Причины неэффективности компании

Пояснительная записка

к курсовому проекту


Направление подготовки: Прикладная информатика в экономике и менеджменте

Группа 4074/1

Руководитель проекта:

доц., к.э.н. ________ Рудская И.А.

Допущен к защите: Заведующий Кафедрой

Финансы и Денежное обращение

________ Родионов Д.Г.

Санкт-Петербург
2013 г.

Оглавление

Введение..................................................................................................................................... 3

1. О компании............................................................................................................................ 4

2. Причины неэффективности компании........................................................................ 6

3. Анализ данных, связанных с неэффективностью работы компании................. 7

3.1. Организационная структура........................................................................................................................ 8

3.2. Экономические показатели........................................................................................................................ 10

4. Рекомендации по увеличению эффективности..................................................... 14

Заключение............................................................................................................................. 15

Список использованной литературы............................................................................. 16

Введение

В данной работе я хотел бы рассмотреть возможные причины неэффективности работы ФГУП «Почта России», подкрепив их анализом финансовых результатов за 2007 - 2011 годы.

В первую очередь, я буду рассматривать такие показатели, как организационная структура компании, брендинг и показатель эффективности проекта NPV. Также будут рассмотрены сильные и слабые стороны, возможности и угрозы для организации (проведен неуглубленный SWOT-анализ). Будет затронут вопрос кадровой политики компании, а также немного поговорим о позиционировании прогосударственной компании в условиях современного конкурентного рынка.

В конце работы будут предложены возможные мероприятия по увеличению эффективности ФГКП «Почта России».

О компании

ФГУП «Почта России» — российская государственная компания, оператор российской государственной почтовой сети. Член Всемирного почтового союза. Полное наименование — Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России». Штаб-квартира — в Москве. Находится в ведении Минкомсвязи РФ. 29 марта 2013 года вошла в Перечень стратегических предприятий Российской Федерации под номером 516.

28 июня 2002 года Правительство России одобрило Концепцию реструктуризации организаций федеральной почтовой связи. В соответствии с Концепцией было предложено объединить все существующие организации федеральной почтовой связи и создать федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Почта России», основанное на праве хозяйственного ведения, с последующим акционированием при сохранении контроля со стороны государства.

ФГУП «Почта России» было создано распоряжением Правительства России от 5 сентября 2002 года. 11 февраля 2003 года был утвержден устав, 13 февраля 2003 года проведена государственная регистрация предприятия.

«Почта России» осуществляет следующие виды деятельности согласно своему уставу:

· все виды услуг почтовой связи — действия по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов (под брендом «КиберДеньги»;

· универсальные услуги почтовой связи по удовлетворению нужд пользователей услуг почтовой связи в обмене письменной корреспонденцией в пределах территории России, по тарифам, регулируемым государством;

· услуги международной почтовой связи, а также обмен международными почтовыми отправлениями между иностранными почтовыми операторами;

· услуги по хранению почтовых отправлений, грузов и товаров, а также складские услуги;

· услуги гибридной почты;

· услуги по распространению рекламы на почтовых отправлениях и других видах продукции;

· транспортно-экспедиционные услуги;

· финансовые услуги посредством договорных отношений с финансовыми учреждениями в области реализации их услуг через сеть отделений почтовой связи;

· услуги по доставке и выдаче пенсий, пособий и других выплат целевого назначения, прием жилищно-коммунальных и прочих платежей;

· услуги по подписке, доставке и распространению периодических печатных изданий;

· организация изготовления, типографские работы, издание и реализация государственных знаков почтовой оплаты и почтовой продукции, почтовых марок, блоков, почтовых конвертов и карточек (открыток), каталогов;

· услуги местной и дальней телефонной, факсимильной, телеграфной связи, доступа в Интернет;

· розничная и оптовая торговля различными товарами;

· услуги таможенного брокера, а также услуги по декларированию и таможенному оформлению;

· редакционно-издательская деятельность (предприятие издает журнал «Почта России», газету «Почтовые вести», а также является учредителем 14 региональных газет);

· различные виды бытовых услуг.

В состав ФГУП «Почта России» входят 8 филиалов, в том числе 82 территориальных управления федеральной почтовой связи (УФПС), «EMS Почта России», ГЦМПП, Russian Post – филиал ФГУП «Почта России» в Германии, «Автоматизированные сортировочные центры» – филиал ФГУП «Почта России», центры гибридной почты – филиал ФГУП «Почта России».

Число объектов недвижимости, зарегистрированных на праве хозяйственного ведения, в 2010 году было 11515, а в 2011 – 16177.

Балансовая стоимость зданий и сооружений Почты России на конец декабря 2011 года составляет 9462 млн рублей – это 58% от стоимости всех основных средств предприятия. Всего во ФГУП насчитывается 20 272 объекта недвижимости производственного и непроизводственного назначения.

Причины неэффективности компании

Одной из основных причин неэффективности работы ФГУП «Почта России» я считаю крайне высокую степень дифференцированности функций, выполняемых компанией. Как следует из финансовых отчетов компании, на основные две функции «Почты России» - услуги почтовой связи и пересылку посылок - приходится 20% и 10% соответственно. Остальные 70% делятся между реализацией товаров (книжная продукция, периодические печатные издания, текстильные и трикотажные изделия, фототовары, товары для подсобного хозяйства, табачные изделия, бытовая химия и проч.), приемом платежей, выплатами пенсий и т.д. С точки зрения эффективности работы компании такое распределение функций является неэффективным, поскольку несвойственные, не профильные виды деятельности в совокупности занимают большую часть работы ФГУП «Почта России», что, в свою очередь, неизбежно сказывается на результативности работы по основным направлениям.

Кроме того, «Почта России» осуществляет социально важные, но убыточные виды деятельности, часть потерь от которых покрывается государством посредством субсидий. В 2011 году общий объем таких субсидий составил 5 503 млн рублей. Таким образом было компенсировано 46% фактически понесенных убытков. В частности, государство частично компенсировало потерю доходов, возникшую из-за ограничения тарифов на подпи- ску и доставку периодических изданий. Из федерального бюджета на эти цели направлено 3 044 млн рублей, что покрывает 54,5% убытков Почты России от данного вида деятельности. Таким образом, ФГУП «Почта России» напрямую и очень сильно зависимо от государства, что неприемлемо в рамках существующей экономической и социально-политической ситуации в стране.

Также мы видим, что, кроме собственных непрофильных направлений деятельности, компания имеет и дополнительную социальную нагрузку от государства, которая компенсируется далеко не полностью, что также приводит к неэффективному распределению ресурсов (как финансовых, так и рабочей силы).

Еще одной важной причиной неэффективности работы «Почты России» я считаю как раз-таки кадровый вопрос и систему организации управления компании. Во-первых, «Почта России» имеет непозволительно «раздутую» схему управления, причем как на самых верхних уровнях, так и на уровне филиалов. Так, организационная структура только одного филиала компании включает в себя 34 управляющих позиции (директор, 4 заместителя, 22 руководителя отделов и 6 начальников почтампов).

Во-вторых, имеет место непозволительно низкого уровня оплаты труда у рядовых сотрудников ФГУП «Почта России». Цитата из официального финансового годового отчета компании: «За счет мер по оптимизации численности персонала, совершенствованию системы оплаты труда и мотивации сотрудников среднемесячная заработная плата на предприятии выросла до 14 854 рублей, что на 15% выше уровня предыдущего года.» Таким образом, мы видим, что эта сумма всего в два раза превышает прожиточный минимум для трудоспособного населения.

Кроме того, в силу вышеописанных факторов и некоторых других, ФГУП «Почта России» оказалась абсолютно не готова к потребностям клиентов, что привело к той плачевной ситуации, которая произошла в 2012-2013 годах - компания просто не смогла справиться со своим прямым предназначением по доставке писем и посылок.

Итак, мы определились с основными причинами неэффективности работы компании. Теперь имеет смысл рассмотреть более детально связаные с этими факторами статистические и финансовые данные.

Наши рекомендации