Финансово-бюджетное законодательство в РФ.
Пл-ие (планирование), мобилизация и использование финансовых рес-ов в централиз-х и децентрализ-х фондах регулир-ся нормами финансового права.
Финн право - это совок-ть юр-их норм, регул-щих общественные отношения, возникающие в процессе пл-ния, образования, распеределения и использования денежных фондов гос.
Составной частью финн права явл б-ое право.
Б-ое право - это сов-ть юр-их норм, ругул-щих б-ое устройство страны, б-ый процесс, порядок пл-ия, рассмотрения, утверждения и исполнения всех б-ов, входящих в состав БС РФ, а тж компетенцию всех органов власти.
Б-ое право сост из правовых норм.
Норма б-го права - это установленное гос-ом, строго определенное, правило поведения в б-ых правоотношениях, закрепляющие юр-ие права и обяз-ти участников.
В зависимости от способа воздействия различ сл виды норм права:
- обязывающие
- запрещающие,
- уполномочивающие.
Главным источником б-го права в РФ выступает Конституция РФ.
Она определяет основы б-ых прав фед, регион, местных ов (органов власти) с учетом федеративного устройства гос-ва, устанавливает общие принципы н/о (налогообложения), разграничивает предметы ведения и полномочия ов.
БК РФ устанавливает, что б-ые правоотношения возникают м/у субъектами уже на стадии составления б-ов роазных ур-ей, регул-ет вопросы формирования гос долгов РФ, долгов СРФ и долгов МО (муниц образований), межб-ые отношения, вопросы составления сводного финн баланса, проектов б-а и тд.
Бюджетные права органов государственной власти РФ.
К ведению РФ в ол регул-ия б-ых правоотношений относится:
1 установление общих принципов организации и функционирования БС РФ
2 разграничение налогов и др доходов
3 определоение основ составления и рассмотрения проектов б-ов, утверждение отчетов об их исполнении и осуществление контроля за их исполнением
4 определение основ осущ-ия гос и мун заимствований, а тж основ управления гос и мун долгом
5 установление порядка формирования доходов ФБ и ВБФ (внеб-ых фондов)
6 осуществление расхожов
7 установление единых форм б-ой документации и отчетности для б-ов
8 формирование обеспечения погашения и обслуживания внешнего долга, а тж определение перечня и порядка осуществления внешних заимствований.
ОГВ (органы гос власти) СРФ наделены б-ми правами в соотв с Конституцией РФ.
Они впрве создавать свои законодат акты, регул-щие б-ые правоотношения на соотве-щей тер-рии.
В обл регул-ия б-ых правоотношений СРФ:
1 устанавливают порядок составления, рассмотрения проектов б-ов, утверждения и исполнения б-ов, осущ-ия контроля и утверждают отчеты об исполнении б-а.
2 распределяют доходы от региональных налогов м/у б-ом СРФ и МБ
3 определяют порядок и условия предоставления финн-ой помощи МБ-ам
4 определяют перечень и порядок осуществления гос внутренних заимствований СРФ, внешних заимствований и порядок управления долгом.
Бюджетные права органов местного самоуправления.
Правовой основой функционирования МБ в РФ явл Конституция РФ, БК РФ, ФЗ «об общих принципах организации МСУ в РФ».
Конституция РФ устанавливает что омсу сам-но формируют, утверждают и используют МБ, устанавливают местные налоги.
Омсу в ркгулировании б-х правоотношений:
1 составляют, рассматривают проекты МБ, утверждают и исполняют их, осущ-ют контроль и утверждают отчеты об исполнении
2 орпределяют порядок направления в МБ доходов от использования мун собственности, местных налогов и иных доходов
3 определяют порядок и условия предоставления финн помощи
4 определяют порядок осуществления мун заимствований, осуществляют их и управляют мун долгом.
Методология бюджетного планирования.
Метолдология б-го пл-ия - это система принципов и методов разработки и обоснования плановых решений.
В процессе обоснования и разработки план-ых документов широко используются сл методы:
1. эк-го анализа.
Он предназначен для регистрации, объяснения и испорльзования в плановой работе результатов финн деятельности исследуемых объектов.
В рамках б-го пл-ия могут применяться сл виды эк-го анализа: факторный, трендовый, горизонтальный, вертикальный.
Данный метод позволяет определить степень выполнения плановых показателей, проанализировать все б-ые показатели, выявить степень эф-го использования ресурсов и определить недостатки в процессе пл-ия.
2. балансовый метод.
Предназначен для увязки общественных потребностей и б-ых ресурсов, обеспечение необходимой пропорциональности и координации в развитииб-но - финн-ых отношениях.
Он широко используется в процессе б-го пл-ия при составлении таких документов как сводный финн баланс, платежный баланс, торговый баланс и б-т.
Составной частью балансового метода явл оптимизация пл-ых решений, при этом могут использоваться на макроуровне сл критерии выбора: максимизация доходов б-та, минимизация расходов б-та, максимальная эф-ть расходования б-ых средств.
3. программно - целевой метод - пр соб способ формирования системы плановых решений общенациональных проблем.
Его сущность заключается в отборе основных целей эк-го и соц-го развития, разработки мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами.
Он предполагает разработку плановых документов с предварительной оценкой конечных результатов.
Связующим звеном м/у целями и средствами их достижения выступают комплексные программы.
Целевая программа - это документ, в котором отражается цель и комплекс определенных производственных научно-исследовательских, соц-но - эк-их, организационно-хозяйственных и др мероприятий, направленных на решение наиболее значимых проблем с определением общего объема финансирования и субъектов реализации программы.
Целевые программы можно разделить на сл виды: общегос-ые; межотраслевые; отраслевые; в рамках первичных звеньев эк-ки.
Разработка целевых программ с использованием программноцелевого метода пл-ия осущ-ся в определенной последовательности:
1) Составляется перечень важных проблем, выдается исходное задание на разработку программы для ее решения
2) Уточняются кол-ые параметры, характеризующие цели программы и опред-ся задачи ее реализации по отдельным периодам
3) Формируется состав заданий и комплекс мероприятий для реализации программы
4) Рассчитываются основные показатели и ресурсное обеспечение программ
5) Осуществляется оформление программных документов и утверждение программы.
4. нормативный метод основан на определении и исполнении прогрессивной системы норм и нормативов, отражающей результаты развития эк-ки.
Он явл одним из способов разработки плановых документов и обоснования плановых решений.
Основным принципом определения норм явл принцип прогрессивности
5. математические модели и методы.
Их использование в системе б-го пл-ия позволяет выделить и формально описать существующие связи эк-их переменных и объектов.
Из четко формулированных исходных данных и соотношений можно получить выводы адекватные исследуемому объекту.
Современные направления совершенствования методов бюджетного планирования в России.
Внедрение БОР в практику управления общественными финансами, как правило, сопровождается переходом на многолетнее (среднесрочное) планирование: планирование деятельности учреждения и выделение бюджетных средств на ее реализацию осуществляется не на один год, а на несколько лет вперед, обычно на три года.
Успех внедрения данного метода зависит от эффективной взаимоувязки концепций бюджетной и административной реформ и практических шагов по их проведению, а также от реализации ряда других направлений политики по повышению эффективности государственного сектора и мероприятий по совершенствованию качества услуг, предоставляемых государством населению, которые намечены в программных документах по реформированию государственного сектора.
перспективы развития БОР преимущественно зависят от ниже перечисленных мероприятий.
1) В первую очередь необходимо, перейти от существующей структуры "стратегическая цель - тактическая задача - целевая программа" к многоступенчатой, типа "миссия субъекта бюджетного планирования (СБП) - достигаемая цель правительства РФ - тактическая задача СБП - бюджетная целевая программа - мероприятие". Сначала каждый СБП формулирует свою миссию, представляющую краткое определение важнейшей цели государственной политики.
Далее каждому СБП необходимо выбрать из трехуровневой системы целей правительства те, которые соответствуют направлениям его деятельности в течение планового периода времени.
Затем определяются тактические задачи СБП, отражающие объем государственных услуг, который СБП намеревается реализовать в течение планируемого периода.
После формулирования своих тактических задач каждый СБП должен разработать план мероприятий, определив основные этапы достижения целей 2) В целях создания действенной системы количественных показателей деятельности СБП целесообразно при проведении оценки эффективности бюджетных расходов разделить результаты функционирования СБП на прямые (непосредственные) и конечные.
Под прямым результатом в этом случае будем понимать объем предоставляемых государством товаров и услуг. Показатели же конечных результатов отражают достижение социальных результатов в виде определенного уровня удовлетворения общественных потребностей.
Таким образом, через систему применяемых показателей БОР в перспективе должен стать не просто новым методом планирования и инструментом анализа исполнения бюджета, а действенным механизмом, позволяющим увидеть за выявленными отклонениями то, что можно улучшить.
Помимо совершенствования процедур подготовки докладов СБП или сводного доклада правительства РФ принципиально важным остается вопрос о повышении эффективности процедур мониторинга, логическим завершением которых должно быть рассмотрение причин и возможных правовых последствий недостижения заданных показателей результативности.
Сводное финансовое планирование.
Сводный финн баланс разрабатывается минэкономразвития РФ совместно с минфином, на основе макроэкономических показателей.
Составление сводного финн баланса явл подготовительным этапом разработки адресного финн плана (бюджет).
Информационной базой при разработки сводного финн баланса явл данные статистических органов, эк-ие нормативы и лимиты по основным показателям развития региона, а тж данные ВБФ.
Составление финн баланса на ур-не тер-рии позволяет:
1) Достигнуть единства в эк-ом и соц-ом развитии тер-рии
2) Сбалансировать матер и финн ресурсы
3) Повысить кач-во б-го пл-ия
4) Точно определить объемы финн рес-ов имеющихся в регионе и необходимых для выполнения мероприятий предусмотренных региональной программой
5) Изыскать внутрирегиональные резервы для финансирования мероприятий
6) Осуществить контроль за мобилизацией и использованием финн ресурсов
7) Скоординировать действия ов.
Программно - целевой метод бюджетного планирования.
Основное направление б-го процесса переход преимущественно к программно-целевым методам б-го пл-ия.
Программно-целевое б-ое пл-ие исходит из ориентации б-х рес-ов на достижение общественно значимых результатов деят-ти с одновременным мониторингом и контролем за достижение намеченных целей и результатов.
Данный метод позволяет определить объемы и источники финансирования гос программ, гос приоритеты и расходы ФБ для их обеспечения, а тж эф-ти пл-ых программ.
По схеме формирования ФБ местные и регион-ые органы обосновывают включение программ представляя сл инф-ю:
1) Цель внедрения программы
2) Ожидаемые рез-ты на пл-ый год
3) Аналитическое заключение по рез-ам предыдущего года
4) Выделение приоритетных направлений программ
Целевая программа - это компл-ый документ, цель которого явл решение приоритетной на данный период программы.
Каждая гос программа хар-ся сл чертами:
1) Период выполнения опред-ся расчетным путем
2) Программа имеет одного распорядителя выделенных б-ых средств
3) Сущность программы отображается в ее названии
4) Ее функциональная классификация определяется одним конкретным разделом
5) Четкость, ясность для населения и конкретность программы
6) В состав программы могут вкл-ться неприоритетные но общественно необходимые направления деятельности.
В зависимости от сложности задач программы принимаются на срок от 2х до 5-8 лет.
Целевые программы подразделяются на:
1) Программы развития отраслей
2) Программы развития регионов
3) Программы решения соц-ых задач
Целевые программы как документ содержат набор разделов включающие:
1) Цели; 2) задачи; 3) ожидаемые от реализации результаты; 4) заказчика программы; 5) исполнителей; 6) мероприятия; 7) меры по годам реализации; 8) объемы финансирования в целом и по годам; 9) конкретный объем финансирования на каждый год по каждой программе, установленные соответствующим законодательством.
Б-т оснолванный на заданиях - это финн план омсу подготовленный таким образом, что прежде чем расходы будут внесены в план администрация должна подготовить в виде б-ых заданий подробные планы (в финн и натур-ом выражении) того, что должны осуществить получатели б-ых средств.
Форма б-та основанного на задании позволяет описать расходы с тз их вклада в достижение целей поставленных омсу.
При составлении б-та основной акцент сделан на результаты, которые необходимо достигнуть. А не на освоение б-ых средств.