Учеты расчетными поручениями
Раздел 3. Учет расчетных операций.
Тема 3.1. Учет расчетных операций по счетам клиентов.
1. Учет расчетов платежными поручениями.
2. Расчеты по инкассо. Учет расчетов платежными требованиями с акцептом и без акцепта плательщика.
3. Безакцептное списание средств по инкассовым поручениям.
4. Учет расчетов аккредитивами.
5. Учет расчетов чеками.
Учеты расчетными поручениями.
Платежные поручения (ПП) представляет собой распоряжение плательщика обслуживающему его банку перечислить определенную сумму денежных средств со своего счета на счет получателя, то есть поставщика.
Платежное поручение действительно в течение 10 рабочих дней, не считая дня его выписки.
Платежные поручения являются основным платежным инструментом, используемым в платежной системе России (около 95% всех безналичных платежей осуществляются по ПП. Это обусловлено следующими преимуществами данной формы расчетов:
ü Платежное поручение применяется в расчетах не только за товары и услуги, но и по нетоварным операциям (платежи в бюджет, погашения кредитов и т.д.).
ü Платежными поручениями могут рассчитываться не только юридические, но и физические лица (положение БР № 222-П).
ü Платежные поручения могут применяться в расчетах за товары и услуги как при предварительной оплате, так и при последующей оплате.
ü По платежному поручению наиболее простой документооборот и низкие затраты труда по сравнению с другими формами.
ü Платежные поручения применяются с использованием электронных современных технологий.
Платежные поручения принимаются банком к исполнению независимо от наличия денежных средств на счете плательщика.
Платежные поручения заполняются на бланках установленной ЦБ РФ формы (приложение №1 к положению № 2-П)
В платежном поручении должны быть указаны следующие обязательные реквизиты:
· наименование расчетного документа и его номер;
· дата составления;
· вид платежа (почтой, телеграфом, электронно и срочно);
· наименование плательщика и получателя средств, 20-значные номера их счетов, ИНН;
· наименование и местонахождение банков, обслуживающих плательщика и получателя, а так же БИК и 20-значные номера корреспондентских счетов банков;
· назначение платежа, причем НДС всегда выделяется отдельной строкой;
· сумма цифрами и сумма прописью;
· группа очередности платежей;
· вид операции;
· подписи должностных лиц клиента, оттиск его печати и подписи сотрудников банка.
Платежные поручения выписываются плательщиком в количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчетов. Например, 4 экземпляра: по одному плательщику и получателю и по 1 – банкам, их обслуживающим, причем последний экземпляр всегда отдается плательщику с отметкой банка об исполнении вместе с выпиской по счету клиента. А первый экземпляр ПП, снабженный печатью и подписями должностных лиц клиента, всегда является основанием для списания средств со счета плательщика. При этом составляются следующие бухгалтерские проводки:
1) Плательщиком представлено ПП для оплаты:
a) На расчетном счете плательщика денежные средства имеются:
§ Если плательщик и получатель обслуживаются одним учреждением банка
Д 405-407(01-03) К 405-407(01-03)расчетный счет получателя
§ Если плательщик и получатель обслуживаются разными банками
В банке плательщика Д 405-407(01-03) расчетный счет плательщика К 30102, 30109, 30110
b) На счете плательщика денежные средства отсутствуют, или их недостаточно для его полной оплаты (и клиент не пользуется овердрафтом). В этом случае платежные поручения помещаются в картотеку к активному внебалансовому счету 90902 А «Расчетные документы неоплаченные в срок»
Д 90902 К 99999
c) Оплата платежных поручений, находящихся в картотеке осуществляется по мере поступления средств на счет плательщика в порядке установленной очередности
Д 405-407(01-03) расчетный счет плательщика К 30102, 30109, 30110
Одновременно Д 99999 К 90902
Если производится частичная оплата ПП, то банк выписывает платежный ордер в двух экземплярах.
2) На основании второго экземпляра ПП в банке получателя денежные средства будут зачисляться на расчетный счет получателя.
Д 30102, 30110 К 405-407(01-03) расчетный счет получателя
Согласно ст. 76 Налогового Кодекса РФ банк может приостановить расчетные операции по счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В случае несвоевременной подачи ими налоговой декларации или неуплаты обязательных налоговых платежей. В этом случае балансовые проводки не делаются, а документы принимаются в картотеку к счету 90901 А по лицевому счету «Расчетные документы, ожидающие разрешения на проведение операций».
Д 90901 К 99999