Формы финансовой отчетности.

Основным источником информации для проведения финансового анализа

служит отчетность предприятия (организации), которая включает:

1. индивидуальную бухгалтерскую отчетность (составляется всеми хозяйствующими субъектами за каждый отчетный период);

2. консолидированную финансовую отчетность;

3. управленческую отчетность;

4. налоговую отчетность.

Индивидуальная бухгалтерская отчетность выполняет две функции:

1) информационную – характеризует финансовое положение и финансовый результат деятельности хозяйствующего субъекта;

2) контрольную – обеспечивает системный контроль за правильностью и точностью данных бухгалтерского учета при завершении каждого учетного цикла.

Индивидуальная отчетность служит для следующих целей:

v отражения конечного финансового результата деятельности хозяйствующего субъекта и использования чистой прибыли;

v предъявления в налоговые органы;

v выявления признаков банкротства хозяйствующих субъектов;

v формирования единой государственной статистической базы и макроэкономических показателей;

v использования в управлении хозяйствующим субъектом, судопроизводстве и при налогообложении.

Консолидированная отчетность –это бухгалтерская отчетность финансово-промышленных групп. При наличии у организации дочерних и зависимых обществ помимо индивидуального бухгалтерского отчета составляется также сводная бухгалтерская отчетность, включающая показатели отчетов таких обществ, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Управленческая отчетность предназначена для внутренних пользователей, т.е. для управленческого персонала. Содержание, периодичность, сроки, формы и порядок ее составления определяются хозяйствующим субъектом самостоятельно.

Налоговая отчетность (налоговые декларации) предназначена для фискальных целей и обязательна для составления хозяйствующими субъектами. Налоговая отчетность должна составляться на основе информации, формируемой в бухгалтерском учете.

Согласно российским стандартам, бухгалтерская отчетность – это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности. Составляется на основе данных финансового учета с целью предоставления внешним и внутренним пользователям обобщенной информации о финансовом положении организации в форме, удобной и понятной для принятия этими пользователями определенных деловых решений.

Организация вправе внести в предлагаемые формы бухгалтерской отчетности изменения либо разработать собственные формы бухгалтерской отчетности с соблюдением требований, установленных Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденным приказом Минфина России от 06.07.99 № 43н.

Это объясняется тем, что типовые формы для одних организаций являлись избыточными в части предусмотренных показателей, а для других – недостаточными.

В связи с этим возможны четыре варианта формирования бухгалтерской отчетности:

v упрощенный,

v стандартный,

v множественный,

v отчетность в соответствие с МСФО.

Упрощенный вариант – для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих (кроме бюджетных) организаций. В этом случае в состав годовой бухгалтерской отчетности включаются форма № 1 «Бухгалтерский баланс» и форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках». По некоммерческим организациям рекомендуется дополнительно включить в состав годовой бухгалтерской отчетности форму отчета о целевом использовании полученных средств.

Стандартный вариант – для коммерческих организаций, относящихся к группе средних и крупных организаций. Этот вариант предполагает формирование бухгалтерской отчетности применительно к образцам форм, показанным в приложении к приказу № 66н от 02 июля 2010 «О формах бухгалтерской отчетности организации».

Множественный вариант – для коммерческих организаций, относящихся к группе крупнейших организаций и крупных организаций, имеющих несколько видов деятельности. При этом варианте количество форм, составляющих бухгалтерскую отчетность организации, а также вариантность представления отчетной информации, значительно возрастают. Целесообразно вместо одной формы № 5 (Приложение к бухгалтерскому балансу) представлять показатели отдельных ее разделов в виде самостоятельных форм бухгалтерской отчетности, либо раздел, характеризующий размер произведенных текущих расходов организации, включить в виде приложения к форме № 2 (Отчет о прибылях и убытках). Важную роль в крупных компаниях играет информация по сегментам

(операционным и географическим).

Для акционерных обществ, ценные бумаги которых котируются на фондовом рынке, наряду с бухгалтерской отчетностью, сформированной по российским правилам, составляют годовую бухгалтерскую отчетность, исходя из требований Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и представляют ее организатору торговли на рынке ценных бумаг, инвестору и другим заинтересованным лицам по их требованию.

Бухгалтерская отчетность состоит из:

1. бухгалтерского баланса,

2. отчета о прибылях и убытках,

3. приложений к ним и пояснительной записки (отчет об изменениях капитала, отчета о движении денежных средств и отчета о целевом использовании полученных средств; отчет о движении денежных средств; отчет о целевом использовании полученных средств),

4. а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Наши рекомендации