Общий объем прибыли предприятия представляет собой валовую прибыль.
В составе валовой прибыли учитывается прибыль от всех видов деятельности предприятия. Валовая прибыль включает: (рисуем схему).
Распределение прибыли.
1. В первую очередь – выполнение финансовых обязательств перед бюджетом (выплата налога на прибыль).
2. Фонд накопления используется на:
- приобретение и строительство новых основных средств производственного и непроизводственного назначения;
- прирост оборотных средств;
- выплата процентов за пользование банковским кредитом сверх ставок, установленных законодательством;
- финансирование НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки);
- расходы, связанные с уплатой штрафных санкций;
- затраты по проведению природоохранных мероприятий;
- взносы в качестве вкладов учредителей в создание уставного капитала других организаций;
- подготовку и переподготовку кадров.
3. Фонд потребления используется на социальное развитие и социальные нужды:
- на содержание объектов социально-бытового назначения, находящегося на балансе предприятия;
- на выплату дивидендов, единоновременных поощрений;
- проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий;
- выплата премий за выполнение особо важных производственных заданий, надбавок к пенсиям;
- оказание материальной помощи;
- на оплату дополнительных отпусков, проезда на транспорте, питания в столовых предприятия и т. д.
Согласно марксизму, прибыль есть следствие безвозмездного присвоения капиталистом результатов труда наемных работников. По Марксу выходит, что предприниматель, у которого нет лопаты и тачки в руках, - не трудящийся, а хитроумный эксплуататор, «высасывающий неоплаченный труд из тачечников». Дескать, одну часть своего рабочего времени работник трудится на себя (необходимый труд), получая за это зарплату, а другую (прибавочный труд) – на капиталиста, бесплатно.
Однако мысль о том, что только рабочих рук для ведения производства далеко не достаточно; что нужны фабричные здания, рабочие места, машины, сырье, технологии, стартовый капитал; что само начало и организация бизнеса – занятие хлопотное, рискованное, требующее огромных усилий, таланта, а также не только расчета, но и отваги, смелости, моральных затрат; и что, наконец, все перечисленное должно быть материально вознаграждено (иначе зачем такая головная боль?) – эта простая, самоочевидная мысль не приходит в марксистские головы…
Примеры реалистических оценок прибыли можно найти у других авторов. Французский экономист Жан Батист Сэй (1767 – 1832) определяет доход капиталиста как заслуженную плату за труды – «вознаграждение за его промышленные способности, за его таланты, деятельность, дух порядка и руководство».
В свою очередь английский экономист Джон Стюарт Милль (1806 – 1873) называет прибыль «вознаграждением за воздержание» предпринимателя. Ведь предприниматель мог просто потратить эти деньги, но вложил их в производство.
Наконец, американский экономист Фрэнк Хайнеман Найт (1885 – 1974) подчеркивает, что каждый предприниматель взваливает на себя тяжелое «бремя неопределенности», инвестиционный риск, и должен быть вознагражден за это прибылью. Ведь ни у кого нет гарантии, что затеянный им бизнес превратиться в «цветущее предприятия». Лишь ожидание прибыли побуждает бесстрашных капиталистов начинать дело.
Таким образом, прибыль можно определить как вознаграждение бизнесмену за работу, за расходование его предпринимательских способностей, за то, что он: оплатил и собрал вместе трудовые, природные и капитальные факторы производства; организовал их хозяйственное функционирование и взял на себя ответственность и риск за их эффективное использование.
Различают: бухгалтерская прибыль — разница между ценой реализации (доходами от продажи) и бухгалтерскими издержками; экономическая прибыль — учитывает дополнительные издержки, такие как некомпенсированные собственные издержки предпринимателя, не учтённые в себестоимости, в том числе «упущенная выгода», затраты на «стимулирование» чиновников, дополнительные премиальные работникам.
|
|
Чистая прибыль – источник средств на расширение производства, удовлетворение социально-бытовых нужд работников, их материальное стимулирование, на прирост оборотных средств, капиталовложений, формирование фондов развития и резервов. В акционерных обществах, кроме того, предусматриваются отчисления в специальный фонд выплат дивидендов по акциям.
Распределение прибыли.
Распределение прибыли – процесс формирования фондов и резервов организации, удовлетворения потребностей производства и социально-бытовой сферы, обеспечивающей реализацию интересов предпринимателей-акционеров и трудовых коллективов. Один из основных вопросов распределения прибыли – сочетание текущих потребностей с перспективами. Поддержание высокого технического уровня производства требует увеличения средств на его развитие и модернизацию, на капиталовложения в ущерб текущим потребностям, материальному поощрению работников и пр.
Государство не устанавливает нормативов распределения прибыли, организация самостоятельно определяет направление и пропорции, формирует необходимые ему фонды и резервы с учетом сложившихся условий хозяйствования и их ожидаемого изменения, необходимости обеспечения конкурентоспособности продукции.
Порядок распределения прибыли регламентируется специальным положением, которое разрабатывается экономическим и другими службами организации и утверждается, в зависимости от формы собственности, собственником или советом предприятия, общим собранием акционеров и др. Соответствующие службы организации готовят проект распределения прибыли и всего состава сметы затрат.
Основными методами планирования прибыли являются:
1. Метод прямого счета применяется,как правило,при небольшом ассортименте выпускаемой продукции;прибыль при этомисчисляется как разница между выручкой от реализации товарной продукции в соответствующих ценах и полной себестоимостью:
П = (Q*Ц) – (Q*с/с)
2. Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции и заключается в определении влияния отдельных факторов на плановую прибыль.При этом методеприбыль определяется не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно.
3. Метод совмещенного расчета включает элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие, на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и другие, выявляется с помощью аналитического метода.