Проблемы и направления совершенствования системы управления развитием национальной экономики

Современный этап, характеризующийся дальнейшими преобразованиями в развитии бюджетного федерализма и межбюджетных отношений в связи с наличием следующих тенденций:

– большая совокупность субъектов межбюджетных отношений как на региональном, так и на местном уровнях;

– дифференциация экономических и бюджетно-налоговых потенциалов региона;

– ограниченная способность большинства регионов и муниципальных образований к обеспечению бюджетной самодостаточности;

– отсутствие у федерального бюджета достаточных ресурсов для выравнивания бюджетной обеспеченности регионов в рамках формализованных процедур и т. п.

Основным направлением в преодолении отмеченных тенденций является нормативное регулирование налоговых отчислений от того или иного налога и оказание финансовой помощи из фондов, определенных в федеральном бюджете.

В условиях финансово-экономического кризиса разработана новая Концепция межбюджетных отношений. В этом документе предлагаются меры по приведению бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации в соответствии с кризисным периодом: работа над увеличением доходной базы бюджетов, оптимизацией расходных обязательств[12].

Временной разрыв, возникающий в процессе движения средств из региона в федеральный бюджет, а затем из федерального бюджета в региональные, вынуждает отдельные субъекты прибегать к различно­го рода займам и кредитам. Применение единых нормативов отчис­лений от подоходного налога, налога на прибыль в федеральный бюджет независимо от социально-экономического положения регио­на, характера трансфертов ставит регионы в действительности в не­равные условия и тем самым усугубляет положение тех субъектов, которые нуждаются в финансовой поддержке государства.

Существующая система межбюджетных отношений приводит в ряде случаев к необоснованному завышению расходов федерального бюджета вследствие многоканального финансирования одних и тех же бюджетных потребностей субъектов Федерации.

Одним из последствий такого подхода является потеря стимулов субъектов Федерации к развитию собственной доходной базы и со­кращению расходов. Другим следствием такой недостаточно скоор­динированной финансовой поддержки регионов является размывание инвестиционного блока расходов федерального бюджета. Все это не способствует сокращению дефицитности бюджетов субъектов Феде­рации, снижению встречных финансовых потоков[13].

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012-2014 гг. определены основные задачи бюджетной политики государства на 2012-2014 гг.:

– интеграция бюджетного планирования в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития;

– снижение ставок страховых взносов, подготовка предложений по развитию пенсионной системы и системы обязательного социального страхования;

– расширение и укрепление доходной базы бюджетов бюджетной системы;

– улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития страны;

– повышение отдачи от использования государственных расходов;

– кардинальная перестройка системы государственных закупок;

– расширение применения механизмов государственно-частного партнерства при реализации инвестиционных проектов модернизации производства и внедрения инноваций;

– совершенствование государственного и муниципального финансового контроля;

– обеспечение эффективной децентрализации полномочий между уровнями власти в пользу субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

Принятые меры по реализации Бюджетного послания позволили решить ряд основных задач бюджетной политики государства. Создано и осуществляет деятельность в области страхования экспортных кредитов и инвестиций от коммерческих и политических рисков ОАО «ЭКСАР». Утверждена и реализовывается Концепция создания и развития интегрированной информационной системы управления общественными финансами (электронный бюджет), направленная на повышение открытости, прозрачности и подотчетности финансовой деятельности публично-правовых образований, обеспечение доступности и достоверности информации для всех заинтересованных пользователей, повышение качества финансового менеджмента в секторе государственного управления. Федеральным законом от 28 июля 2012г. № 133-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» усилены меры административной ответственности должностных лиц органов, предоставляющих государственные услуги, за нарушение порядка предоставления государственной услуги либо предоставление государственной услуги с нарушением срока.

В Бюджетном послании отмечена необходимость интегрировать бюджетное планирование в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития страны, не позднее 2012 года утвердить долгосрочный экономический прогноз, стратегию долгосрочного развития России и увязанную с ней бюджетную стратегию, начать полномасштабное внедрение с 2012г. программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти и, соответственно, программных бюджетов на всех уровнях управления, в том числе утвердить основные государственные программы.

Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса», предусматривающий создание правовой базы для перехода к формированию бюджетов на основе программно-целевого принципа, был принят только в 2013г.

В Бюджетном послании поставлена задача завершить разработку поправок и внести изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации по вопросам государственного и муниципального финансового контроля, а также применения мер ответственности за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации.

Бюджетным посланием отмечена необходимость кардинальной перестройки системы государственных закупок, создания федеральной контрактной системы. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» был принят только в 2013г.

В Бюджетном послании поставлена задача завершить подготовку к введению местного налога на недвижимость. По завершении кадастровой оценки объектов капитального строительства необходимо вводить указанный налог по мере готовности тех субъектов Российской Федерации.

В Бюджетном послании указано на необходимость, с одной стороны, в систематизации действующих налоговых льгот и их оценке на предмет согласованности и проблем администрирования, а с другой, – в выявлении тех налоговых льгот, которые наиболее актуальны в целях модернизации производства и внедрения инноваций. Вместе с тем работа по систематизации действующих налоговых льгот и их оценке на предмет согласованности и проблем администрирования, выявлению тех налоговых льгот, которые наиболее актуальны в целях модернизации производства и внедрения инноваций, в полной мере не осуществлена.

Правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу ряд проектов федеральных законов, в том числе: «О государственном стратегическом планировании», «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям», «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и установлении требований к работникам специализированной финансовой организации, учреждаемой Правительством Российской Федерации», «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета» и ряд других[14].

В рамках реализации «Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013г.» продолжались работы по приведению расходных обязательств в соответствие с разграничением полномочий между уровнями власти в Российской Федерации, формированию стимулов к увеличению доходной базы региональных и местных бюджетов, совершенствованию механизма предоставления финансовой помощи субъектам Российской Федерации в целях повышения ее эффективности.

В отчетном году продолжилось осуществление стимулирования субъектов Российской Федерации, достигших наилучших показателей по увеличению регионального налогового потенциала. Вместе с тем не удалось осуществить консолидацию (оптимизацию) межбюджетных субсидий.

Можно сформулировать следующие предложения по развитию бюджетной системы Российской Федерации:

– необходимо продолжить работу по разработке и реализации комплекса дополнительных мер, направленных на развитие доходного потенциала бюджетной системы Российской Федерации в объемах, позволяющих обеспечить устойчивое финансирование реализации задач, сформулированных в посланиях Президента Российской Федерации и программах Правительства Российской Федерации;

– принять меры по формированию единой целостной системы внутреннего финансового контроля (аудита) во всех главных распорядителях, распорядителях и получателях бюджетных средств; разработать и утвердить нормативные методические документы, направленные на обеспечение внутреннего финансового контроля (аудита) в государственных органах, учитывающего международные стандарты и лучшую зарубежную практику;

– требуется разработать и утвердить методику оценки эффективности налоговых льгот.

Наши рекомендации