Показатели рентабельности и деловой активности предприятия
Наряду с абсолютным показателем объема прибыли в финансовой
статистике широко применяется относительный показатель - рентабельность, который в общем виде характеризует прибыльность работы предприятия. Этот показатель представляет собой своего рода синтез различных качественных и количественных показателей: роста объема производства и производительности, снижения себестоимости и др.
Различают три показателя рентабельности: общая рентабельность, рентабельность реализованной продукции, рентабельность капитала.
1. Общая рентабельность определяется как отношение общей суммы балансовой прибыли к среднегодовой стоимости ОП средств, нематериальных активов и материальных оборотных средств.
где Пб - общая сумма балансовой прибыли;
Ф - среднегодовая стоимость основных производственных средств, нематериальных активов и материальных оборотных средств.
2. Показатель рентабельности реализованной продукции отражает эффективность текущих затрат и исчисляется как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости реализованной продукции.
где Пр.п. - прибыль от реализации продукции;
С - полная себестоимость реализованной продукции.
Показатель рентабельности конкретного вида продукции зависит от цен на сырье, качества продукции, производительности труда, материальных и других затрат на производство. Рентабельность производственных фондов ещё зависит от эффективности использования производственного потенциала, результатов непромышленной деятельности.
Статистический анализ рентабельности, прежде всего, заключается в сравнении её уровней за различные периоды, а также в измерении факторов, влияющих на её величину.
Финансовая статистика предприятий изучает состояние, динамику основного и оборотного капитала, эффективность его использования, а также обеспеченность запасами товарно-материальных ценностей в целом, по группам и источникам образования.
Деловая активность предприятия в финансовом отношении определяется с помощью показателя общей оборачиваемости капитала, который определяется по формуле:
О = В / К ,
где В - выручка от реализации продукции;
К - капитал предприятия: основной капитал, материальные оборотные средства, нематериальные активы, фонды обращения.
Общая оборачиваемость капитала может увеличиваться в результате не только ускорения кругооборота имущества предприятия, но и относительного уменьшения капитала в анализируемом периоде, роста цен из-за инфляции.