и проверки информация с первичного документа переносится в учетные регистры, а на самом документе делается запись (отметка), исключающая его повторное использование (необходимо сгруппировать документы по необходимым для бухгалтерского учета однородным признакам, указать на документе корреспондирующие счета и суммы хозяйственных операций по бухгалтерскому учету).

В целях обработки можно выделить этапы:

1. Проверка документов.

2. Таксировка (перевод натуральных измерителей в денежные).

3. Гашение.

4. Группировка документов по однородным признакам.

5. Перенос содержания документа в учетные регистры.

6. Подшивка по группам и сдача в архив.

С целью облегчения обработки документов, применяемых в бухгалтерском учете и отличающихся между собой по форме, содержанию, способу отражения фактов хозяйственной жизни, их группируют по однородным признакам. Такая группировка называется классификацией первичных документов по однородным признакам.

Они классифицируются независимо от средств фиксации по следующим признакам:

1. назначению;

2. степени обобщения (порядку составления);

3. способу охвата фактов хозяйственной жизни;

4. месту составления;

5. количеству учетных позиций;

6. характеру фактов хозяйственной жизни и др.

График документооборота. Некоторые позиции, касающиеся документооборота на предприятии, отражаются в отдельных разделах учетной политики по бухгалтерскому учету или для целей налогообложения.

Под документооборотом понимается создание или получение от других предприятий, принятие к учету, обработка и передача в архив первичных документов. Движение же первичных документов в бухгалтерском (налоговом) учете регламентируется графиком документооборота, который может быть оформлен в виде схемы, таблицы или иным способом как приложение к учетной политике предприятия по бухгалтерскому учету.

Графиком устанавливается рациональный документооборот, т.е. предусматривается оптимальное число подразделений и исполнителей для прохождения каждого первичного документа, определяется минимальный срок его нахождения в подразделении. График документооборота может содержать перечень работ по созданию, проверке и обработке документов в каждом подразделении предприятия, а также конкретных исполнителей с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ.

Для составления графика документооборота применяются различные методики. По итогам описания составляются перечни входящих и исходящих документов по каждому рабочему месту учетных работников. Затем происходит группировка документооборота по подразделениям, объединяемая затем в общую схему (график) документооборота по организации в целом.

В зависимости от целей, поставленных перед графиком документооборота, предприятия имеют право утверждать свои правила внутреннего движения первичных документов.

Пример.

Наименнование Док Создание документа Проверка документа Обработка документа Передача в архив
Кол-во Экз. Ответственный За выписку Ответтвеннй За офорл. Ответственный за исполнен. Срок исполн. Ответственный Кто пред ставляет Порядок Представления Срок предаствления Кто Срок Кто Срок

Хранение документов. Организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

Ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации.

Неиспользуемые в работе первичные документы, учетные регистры, бухгалтерские (и налоговые) отчеты и балансы подлежат обязательной передаче в архив.

Документы должны храниться в закрывающемся помещении в специально предназначенных для этого шкафах или сейфах, исключающих возможность их пропажи или порчи.

Перед передачей в архив первичные документы, относящиеся к определенному учетному регистру, комплектуются в хронологическом порядке и сопровождаются справкой для архива, которая содержит:

- наименование учетного регистра, к которому относятся данные первичные документы;

- период, за который скомплектованы документы;

- перечень скомплектованных первичных документов;

- дату комплектации и передачи документов в архив;

- подпись ответственного лица.

Срок хранения первичных документов может быть указан в графике документооборота. Однако, поскольку он определен законодательно, достаточно предусмотреть в учетной политике по бухгалтерскому учету порядок сдачи документов в архив организации.

Сохранность первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских (налоговых) отчетов и балансов, оформление и передачу их в архив обеспечивает главный бухгалтер предприятия.

3.2 Синтетический и аналитический учет.

Синтетический учет - это отражение хозяйственных средств и процессов в обобщенном виде на синтетических счетах. Такие показатели содержатся в синтетических счетах и необходимы для общего представления о наличии и движении средств и их источников. Синтетический учет ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета.

Аналитический учет — это учет, дающий детализированные показатели в денежном, а в необходимых случаях и в натуральном выражении. Детализация показателей устанавливается в зависимости от конкретных условий и потребности в получении сведений для оперативного управления. Кроме того, аналитический учет имущества организации обеспечивает его сохранность. Аналитический учет неразрывно связан с синтетическим учетом и ведется с целью детализации этого учета. Сам по себе аналитический счет не может существовать, он жестко привязан к синтетическому счету и открывается в развитие определенного синтетического счета в разрезе его видов, частей, статей. Аналитический учет ведется на аналитических счетах.

Ведение аналитического и синтетического учета имеет следующие особенности:

1. аналитический учет — это, как правило, количественно-суммовой учет, поэтому в основном он ведется на складах. Синтетический учет ведется в бухгалтерии предприятия. Но и в бухгалтерии на некоторых счетах может вестись аналитический учет;

2. синтетический учет ведется только в денежном выражении, а аналитический учет может вестись как в денежном выражении, так и в натуральных единицах;

3. система ведения синтетического учета, как правило, не зависит от специфики работы предприятия, так как это обобщающий учет. Аналитический учет привязан к конкретному предприятию и зависит от сферы его деятельности;

4. синтетические и аналитические счета взаимосвязаны, так как на аналитических счетах отражаются те же хозяйственные операции, что и на синтетических. Но на аналитических счетах учет ведется более подробно для конкретных видов средств. Это означает, что итоговые данные по аналитическим счетам должны быть равны итогу на соответствующем синтетическом счете.

Аналитический учет в организации относится к самым трудоемким участкам работы в системе бухгалтерского учета. Особенно сложным по объему учетной информации является сортовой учет материальных ресурсов (разнообразная номенклатура материальных ценностей, оформление приходных и расходных документов вручную, большое количество первичных документов и т.п.). Поэтому в крупных организациях одним счетом занимается конкретный бухгалтер, в обязанности которого входит ведение бухгалтерского учета на определенном синтетическом счете («Материалы», «Основные средства», «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др.). Бухгалтеру самому предоставлено право принимать решения о необходимости открытия конкретных аналитических счетов. Аналитические и синтетические счета бухгалтерского учета взаимосвязаны, так как на аналитических счетах отражаются те же виды имущества и источники их формирования, что и на синтетических, но более дробными экономическими группировками. Поэтому общие итоговые данные аналитических счетов должны быть равны итоговым данным соответствующего синтетического счета.

По степени детализации учета бухгалтерские счета делятся на синтетические, аналитические и субсчета.

Синтетические счета - это счета бухгалтерского учета (предназначенные для учета информации о составе и движении однородных групп хозяйственных средств организации, источниках и хозяйственных процессах), на которых учетные записи производятся в обобщенном виде и в денежном измерителе. Синтетические счета являются балансовыми и считаются счетами первого порядка. Количество синтетических счетов ограничено Планом счетов (99 счетов). Синтетические счета дают обобщающую характеристику объекту учета. Синтетические счета,не требующие ведения аналитического учета, называются простыми, а те, которые требуют ведения аналитического учета, называются сложными. Промежуточное положение между синтетическими и аналитическими счетами занимают субсчета.

Субсчета(неполный синтетический счет, счет второго порядка) — это группы однородных аналитических счетов, создаваемые в пределах одного синтетического счета. При ведении субсчетов используется только денежный измеритель. По существу, субсчета являются промежуточной группировкой аналитических счетов в пределах соответствующего синтетического счета. Субсчета вводятся для получения единых для всех организаций обобщенных, укрупненных показателей, дополняющих показатели синтетических счетов и необходимых для анализа и составления баланса.

Аналитические счета (третьего, четвертого, пятого и так далее порядка), как счета детальные, необходимы, прежде всего, для текущего оперативного руководства, управления и контроля за правильным использованием имущества организации.

Структура субсчетов и аналитических счетов аналогична структуре синтетического счета. Взаимосвязь между ними отражена на рис. 3.1.

Глава 3. Учет объекта ООО «ОП «АРЕС». - student2.ru

Рис. 3.1. Взаимосвязь счетов с различным уровнем детализации.

Название, коды и количество синтетических счетов установлены Планом счетов бухгалтерского учета финансово хозяйственной деятельности (утвержден Министерством финансов Республики Беларусь). Количество и наименование субсчетов и счетов аналитического учета организация устанавливает самостоятельно. Число последних, как правило, значительно. В связи с этим необходимо периодически обобщать данные аналитического учета для проверки правильности учетных записей, составленного баланса.

Одним из способов проверки и обобщения учетных данных служат оборотные ведомости, представляющие собой свод остатков и оборотов за какой либо отчетный период, обычно месяц. В них указывается наименование счетов, остатки по ним на начало и конец отчетного периода, а также обороты за месяц. Различают два вида оборотных ведомостей: оборотная ведомость по синтетическим счетам (по счетам главной книги) и оборотные ведомости по аналическим счетам. Оборотная ведомость по синтетическим счетам составляется в денежном выражении по данным главной книги, а оборотные ведомости по аналитическим счетам составляются по данным аналитического учета как в денежном, так и натуральном выражении.

Взаимосвязь синтетического и аналитического учета проявляется в том, что итоги оборотов и остатков по аналитическим счетам должны быть равны обороту и остатку объединяющего их синтетического счета.

Таким образом, каждый синтетический счет вместе в принадлежащими ему субсчетами и аналитическими счетами представляет собой самостоятельную информационную систему.

3.3 Инвентаризация.

В соответствии ПБУ6/01 «Учет основных средств».

17. Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено настоящим Положением.

По используемым для реализации законодательства Российской Федерации о мобилизационной подготовке и мобилизации объектам основных средств, которые законсервированы и не используются в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование, амортизация не начисляется.

По объектам основных средств некоммерческих организаций амортизация не начисляется. По ним на забалансовом счете производится обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом применительно к порядку, приведенному в пункте 19 настоящего Положения.

По объектам жилищного фонда, которые учитываются в составе доходных вложений в материальные ценности, амортизация начисляется в общеустановленном порядке.

Не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки; объекты природопользования; объекты, отнесенные к музейным предметам и музейным коллекциям, и др.).

18. Начисление амортизации объектов основных средств производится одним из следующих способов:

- линейный способ;

- способ уменьшаемого остатка;

- способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

- способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Применение одного из способов начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу.

19. Годовая сумма амортизационных отчислений определяется:

- при линейном способе - исходя из первоначальной стоимости или (текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта;

- при способе уменьшаемого остатка - исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента не выше 3, установленного организацией;

- при способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования - исходя из первоначальной стоимости или (текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и соотношения, в числителе которого число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока полезного использования объекта.

В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы.

По основным средствам, используемым в организациях с сезонным характером производства, годовая сумма амортизационных отчислений по основным средствам начисляется равномерно в течение периода работы организации в отчетном году.

При способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) начисление амортизационных отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.

20. Срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету.

Определение срока полезного использования объекта основных средств производится исходя из:

- ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

- ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

- нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды).

В случаях улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств в результате проведенной реконструкции или модернизации организацией пересматривается срок полезного использования по этому объекту.

22. Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета.

23. В течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев перевода его по решению руководителя организации на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев.

24. Начисление амортизационных отчислений по объектам основных средств производится независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде и отражается в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому оно относится.

25. Суммы начисленной амортизации по объект.

Заключение.

Перевод первоначальной стоимости основных средств в восстановительную производится в результате их переоценки, дату и порядок осуществления которой определяет Правительство РФ.

Остаточная стоимость рассматривается как реальная стоимость (без учета современных условий их воспроизводства) на определенную дату. Она исчисляется путем вычитания из первоначальной стоимости объекта суммы его износа за период эксплуатации.

Коэффициент обновления основных фондов характеризует долю новых, введенных в эксплуатацию в отчетном периоде, основных фондов в составе всех основных фондов, имеющихся к концу отчетного года. Показатель периода оборота основных производственных фондов определяется отношением их среднегодовой стоимости к величине амортизационных отчислений на реновацию, начисленных за год. Показатель периода оборота можно рассчитывать как по всем основным производственным фондам, так и по их отдельным видам или группам, при этом этот показатель можно рассматривать и в стоимостном, и в натуральном выражениях.

Часто объекты аналитического учета отражаются на нескольких бухгалтерских счетах. Основные средства, как объекты аналитического учета отражаются на двух бухгалтерских счетах: 01 “Основные средства” и 02 “Амортизация основных средств”. Материально ответственные лица, отвечающие за основные средства, ведут аналитический учет с помощью карточек учета основных средств. В них регистрируются как начальная стоимость основных средств, которая в бухгалтерии отражается на счете 01, так и накопившийся износ, который в бухгалтерии отражается на счете 02,а также остаточная стоимость основного средства – разница между его начальной стоимостью и суммой накопившейся амортизации.

Бухгалтерские счета могут делиться на субсчета, которые занимают промежуточное положение между синтетическими и аналитическими счетами.

Если субсчет отражает имущество, обязательства и хозяйственные процессы в достаточно обобщенном виде, без детализации до конкретного объекта учета, то такой субсчет по своему экономическому смыслу ближе к синтетическому счету. Если же субсчет достаточно конкретизирован и соответствует отдельному объекту учета, то по своему экономическому смыслу он является аналитическим счетом.

Согласно п. 3 ст. 257 НК из состава амортизируемого имущества исключаются основные средства:

- переданные по договорам в безвозмездное пользование;

- переведенные по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев;

- находящиеся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев.

Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, в момент ухода инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

В тех случаях, когда материально-ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения производит исправление выявленных ошибок в установленном порядке.

При установлении лиц, виновных в недостачах ценностей сверх норм естественной убыли, потерях от порчи имущества, списание их стоимости может быть произведено по рыночным ценам, в соответствии с нормами ст. 246 Трудового кодекса РФ размер ущерба, причиненного работником работодателю при утрате или порче имущества, определяется по фактическим потерям. Такие потери исчисляются исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества. Поэтому при взыскании с виновных лиц стоимости недостающих ценностей не по фактической себестоимости, а по рыночным ценам в бухгалтерском учете возникает разница между стоимостью взыскиваемого имущества в разных оценках.

Срок хранения первичных документов может быть указан в графике документооборота. Однако, поскольку он определен законодательно, достаточно предусмотреть в учетной политике по бухгалтерскому учету порядок сдачи документов в архив организации.

Сохранность первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских (налоговых) отчетов и балансов, оформление и передачу их в архив обеспечивает главный бухгалтер предприятия.

Одним из способов проверки и обобщения учетных данных служат оборотные ведомости, представляющие собой свод остатков и оборотов за какой либо отчетный период, обычно месяц. Различают два вида оборотных ведомостей: оборотная ведомость по синтетическим счетам (по счетам главной книги) и оборотные ведомости по аналитическим счетам. Оборотная ведомость по синтетическим счетам составляется в денежном выражении по данным главной книги, а оборотные ведомости по аналитическим счетам составляются по данным аналитического учета как в денежном, так и натуральном выражении.

Взаимосвязь синтетического и аналитического учета проявляется в том, что итоги оборотов и остатков по аналитическим счетам должны быть равны обороту и остатку объединяющего их синтетического счета.

Таким образом, каждый синтетический счет вместе в принадлежащими ему субсчетами и аналитическими счетами представляет собой самостоятельную информационную систему.

При способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) начисление амортизационных отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.

В случаях улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств в результате проведенной реконструкции или модернизации организацией пересматривается срок полезного использования по этому объекту.

В течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев перевода его по решению руководителя организации на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев.

Начисление амортизационных отчислений по объектам основных средств производится независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде и отражается в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому оно относится.

Список литературы.

1. В.М. Богаченко Бухгалтерский учет: учебник/В.М. Богаченко, Н.А. Кириллова. – Изд. 18-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 510, [1] с. – (Среднее профессиональное образование).

2. Все положения по бухгалтерскому учету. – 2-е изд. – М.: «Ось-89», 2007. – 192 с. (В помощь бухгалтеру).

3. Т.В. Владимирова, В.И. Беджанова, Л.П. Солодко, О.А. Архипова, О.В. Вострикова, Т.А. Зверева Теория бухгалтерского учета: учебное пособие. – Изд. «Экзамен», Москва, 2005.

4. Л.А. Русалёва, В.М. Богаченко Теория бухгалтерского учета: учебник. – Изд. 6-е, доп. и перераб. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2008. – (Среднее профессиональное образование).

5. А.В. Крюков Бухгалтерский учет с нуля. – Москва: Экспо, 2010.

6.С.Н. ПоленоваТеория бухгалтерского учета: учебник. – Москва: Дашков и Ко, 2013. – 465 с.

7. Пономаренко П. Г. и др.Бухгалтерский учет, анализ и аудит. Учебное пособие. – Минск: Вышэйшая школа, 2010. – 561 с.

Справочно-правовые ресурсы:

1. http://www.rg.ru/

2. http://online-zakon.ru/

3. http://www.buhgalteria.ru/

Наши рекомендации