Фин.право:понятие,предмет,методы,отличия от других отраслей права.

Органы осуществляющие фин.деятельность:система,общая хар-ка.

Виды органов, осуществляющих финансовую деятельность:

1)органы общей компетенции, осуществляющие общее регулирование и контроль за финансовой деятельностью: а) Президент РФ - подписывает и обнародует ФЗ о федеральном бюджете; б)законодательные (представительные) органы РФ, субъектов РФ и муниципальных образований(например, Федеральное Собрание РФ) - рассматривают и принимают (либо отклоняют) бюджеты соответствующих уровней;в) исполнительные органы РФ, ее субъектов и муниципальных образований (например, Правительство РФ) - представляют проект бюджета в законодательные (представительные) органы, осуществляют общее управление его исполнением;

2) органы специальной компетенции, созданные специально для осуществления финансовой деятельности:а) Министерство финансов РФ. Основная задача -выработка единой гос.финансовой,кредитной, денежной политики; б)Федеральное казначейство РФ. Задачи: - организация,осуществление и контроль за исполнением бюджета РФ,управление средствами на счетах Казначейства; - регулирование финансовых отношений между бюджетом РФ и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за их средствами;- сбор, обработка и анализ информации о состоянии гос.финансов; - управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ гос.внутреннего и внешнего долга РФ; в)Министерство РФ по налогам и сборам. Основные задачи в области осуществления финансовой деятельности: - контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов,сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды; - участие в разработке и осуществлении налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и других обязательных платежей в полном объеме; - осуществление валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов; г) Банк России. Основные цели:- разрабатывает и проводит единую гос денежно-кредитную политику во взаимодействии с Правительством РФ; - монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;- устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;- устанавливает правила проведения банковских операций; - осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и гос внебюджетных фондов.

Фин.право:понятие,предмет,методы,отличия от других отраслей права.

Финансовое право – это отрасль российского права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе деятельности по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и муниципальных образований, а также иных денежных фондов публичного характера, необходимых для реализации соответствующих задач государства и решения вопросов местного значения. Предмет финансового права — это финансовые отношения, т.е. общественые отношения, возникающие в процессе деятельности по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов государства и муниц. образований (финансовых ресурсов), а также иных денежных фондов публичного характера в целях реализации задач государства и решения вопросов местного значения. Метод финансового права - способ воздействия на общественные отношения. В действующей системе права закреплены два возможных способа воздействия с целью выполнения норм права: административно-правовой способ (исходит из неравного положения сторон - из отношения власти и подчинения) и гражданско-правовой способ (основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования). Содержание того или иного способа воздействия на общественные отношения, его специфика проистекают из особенностей правового воздействия, т. е. из тех материальных благ, по поводу которых возникают и развиваются общественные отношения.

Так, государственное (конституционное) право - ведущая отрасль в системе права. Она закрепляет основы общественного строя и политики РФ,правового положения личности, федеративное гос.устройство, принципы организации и деятельности органов гос.власти и органов мсу. Финансовое право базируется и развивается на этих основах.

Административное право регулирует общественные отношения в области гос.управления, осуществляемого органами исполнительной власти. Финансовое право распространяется на оба этих вида гос.деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органами

Финансовое право находится в тесной связи с гражданским правом,поскольку в его предмет среди имущественных отношений входят и денежные отношения.

8.Система фин.права:понятие,структура,особенности.

Финансовое право состоит из множества отдельных финансо­во-правовых норм. Совокупность этих норм выражается в слож­ной целостной системе, внутри которой финансово-правовые нормы в определенной последовательности и взаимосвязи груп­пируются в различные институты и более крупные подразделения. Группировка финансово-правовых норм зависит от особен­ностей и взаимных связей регулируемых ими финансовых отношений, то есть имеет объективную основу. Однако право не только отражает общественные отношения; его предназначе­ние — регулировать и активно воздействовать на них. Поэтому на построение системы финансового права, группировку его норм, формирование институтов оказывают влияние и потреб­ности практики. Следовательно, система российского финансового права — это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположе­ние финансово-правовых норм в определенной последователь­ности.

Наиболее крупные подразделения российского финансового права — части: Общая и Особенная.

К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему гос.органов, осуществляющих финансовую деятель­ность, и разграничение их полномочий в этой области, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, формы и методы финансового контроля и другие подобные им финансово-право­вые нормы. Они действуют в масштабе всей финансовой дея­тельности государства и имеют для нее общее значение. Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части. Особенная часть состоит из нескольких разделов, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты. Каждый из них представляет собой сово­купность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений. Финансово-правовой ин­ститут объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отноше­ний, чем раздел. (например, в раздел «Правовое регулирование государ­ственных доходов» — институты налогов с юридических и фи­зических лиц, неналоговых доходов и др.). В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области: а) гос.бюджетной системы; б) внебюджет­ных гос и муниципальных фондов; в) финансов гос.предприятий.

9.Принципы фин.права.

1) принцип социальной направленности ФП–регулирова­ния фин. деятельности – черпает свое содержание из ст. 7 КРФ: РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Согласно этой политике предусмотрена охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимума опла­ты труда, обеспечение гос.поддержки семьи, мате­ринства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие социальных служб, установление гос.пен­сий, пособий и иных гарантий социальной защиты. 2) принцип федерализма – предполагает направленность ФП–регулирования на сочетание общефедеративных ин­тересов с интересами субъектов РФ. 3) единство фин. политики и денежной системы.Единство финансовой политики является необходимым усло­вием гарантированного Конституцией РФ единства экономичес­кого пространства в РФ, свободного перемещения финансовых средств. Единство фин. политики требует единой денежной сис­темы в стране. Согласно КРФ денежной единицей в РФ является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключи­тельно Центральным банком РФ.4) равноправие субъектов РФ в области финансовой дея­тельности –На каждого из субъектов Федерации в равной мере распространяется федераль­ное финансовое законодательство. 5) самостоятельность фин. деятельности органов МСУ – гарантирована Конституцией РФ. Эти органы самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, образуют и используют внебюджетные целевые фонды, вводят местные налоги и сборы в соответствии с феде­ральным законодательством и законодательством субъекта РФ о налогах и сборах.

6) распределение функций в области ФП–регулирования на основе разделения законодательной (предст-ной) и испольной ветвей гос.власти. Конституция РФ, ис­ходя из этого принципа, определяет полномочия законодательных и испольных органов власти. 7) участие граждан РФ в фин. деятельности государства и органов МСУ. Данный принцип вытекает из положения Конституции РФ о праве граждан РФ участвовать в уп­равлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

10.Источники фин.права.

Источники фин.права РФ это правовые акты представительных и исполнительных органов гос.власти и мсу, в которых содержатся нормы финансового права. Главный источник фин.права-Конституция РФ, а также конституции и уставы субъектов Фдерации. Среди источников фин.права немало таких, которые содержат нормы и других отраслей права-административного, гражданского. Нормы фин.права содержатся и в указах Президента РФ, и в указах президентов республик, входящих в состав РФ, в актах органов исполнительной власти-постановлениях правительства РФ.

11.Финансово-правовая норма:понятие, структура, виды.

Финансово-правовая норма – это установленное государством и обеспеченное ме­рами гос.принуждения строго определенное прави­ло поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе планового образования, распределения и использования гос (и муниц-х) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические обязанности и права их участников. Классификация ФП–норм: 1) по способу воздействия на участников финансовых отношений: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.

Обязывающие нормы требуют от участ­ников финансовых отношений совер­шить опр. действия, устанавливают их обязанности в сфере этих отношений. Запрещающие нормы содержат запрет на совершение каких-либо действий, устанавливают обязанность участников фин. отношений воздержаться от них. Уполномочивающие нормы устанавливают права участников финансовых отношений на совершение опр. самостоятельных действий в предусмотренных рамках. 2) по содержанию: материальные и процессуальные. Материальные ФП–нормы закрепляют виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством, источники образования кредитных ресурсов банка, виды расходов, включаемых в бюджеты и внебюджетные фонды, т.е. материальное (денежное) содержание юридических обязанностей и прав участников финансовых отношений. Процессуальные ФП–нормы устанавливают порядок деятельности в области образования, распределения и использования гос и муниц. денежных фондов (доходов). Они требуют соблюдения пред­усмотренных процедурных правил в этой деятельности. 3) по времени действия: временные и бессрочные.

Структура финансово-правовой нормы:1) гипотеза - закрепляет те обстоятельства, при которых могут возникнуть (либо не возникнуть) определенные финансовые правоотношения; 2)диспозиция - непосредственно определяет мерудолжного поведения субъектов финансово-правовых отношений; 3) санкция - регулирует меру ответственности субъектов финансовых правоотношений за нарушение законодательных предписаний, закрепленных в диспозиции.

12.Финансовое правоотношение:понятие,особенности, виды.

Финансовые правоотношения — это экономико-правовые общественные отношения, урегулированные нормами финансового права, имеющие властно-имущественный характер и выражающие публичные интересы.Финансовые правоотношения подразделяются: 1.По содержанию на: а)материальные, через которые реализуются права и обязанности субъектов финансового права; б)процессуальные, в которых выражается юридическая форма реализации материальных прав и обязанностей субъектов финансового права. 2.По особенностям объекта на: а)имущественные, объектом которых явл-ся деньги - налог, бюджетный кредит, трансферт и т. д.; б)неимущественные, объектом которых явл-ся не деньги, а иные явления, связанные с деньгами, - проект бюджета, закон о бюджете, финансовый контроль и т. д. 3.В зависимости от подотрасли, института финансового права на: а)бюджетные правоотношения; б)налоговые правоотношения; в)неналоговые правоотношения'; г)финансовые правоотношения в области гос.кредита; д)финансовые правоотношения в области страхования; е)правоотношения, возникающие при осуществлении гос.расходов; ж)финансовые правоотношения в области банковской деятельности; з)финансовые правоотношения в области денежного обращения и расчетов; и)валютные правоотношения.

Особенности финансовых правоотношений: 1) обязательным субъектом финансовых правоотношений является государство или муниципальноео бразование. При этом права и обязанности участников финансовых правоотношений четко определены нормативно-правовыми актами и не могут определяться соглашением сторон; 2) обязательным объектом финансовых правоотношений являются соответствующие денежные фонды; 3) финансовые правоотношений возникают в процессе перераспределения денежных фондов; 4)финансовые правоотношения имеют властно-имущественный характер; 5)финансово-правовые отношения, особенно налоговые, наиболее подвержены законодательным изменениям.

13.Субъекты фин.права и фин.правоотношения.

Финансовое право, регулируя относящиеся к его предмету общественные отношения, определяет круг участников или субъектов этих отношений, наделяет их юридическими правами и обязанностями, которые обеспечивают планомерное образова­ние, распределение и использование государственных денеж­ных фондов. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами финансового права. Следует различать понятие «субъект финансового права» и «субъект (или участник) финан­сового правоотношения», хотя они во многом совпадают. Субъект финансового права — это лицо, обладающее право-субъектностью, то есть потенциально способное быть участником финансовых правоотношений. А субъект финансового пра­воотношения — это реальный участник конкретных правоот­ношений. Юридические права и обязанности в сфере финансо­вой деятельности принадлежат субъектам финансового права в силу действия финансово-правовых норм, независимо от учас­тия в конкретных правоотношениях.

Особенности круга субъектов финансового права раскрывает их подразделение на три основные группы: а) общественно-территориальные образования: б) коллективные субъекты: в) индивидуальные субъекты.

К общественно-территориальным образованьям — субъек­там финансового права РФ относятся государства, автономные и административно-территориальные образования.

Коллективными субъектами финансового права являются государственные и общественные организации, к числу которых относятся: органы гос.власти и управления; пред­приятия, организации, учреждения, основанные на разных формах собственности. Органы гос.власти и управления относятся к числу субъектов финансового права, участие которых обяза­тельно в финансовых правоотношениях. Особую группу составляют органы мсу, осуществляющие самостоятельное решение финансовых вопросов местного значения.

14.Способы защиты прав субъектов финансовых правоотношений.

Для защиты прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, применяется административный и судебный порядок защиты.

Административный порядок действует, главным образом, в случае применения мер гос.принуждения, связанных с защитой прав в области финансовых отношений, к государственным и муниципальным органам, предприятиям, организациям, учреждениям. В различных финансовых отношениях административный порядок защиты имеет свои особенности, но везде он проявляется в форме властных велений при вынесении решения соответствующими гос.органами.

В главе 2 Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод (ст. 46). Решения и действия (или бездействие) органов гос.власти, мсу и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.

Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, каждый гражданин вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в международные органы по защите прав. Судебный порядок применяется и при защите финансовых интересов и прав государства во взаимоотношениях с гражданами (взыскание с них налогов, финансовых санкций, платежей по обязательному государственному страхованию и самообложению сельского населения).

Особое место в защите прав и законных интересов субъектов финансового права принадлежит Конституционному Суду РФ.

15.Санкции,применяемые за нарушение норм фин.права,их особенности и виды.

Санкции предусматривают последствия нарушения правовой нормы, определяют виды и меру юридической, в данном случае — финансово-правовой ответственности нарушителей финансово-правовых норм. Финансово-правовым санкциям в сравнении с санкциями норм других отраслей права свойствен ряд особенностей.

Они имеют, как правило, денежный характер и содержат меры принудительного воздействия на нарушителя через его денежные фонды и средства (прямым или косвенным путем). Таковы наложение штрафа, начисление пеней, принудительное изъятие бюджетных средств, приостановление операций по счетам в банках, запрет на осуществление банком отдельных банковских операций и т.д. При изъятии денежных средств в качестве финансово-правовых санкций эти средства зачисляются в государственную или муниципальную казну. Данные санкции распространяются на всех участников финансовых правоотношений — Российскую Федерацию, субъектов Федерации, муниципальные образования, органы государственной власти и местного самоуправления, организации, на должностных лиц и граждан. При этом возможно одновременное применение финансово-правовой санкции к должностному лицу и организации, учреждению. Финансово-правовые санкции соединяют в себе правовосстановительные и штрафные (карательные) элементы.

Для современных условий характерно расширение круга финансово-правовых санкций, большее разнообразие их в сравнении с допереходным к рыночным отношениям периодом.

Среди финансово-правовых санкций с учетом основных направлений финансовой деятельности можно выделить следующие их группы: бюджетные, налоговые, кредитно-денежные, валютные. Помимо рассмотренных санкций за нарушения в области финансовой деятельности могут быть применены меры дисциплинарного, административного, уголовно-правового и иного воздействия. Основанием этого являются правонарушения соответствующего характера.

16.Финансовый контроль:понятие,значение,виды. Финансовая дисциплина.

Фин.контроль это контроль за фин.деятельностью всх экономических субъектов(гос-ва, предприятий, учреждений, орг-ций),осуществляемый законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями при помощи особых методов, включающих набор спец.приемов и способов действий контролеров, позволяющий им решить поставленные задачи. Значение финансового контроля в том что:1.проверяется финансовый порядок осуществления финансовой деятельности всеми органами гос.власти, мсу, предприятиями, учреждениями , организациями и населением.2.проверяется экономическая обоснованность осуществляемых действий, а также их финансовая эффективность. Основными направлениями финансового контроля являются: 1.проверка выполнения государством и муниципальными образованиями финансовых обязательств перед населением страны. 2.проверка выполнения финансовых обязательств населением и хозяйствующими субъектами перед государством и органами мсу. 3.проверка целесообразности и законности использования государственными и муниципальными предприятиями имеющихся в их хозяйственном ведении и оперативном управлении денежных средств. 4.проверка соблюдения хозяйствующими субъектами правил совершения финансовых операций, денежных расчетов, хранения денежных средств

5.выявление финансовых резервов для более эффективного развития. Виды контроля можно классифицировать по след.критериям:1.по регламенту осуществления:а)обязательный (внешний), б)инициативный (внутренний). 2.по времени проведения:а)предварительный, б)текущий, в)последующий. 3.по субъектам контроля:а)президентский, б)законодательных органов власти и мсу, в)контроль исполнительных органов власти, г) контроль финансово-кредитных органов, д)внутрифирменный, е)ведомственный, ж)аудиторский. 4.по объектам контроля:а)бюджетный, б)контроль за внебюджетными фондами, в)налоговый, г)валютный, д)кредитный, е)страховой, ж)инвестиционный, з)таможенный контроль, и)контроль за денежной массой.Фин.контроль подразделяется на гос.фин.контроль и негос.фин.контроль.

Финансовая дисциплина тесно взаимосвязана с финансовым контролем и представляет собой четкое соблюдение установленных предписаний и порядка образования, распределения и использования публичных фондов денежных средств.

17.Финансово-правовая ответственность:понятие, содержание.

Финансово-правовая ответственность- форма реагирования гос-ва на нарушения установленного порядка общественных отношений, возникающих в процессе фин.деятельности . Привлечение к ответственности - разновидность примененения права . Цели: 1. восстановить по мере возможности то состояние общественной жизни, которое было до совершения правонарушения. 2 понести наказание за совершение правонарушения. Принципы финансово-правовой ответственности. 1. законность - применяется ФПО только при наличии вины за совершение противоправного деяния, за которое гос-вом предусмотрена ответственность. 2. справедливость –исключение случаев привлечения к ответственности невиновных лиц. Наказание должно соответствовать тяжести совершенного преступления. 3. ответственность за вину – лицо не может подвергаться негативным последствиям, пока его вина не будет доказана. 4. гуманизм – репрессивные меры применяемые гос-вом не должны унижать человеческое достоинство и причинять физич и психич страдания. 5. целесообразность – нет необходимости привлекать к ответственности лицо, если прошло значительное время после совершения правонарушения. 6. неотвратимость – к ответственности будет привлечено любое лицо совершившее правонарушение и никакими средствами избежать привлечения к ответственности не удастся. 7. индивидуальность – ответственность будет нести конкретное должностное лицо, допустившее правонарушение фин.дисциплины и переложить ответственность на других лиц никак не возможно.

18.Контрольно-счетные органы в РФ:система,правовое положение, функции.

В ведение Гос.Думы Федерального Собрания РФ передан Контрольно-бюджетный коми­тет, который действует как независимый от Правительства и администрации Президента РФ орган.

Счетная палата РФ наделена широкими полномочиями в сфере финансового контроля. Это постоянно действующий орган гос.финансово­го контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ.

Деятельность Счетной палаты направлена на проведение контрольно-аналитических мер в отношении намечаемых, осу­ществляемых и уже произведенных гос.расходов. Контрольные функции в области финансов осуществляют такжепредставительные органы гос.власти субъ­ектов РФ, что закреплено в их законода­тельстве в соответствии с федеральными актами, иорганы мсу. В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента РФ создан специальный кон­трольный орган —Контрольное управление Президента РФ. Среди его функций — анализ дея­тельности специальных органов контроля и надзора федераль­ных органов исполнительной власти, подразделений Админис­трации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации, а также учреждений и организаций; рассмотрение жалоб и обращений граждан, предприятий, учреждений и организаций. Все они предполагают возможность проведения контроля, являющегося по своему содержанию финансовым.

В пределах своих полномочийПравительство РФ осуществляет систематический контроль за ис­полнением законов РФ и иных актов, регу­лирующих финансовые отношения, другими органами исполни­тельной власти субъектов Федерации, принимает меры по устранению их нарушения. Одновременно в полномочия Правительства РФ входит контроль за деятельностью в области финансов подведомственных ему министерств, гос.комите­тов и других, включая органы федеральной службы финансовой сферы. При этом Правительство РФ вправе отменять акты указанных органов. На Министерство финансов РФ возло­жен финансовый контроль за рациональным и целесообразным расходованием бюджетных средств и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов, за использованием ин­вестиций, а также средств в иностранной валюте, выделяемых на основании решений Правительства РФ.

19.Фин.контроль,осуществляемый представительными органами РФ,субъектов РФ, муницип.образований.

Гос.фин.контроль это способ реализации фин.политики гос-ва, он способствует созданию условий для фин.стабилизации. Фин.контроль со стороны органов представительной власти осуществляется соответствующими структурами,комитетами, комиссиями Совета Федерации и гос.думы, счетной палатой РФ, контрольно-счетными палатами субъектов РФ. Фин.контроль со стороны президента РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по фин.вопросам, подписания ФЗ, назначения и освобождения от должности министра финансов РФ,представления гос.думе кандидатур на должность председателя банка России. Определенные функции фин.контроля выполняет контрольное управление президента РФ. Основными его задачами явл:1.контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти,органами исполнит.власти субъектов РФ, а также организациями фед.законов(в части касающейся полномочий президента РФ), указов, распоряжений и иных решений президента РФ. 2.контроль за реализацией общенациональных проектов. 3.контроль и проверка исполнений поручений президента РФ и руководителя Администрации Президента РФ и т.д. Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения фед.бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. Оно контролирует и регулирует фин.деятельность федеральных министерств и ведомств, направляет деятельность подведомственных ему органов фин.контроля.

Система налоговых органов включает Фед.налоговую службу,а также ее территориальные и местные органы. Налоговые органы находятся в ведении Министерства финансов. На фед.налоговую службу возложены след.функции:1.контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах. 2.контроль и надзор за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов иных обязательных платежей,в случаях,предусмотренных законодательством РФ.3. контроль и надзор за производством и оборотом табачной продукции.4.функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

20.Фин.контроль,осуществляемый счетной палатой РФ.

Счетная палата РФ-это независимый от правительства РФ, постоянно действующий орган фин.контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному собранию РФ. Его деятельность регулируется ФЗ «О счетной палате РФ» от 11.01.95г. Задачами Счетной палаты являются: 1.организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей фед.бюджета и бюджетов фед.внебюджетных фондов по объемам,структуре и целевому назначению. 2.определение эффективности и целесообразности расходов гос.средств и использования фед.собственности.. 3.оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов фед.бюджета и бюджетов фед.внебюджетных фондов. 4.финансовая экспертиза проектов ФЗ, а также НПА фед.органов гос.власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет фед.бюджета или влияющих на формирование и исполнение фед.бюджета и бюджетов фед.внебюджетных фондов.5.контроль за законностью и своевременностью движения средств фед.бюджета и средств фед.внебюджетных фондов в ЦБ России, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях России. И др. В процессе реализации задач счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением фед.бюджета и бюджетов фед.внебюджетных фондов,что предусматривает проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям фед.бюджета, бюджетов фед.внебюджетных фондов.

21.Фин.контроль,осуществляемый Федеральным казначейством.

Для усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием гос.средств Указом президента РФ «О фед.казначействе» от 8.12.92 создана единая централизованная система органов фед.казначейства, которое подчиняется министерству финансов РФ.Федеральное казначейство – осуществляет финансовый контроль в области исполнения федерального бюджета и кассового обслуживания бюджетов всех территориальных уровней. Может проводить как предварительный, так и текущий контроль за ведением финансовых операций со средствами федерального бюджета. Функции Федерального Казначейства:

1. Осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета, управление его доходами и расходами. Казначейские органы ведут лицевые счета всех организаций, учреждений. Финансируемых из федерального бюджета. Денежные ресурсы, при этом, хранятся в Центральном Банке РФ.

2. Казначейство осуществляет регулирование финансовых отношений между бюджетными и внебюджетными органами, финансовое исполнение и контроль за этими органами.

3. Управление и обслуживание совместно с Центральным Банком государственного внутреннего и внешнего долга.

4.разработка методологических и инструктивных материалов, порядка ведения учетных операций по вопросам относящимся к компетенции Казначейства РФ.

22.Фин.контроль, осуществляемый Фед.службой по финансовому мониторингу.

федеральная служба по финансовому мониторингу – осуществляет контроль в сфере противодействия легализации или отмывания доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма.

Положение о Фед.службе по финансовому мониторингу утверждено Постановлением Правительства РФ

Служба призвана осуществлять контроль и надзор за управлением юридическими и физическими лицами, за исполнением требования законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма.

Полномочия:

1.ведет учет организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы.

2.привлекает к ответственности лиц, допустивших нарушение законодательство о противодействии легализации доходов полученных преступным путем и финансирования терроризма.

23.Фин.контроль, осуществляемый фед.службой финансово-бюджетного надзора.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) является Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функцции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля

Структура: руководитель, заместители руководителя (2), управления по основным направлениям деят-ти (10) в структуре централизованного аппарата.

Полномочия:

1.осуществляет контроль и надзор:

а) за использованием средств Федерального Бюджета

б) за использованием средств гос.внебюджетных фондов; материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности

в) за соблюдением валютного законодательства

г) за соблюдением требований бюджетного законодательства

2.осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств Федерального Бюджета, предоставленных на содержание службы и реализацию функций

3.производство по делам об административных правонарушениях в пределах своей компетенции

4.осуществляет сбор, накопление и обработку отчетности и иной документации в установленной сфере деятельности.

24.Фин.контроль,осуществляемый налоговыми органами.

Министерство РФ по налогам и сборам является фед.органом исполнительной власти,обеспечивающим выработку и проведение единой гос.налоговой политики, взимание налогов и сборов. Министерство координирует деятельность фед.органов исполнит.власти по вопросам налогов и сборов и осуществляет гос.контроль за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, правильностью начисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и иных обязательных платежей в соответствующие бюджеты и гос.внебюджетные фонды. Таким образом,органы,обеспечивающие контроль за сбором налогов и их своевременным поступлением в бюджеты различных уровней являются важным звеном в общей цепи органов финансового контроля. К органам налогового контроля в РФ относятся органы налоговой службы, таможенные органы, фед.органы налоговой полиции, а также органы осуществляющие контроль за уплатой гос.пошлины и др.сборов. Налоговые органы проводят налоговые проверки и изымают по акту документы свидетельствующие о совершении налоговых правонарушений когда есть основание, что эти документы будут уничтожены, сокрыты или заменены. Систему органов налоговой службы РФ образуют:1.министерство РФ по налогам и сборам. 2.его территориальные подразделения по субъектам РФ и муниципальным образованиям.

25.Фин.контроль осуществляемый Фед.службой по рынку ценных бумаг.

Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет функции по принятию НПА, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг, проспектов ценных бумаг эмитентов). ФСФР России была образована Указом Президента РФ в соответствии с которым ей были переданы функции по контролю и надзору упразднённой Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков упразднённого Министерства труда и социального развития РФ и функции по контролю деятельности бирж упраздненного Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, функции по контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений Министерства финансов РФ. В 2011 г. к ФСФР России была присоединена Федеральная служба страхового надзора. Основными функциями Федеральной службы по финансовым рынкам являются: 1. осуществление гос.регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрации проспектов ценных бумаг; 2.обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ; 3. осуществление в рамках установленных ФЗ и иными НПА РФ функций по контролю и надзору за субъектами страхового дела. 4. контроль и надзор в сфере страховой деятельности.

26.Ведомственный и внутрихозяйственный фин.контроль.

Ведомственный финансовый контроль – это контроль министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, государственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений. Его осуществляют самостоятельные структурные контольно-ревизионные подразделения министерств, ведомств, подчиненные непосредственно руководителям этих органов. К основным задачам ведомственного контроля относятся – контроль за выполнением плановых заданий, экономным использованием финансовых ресурсов, сохранностью гос.собственности, правильностью постановки бух.учета, состоянием контрольно-ревизионной работы, а также пресечение фактов приписок, бесхозяйственности, расточительства и всякого рода излишеств. Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности назначаются в каждом отдельном случае руководителем соответствующего органа. Они проводятся в коммерческих организациях комплексно один раз в год, а в бюджетных учреждениях – один раз в два года. В рамках ведомственного контроля проводится внутрихозяйственный финансовый контроль, т.е. контроль осуществляемый на конкретных предприятиях, в объединениях, организациях, и учреждениях их руководителями и функциональными структурными подразделениями (бухгалтерией, финансовым отделом, отделами планирования и нормирования заработной платы и др.). Контрольные функции в данном случае – необходимое условие процесса повседневной финансово-хозяйственной деятельности. Важную роль и наиболее широкие функции внутрихозяйственного финансового контроля выполняет бухгалтерская служба предприятий, организаций, учреждений, ведущая бух.учет.

27.Аудиторский финансовый контроль.

Аудиторская деятельность (аудит) - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Он осуществляется в соответствии с ФЗ от 30.12.2008 "Об аудиторской деятельности".Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Виды аудиторских проверок: 1.обязательная - проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, а также по поручению органов дознания, следователя при наличии санкции прокурора, суда, арбитражного суда, при наличии в производстве возбужденного уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду; 2.инициативная - проводится по решению хозяйствующего субъекта. Обязанности аудитора: 1) осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством РФ; 2) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ; 3) предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства РФ, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах РФ, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора; 4) в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому-лицу. Аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству РФ.

Наши рекомендации