Основы налогового права. Права органов государственной власти в области налогов и сборов

Представляя собой совокупность общественных отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношений, возникающих в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговое право представляет собой множество социально-экономических взаимодействий, приобретающих впоследствии характер правовых.

Иными словами, налоговые отношения, их существование возможно только в качестве правоотношений, то есть на базе созданной в процессе правотворчества нормативной модели налогообложения. В этой связи, после введения в действие новая система налогово-правовых норм создает соответствующие ей налоговые отношения - предмет налогового права. При этом, фактическое существование налоговых отношений становится возможным лишь после их законодательного закрепления, в результате практической реализации правовых норм.

Предмет налогового права может быть классифицирован по различным основаниям. Этой связи, могут быть выделены три направления отношений, в которых проявляется стадийность налогообложения как процесса, во времени и в пространстве: 1) налогово-правотворческую стадию, включающую отношения по установлению и введению налогов и сборов; 2) налогово-реализационную стадию, связанную с исчислением, уплатой, взысканием налогов и сборов; 3) налогово-процессуальную стадию, включающую налоговый контроль и ответственность.

Такого рода налоговые отношения формируются и осуществляются поэтапно, в последовательности, установленной в ст. 2 НК РФ.

Первый этап, подразумевает налоговое правотворчество соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления, которые формулируют нормативные модели налогообложения.

Второй этап включает в себя позитивную реализацию смоделированных законодателем налогово-правовых норм в процессе исчисления и уплаты налогов. Это наиболее массовые правоотношения, представляющие собой центральное звено в механизме налогообложения.

Третий этап налогово-правового регулирования представляет собой совокупность правоотношений, возникающих в сфере налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Таким образом, налоговое право представляет собой систему как иерархически организованную совокупность правовых норм и институтов, которые отражают не только общеотраслевое единство налогово-правовых норм, но и их специализацию.

При определении предметности налогового права следует выделить как имущественные отношения, связанные с движением денежных средств в наличной или безналичной форме, так и неимущественные, организационные отношения. Отношения, связные с установлением и введением налогов и сборов относятся к законотворческой сфере, лишенной имущественного содержания, однако без них невозможно рассматривать отношения, связанные с исчислением и уплатой налоговых платежей. В свою очередь, отношения связанные с налоговым контролем имеют управленческую, неимущественную природу, однако и они призваны обеспечивать реализацию обязанности платить законно установленные налоги и сборы.

В этой связи целесообразно рассмотреть основные специфические особенности отрасли, предлагаемые в табл.1.

Таблица 1

Специфические элементы отрасли налогового права

Специфика отрасли Налоговое право
Целевые установки Общее благо
Ведущий субъект Государство
Статус государственных органов Властный субъект, наделенный компетенцией
Положение участников правоотношений Властное подчинение
Характер правоотношений Вертикальные по типу "власть - подчинение"
Метод правового регулирования Императивный
Диспозиции норм Обязанности, запреты
Характер норм Абсолютно определенные
Средство правового регулирования Закон, административные (односторонне властные) акты
Тип правового регулирования Разрешительный для властных участников, общедозволительный для частных лиц
Возникновение, изменение и прекращение правоотношений Из прямого указания закона

Таким образом, налоговые отношения – это отношения по ограничению, взиманию, контролю собственности, где в качестве цели налогово-правового регулирования определяется формирование централизованных денежных фондов государства и местного самоуправления посредством отчуждения денежных средств, принадлежащих частным лицам для реализации публичных задач и функций государства.

Кроме того, налоговые отношения могут быть определены как относительные, где строго устанавливается состав их участников. В соответствии со ст. 9 НК РФ участниками налоговых правоотношений являются налогоплательщики, налоговые агенты, налоговые и иные уполномоченные государственные органы. Кроме того, субъектами налогового права наряду с лицами, указанными в ст. 9 НК РФ, являются территориальные образования (Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования); банки; представители налогоплательщиков; организации, регистрирующие сделки и права, имеющие юридическое значение с точки зрения налогообложения, и др.

Иными словами, сторонами налогового правоотношения являются налогоплательщик и государство как властный участник, наделенный особой компетенцией. В этой связи налоговые органы, как и другие субъекты налогового права, участвуют в правоотношениях различной отраслевой природы. В частности, Российская Федерация, субъекты РФ, а так же муниципальные образования участвуют в налоговых правоотношениях уполномоченных органов, наделяемых государством соответствующей компетенцией. Например, в отношениях по уплате налога, субъектом права является Российская Федерация, а субъектом правоотношения - налоговый орган, выступающий от лица государства.

По сути, основным представителем государства в налоговых правоотношениях выступают налоговые органы, составляющие единую централизованную систему контроля за соблюдением налогового законодательства, за верностью исчисления и своевременностью уплаты в бюджет налогов и сборов.

Наряду с налогоплательщиками и налоговыми органами, субъектами налоговых отношения являются органы государственной власти в области налогов и сборов. Сборщики налогов - государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы, должностные лица и организации, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками. Как видим, функции сборщика налогов носят государственно-властный характер, поэтому частные лица - физические и юридические - приобрести статус сборщика налогов не могут.

Особое значение в этой связи приобретают органы Минфина России, которым принадлежат функции органов по принятию нормативных правовых актов в налоговой сфере, а также по ведению разъяснительной работы в отношении законодательства РФ о налогах и сборах. Кроме того, Минфин России отвечает преимущественно за формирование общегосударственной политики в сфере налогообложения.

В свою очередь, федеральные, региональные и местные финансовые органы обладают полномочиями по ведению разъяснительной работы по вопросам применения налогового законодательства, в соответствии с которыми законодатель разграничивает сферу компетенции этих органов в зависимости от уровня нормативного акта законодательства о налогах и сборах, подлежащего разъяснению,

Иными словами, Минфин России как федеральный орган исполнительной власти, осуществляет функции по формированию государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налоговой деятельности.

В частности, Минфин России полномочен:

- давать разъяснения по вопросам применения актов законодательства о налогах и сборах федерального уровня;

- утверждать формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, а также порядок их заполнения.

В целом, банки обеспечивают функционирование системы осуществления безналичных расчетов в стране. В контексте налоговых отношений следует говорить о необходимости своевременного и полного доведения налоговых платежей от налогоплательщика до бюджета. Кроме того, банки обладают важной информацией о налогоплательщиках с точки зрения налогового контроля, напрямую сопряженной с главной обязанностью банка как финансового посредника состоящей в исполнении поручений налогоплательщиков и налоговых агентов по перечислению налогов и сборов, а также осуществлении решений налоговых органов о взыскании налогов.

Таким образом, банки обязаны исполнять поручения:

- налогоплательщиков на перечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства;

- по возврату налогоплательщикам, налоговым агентам и плательщикам сборов сумм излишне уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов;

- местных администраций и организаций федеральной почтовой связи на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств, принятых от физических лиц - налогоплательщиков;

- налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему РФ за счет денежных средств налогоплательщика в очередности, установленной гражданским законодательством РФ.

При отсутствии банка налогоплательщик или налоговый агент, являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу органа местного самоуправления либо через организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи (п. 3 ст. 58 НК РФ). В свою очередь, таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством, НК РФ, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами (п. 1 ст. 34 НК РФ).

В этой связи следует отметить, что таможенные правоотношения являются комплексными и регулируются нормами различной отраслевой природы. При этом нормы налогового законодательства выступают общими, а таможенного права - специальными. Поэтому налоговые нормы регулируют правоотношения с участием таможенных органов в особо оговоренных случаях, а при одновременном регулировании того или иного вопроса приоритет имеют нормы таможенного законодательства.

Особое внимание следует уделить тому, что органы внутренних дел в качестве субъектов налогового права выступают своеобразными правопреемниками упраздненных органов налоговой полиции. Их основные функции - выявление, пресечение и расследование преступлений в сфере налогообложения. В случае выявления обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в десятидневный срок направить материалы в налоговый орган для принятия по ним решения. Кроме того, ОВД несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий или бездействия, а равно неправомерных действий или бездействия должностных лиц и других работников этих органов при исполнении ими служебных обязанностей.

Наряду с выше изложенным, следует учесть, что в число субъектов налогового права так же входят органы, учреждения, организации и должностные лица, в обязанности которых входит необходимость сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков. Функциональное назначение этих участников налоговых правоотношений сводится либо к предоставлению налоговым органам сведений, необходимых для исчисления налогов, либо информированию налоговых органов о юридических фактах, имеющих существенное значение для налогообложения, либо сведений, необходимых для организации налогового контроля. При этом необходимо учесть, что какими-либо властными полномочиями в отношении налогоплательщиков эти субъекты не наделены. В частности, органы юстиции, выдающие лицензии на право нотариальной деятельности и наделяющие нотариусов соответствующими полномочиями, обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения о физических лицах, получивших лицензии на право нотариальной деятельности и (или) назначенных на должность нотариуса, занимающегося частной практикой, или освобожденных от нее, в течение пяти дней со дня издания соответствующего приказа.

В свою очередь, региональные советы адвокатских палат обязаны не позднее 30-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения об адвокатах, являющихся членами адвокатской палаты субъекта РФ, об избранной ими форме адвокатского образования, а также о принятых решениях о приостановлении (возобновлении) или прекращении статуса адвоката.

Кроме того, органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства либо о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных лиц или фактов.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.

При этом, органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения, осуществляющие опеку, попечительство или управление имуществом подопечного, обязаны сообщать об установлении опеки над физическими лицами, признанными судом недееспособными, об опеке, попечительстве и управлении имуществом малолетних, иных несовершеннолетних физических лиц, физических лиц, ограниченных судом в дееспособности, дееспособных физических лиц, над которыми установлено попечительство в форме патронажа, физических лиц, признанных судом безвестно отсутствующими, а также о последующих изменениях, связанных с опекой, попечительством или управлением имуществом, в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Наряду с выше указанными органами, органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, осуществляющие частную практику, обязаны сообщать о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения, если иное не предусмотрено НК РФ.

Органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами, обязаны сообщать о предоставлении прав на такое пользование, являющихся объектом налогообложения, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя.

Кроме того, органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории Российской Федерации, обязаны сообщать в налоговый орган по месту жительства гражданина сведения: 1) о фактах замены документа, удостоверяющего личность гражданина РФ на территории Российской Федерации, и об изменениях персональных данных, содержащихся во вновь выданном документе, в течение пяти дней со дня выдачи нового документа; 2) о фактах подачи гражданином в эти органы заявления об утрате документа, удостоверяющего личность гражданина РФ на территории Российской Федерации, в течение трех дней со дня его подачи.

Таким образом, современная экономико-правовая действительность обусловила особое значение налогового права в регулировании налоговых отношений, связанных с исчислением и уплатой законодательно-установленных налогов и сборов. Особую роль в осуществлении подобных процессов в контексте современных налоговых отношений приобретает деятельность органов государственной власти как своего рода катализатора обеспечения эффективной системы налогообложения. При этом, деятельность государственных органов в сфере налогообложения представляет собой разновидность государственного управления - процесса, имеющего цикличный характер и включающего в качестве обязательной стадии контроль и коррекцию управленческого воздействия.

Контрольные вопросы

1. Какие правоотношения составляют предмет налогового права?

2. Каковы основные признаки налоговых правоотношений?

3. Что собой представляют элементы отрасли налогового права?

4. В чем выражается публично-правовая природа налогового права?

5. Какие органы государственной власти способствуют осуществлению процесса налогообложения в РФ?

6. Какова роль Минфина в процессе налогообложения?

7. Каким образом банки воздействуют на налоговые отношения?

8. Охарактеризуйте роль ОВД в процессе налогообложения.

9. Каковы обязанности таможенных органов в обеспечении процесса налогообложения?

10. Конкретизируйте роль органов исполнительной власти в осуществлении налоговых отношений.

Наши рекомендации