Премирование (поощрение) отличившихся работников вне систем оплаты труда. 4 страница

В бухгалтерском учете затраты по таким договорам полностью включают в расходы по обычным видам деятельности. В налоговом учете такие затраты включаются в состав расходов на оплату труда.

Расходы по обязательному страхованию сотрудников уменьшают налогооблагаемую прибыль фирмы полностью. Расходы по добровольному страхованию сотрудников уменьшают прибыль, если:

- договор страхования заключен на условиях, предусмотренных п. 16 ст. 255 НК РФ;

- расходы по страхованию сотрудников не превышают норм, установленных п. 16 ст. 255 НК РФ.

Разобраться, в каком порядке учитывают расходы по добровольному страхованию сотрудников, вам поможет таблица на следующей странице.

Вид договора страхования Условия страхования Максимальная сумма расходов, которая уменьшает облагаемую прибыль
Пенсионное страхование Работодатели перечисляют дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии своих работников в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ Общая сумма расходов по страхованию жизни и пенсионному страхованию (негосударственному пенсионному обеспечению) не должна превышать 12% от затрат на оплату труда
Долгосрочное страхование жизни Минимальный срок договора - 5 лет. В течение этого срока договор не должен предусматривать выплаты в пользу сотрудника (за исключением страховых выплат в случае его смерти или причинения вреда здоровью)
Добровольное пенсионное страхование или негосударственное пенсионное обеспечение Договор должен предусматривать выплату пенсии (пожизненно), если сотрудник имеет на нее право по законодательству
Добровольное медицинское страхование Минимальный срок договора - один год. Договор должен предусматривать оплату страховщиком медицинских расходов работников 6% от затрат на оплату труда
Добровольное личное страхование жизни или причинения вреда здоровью Договор должен предусматривать выплаты исключительно в случаях смерти застрахованного или причинения вреда здоровью Не более 15 000 руб. в год на одного человека. Этот предел рассчитывают как отношение общей суммы взносов к количеству застрахованных работников

Внимание! Независимо от метода учета доходов и расходов при расчете налога на прибыль (метода начисления или кассового метода) затраты по обязательному и добровольному страхованию сотрудников уменьшают облагаемую прибыль только после их оплаты (п. 6 ст. 272, ст. 273 НК РФ). Если расходы по страхованию относятся к нескольким отчетным периодам (например, при оплате договора страхования разовым платежом), то они равномерно распределяются между ними.

Пример. В декабре ООО "Паола" заключило договор добровольного медицинского страхования сотрудников. 31 декабря "Паола" перечислила страховую премию в сумме 30 000 руб. Срок действия договора - один год с 1 января следующего года. Сумма расходов по страхованию, которая ежемесячно будет включаться в затраты в следующем году, составит:

30 000 руб. : 12 мес. = 2500 руб.

Выплаты по гражданско-правовым договорам

Фирма может оплачивать труд работников не только по трудовому, но и по гражданско-правовому договору. К гражданско-правовым договорам относятся, например:

- договор подряда (ст. 702 ГК РФ);

- договор возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК РФ);

- договор перевозки (ст. 785 ГК РФ);

- договор транспортной экспедиции (ст. 801 ГК РФ);

- договор хранения (ст. 886 ГК РФ);

- договор поручения (ст. 971 ГК РФ);

- договор комиссии (ст. 990 ГК РФ);

- договор доверительного управления имуществом (ст. 1012 ГК РФ);

- агентский договор (ст. 1005 ГК РФ);

- договор авторского заказа (ст. 1288 ГК РФ);

- другие виды договоров.

Гражданско-правовой договор заключается в соответствии с требованиями гражданского, а не трудового законодательства.

Такой договор может быть заключен как с сотрудником фирмы, так и с лицом, не состоящим с фирмой в трудовых отношениях.

Если гражданско-правовой договор заключен с работником фирмы, то работа по этому договору должна выполняться в нерабочее время. Иначе такой труд будет считаться работой по совместительству. При этом по трудовому и гражданско-правовому договорам сотрудник должен выполнять различную работу.

Пример. В ООО "Берег" Васильев работает по трудовому договору электриком. "Берег" заключил с Васильевым договор подряда. Согласно ему Васильев должен убрать территорию вокруг цеха. Трудовой договор при этом с ним не расторгается.

Как правило, гражданско-правовые договоры со сторонними лицами заключаются, если в штате организации нет необходимых специалистов или организация не может выполнить те или иные работы силами штатных сотрудников.

Организация сама решает, принять человека на работу по трудовому договору или заключить с ним гражданско-правовой договор.

Человек, работающий по гражданско-правовому договору, не подчиняется внутреннему распорядку организации, на него не распространяются нормы трудового законодательства (продолжительность рабочего дня, порядок оплаты работы в праздничные и выходные дни, минимальный размер оплаты труда, отпуска и т.д.).

Если в таком договоре установлено, что работать нужно в праздничные и выходные дни, то это условие должно быть выполнено. По гражданско-правовому договору оплачивается только результат работы.

В договоре указывают:

- работы (услуги), которые должны быть выполнены (оказаны);

- порядок оплаты результатов работы;

- даты начала и окончания работ;

- порядок сдачи-приемки работ;

- требования к качеству работ;

- ответственность сторон за нарушение условий договора.

Факт выполнения работ (оказания услуг) подтверждается актом их сдачи-приемки.

Форма акта сдачи-приемки работ (услуг) по гражданско-правовому договору законодательством не установлена. Поэтому при подписании такого акта нужно следить, чтобы в нем были указаны все реквизиты, предусмотренные законодательством для первичных учетных документов.

Вознаграждения за выполнение работ (услуг) по гражданско-правовым договорам учтите при расчете налога на прибыль в составе:

- расходов на оплату труда, если договор заключен с гражданином, не состоящим в штате фирмы (п. 21 ст. 255 НК РФ);

- прочих расходов, если договор заключен с индивидуальным предпринимателем (пп. 41 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Выплаты по гражданско-правовым договорам работникам, состоящим в штате организации, включаются в расходы на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (Письмо Минфина России от 21 сентября 2012 г. N 03-03-06/1/495).

Суммы начисленной амортизации основных средств

В состав расходов, связанных с производством и реализацией, включают суммы амортизации, начисленные по основным средствам (нематериальным активам), которые используют в производственной деятельности организации.

Амортизация - это постепенное перенесение стоимости основных средств на себестоимость продукции (работ, услуг).

По некоторым основным средствам амортизацию начислять не нужно. Перечень таких основных средств в бухгалтерском и налоговом учете различается. Основные различия - в таблице (см. следующую страницу).

Вид имущества Амортизация по правилам бухгалтерского учета Амортизация по правилам налогового учета
Основные средства, которые не используются для извлечения дохода Начисляют (п. 17 ПБУ 6/01) Не начисляют (п. 1 ст. 256 НК РФ)
Основные средства, переведенные на консервацию на срок, превышающий три месяца Не начисляют (п. п. 17, 23 ПБУ 6/01) Не начисляют (п. 3 ст. 256 НК РФ)
Объекты основных средств некоммерческих организаций Не начисляют (п. 17 ПБУ 6/01) и используют для некоммерческой деятельности Не начисляют, если имущество поступило в качестве целевого поступления или куплено за счет целевых поступлений (п. 2 ст. 256 НК РФ)
Объекты жилищного фонда (жилые дома, общежития, квартиры и др.) Начисляют при условии, что эти объекты учтены в составе доходных вложений в материальные ценности (п. 17 ПБУ 6/01) Начисляют, если объекты используются для извлечения дохода (ст. 275.1 НК РФ)
Объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (в том числе: земельные участки; объекты природопользования; музейные предметы и музейные коллекции) Не начисляют (п. 17 ПБУ 6/01) Не начисляют (п. 2 ст. 256 НК РФ)
Основные средства, находящиеся на реконструкции или модернизации больше года Не начисляют (п. 23 ПБУ 6/01) Не начисляют, кроме случаев, когда основные средства продолжают использоваться в предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 256 НК РФ)
Печатные издания (книги, брошюры и т.п.) Может не начисляться (абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01) Не начисляют (п. 2 ст. 256 НК РФ)
Основные средства стоимостью до 40 000 <*> руб. Может не начисляться (абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01) Не начисляют (п. 1 ст. 256 НК РФ)
Объекты незавершенного капитального строительства Не начисляют (п. 3 ПБУ 6/01) Не начисляют (п. 2 ст. 256 НК РФ)
Капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств Начисляют, если в соответствии с заключенным договором аренды эти капитальные вложения являются собственностью арендатора (п. 5 ПБУ 6/01; абз. 8 п. 10 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н) Начисляют только при условии, что капитальные вложения осуществлены в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя (п. 1 ст. 256 НК РФ)

--------------------------------

<*> С 1 января 2016 г. стоимостный лимит отнесения объекта к амортизируемому имуществу установлен в размере 100 000 руб. (Закон от 8 июня 2015 г. N 150-ФЗ).

Внимание! С 1 января 2015 г. к амортизируемому имуществу относятся основные средства, которые по решению руководства более 12 месяцев находятся на реконструкции и модернизации, но продолжают использоваться в предпринимательской деятельности (абз. 4 п. 3 ст. 256 НК РФ). Такие объекты из состава амортизируемого имущества не исключаются, и амортизацию по ним можно не приостанавливать.

Суммы начисленной амортизации прежде всего зависят от первоначальной стоимости основного средства (нематериального актива). В бухгалтерском и налоговом учете ее формируют по-разному.

Поговорим об этом подробнее (на примере основных средств).

Первоначальная стоимость основных средств

Некоторые расходы по правилам бухгалтерского учета включают в первоначальную стоимость основного средства, а по правилам налогового учета - нет. А отдельные расходы не учитывают в первоначальной стоимости ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете.

Как учитывают затраты, связанные с покупкой основных средств, вы можете посмотреть в таблице на странице 474.

Вид расходов Учет расходов
бухгалтерский налоговый
Суммы, уплаченные продавцу (кроме "входного" НДС, который принимается к вычету) Включают в первоначальную стоимость (п. 8 ПБУ 6/01) То же (ст. 257 НК РФ)
Невозмещаемые налоги, уплаченные в связи с приобретением основного средства Включают в первоначальную стоимость (п. 8 ПБУ 6/01) То же (ст. 257 НК РФ)
Расходы на доставку и доведение основного средства до состояния, пригодного к использованию (в т.ч. суммы, уплаченные за транспортировку основного средства к месту его использования, затраты на монтаж) Включают в первоначальную стоимость (п. 8 ПБУ 6/01) То же (ст. 257 НК РФ)
Таможенные пошлины и таможенные сборы, уплаченные при ввозе основного средства в Россию Включают в первоначальную стоимость (п. 8 ПБУ 6/01) То же (ст. 257 НК РФ). Также учитывают в составе прочих расходов (ст. 264 НК РФ)
Суммы, уплаченные за информационные, консультационные и посреднические услуги, связанные с покупкой основного средства Включают в первоначальную стоимость (п. 8 ПБУ 6/01) Прочие расходы (ст. 264 НК РФ). Также включают в стоимость основных средств (ст. 257 НК РФ)
Отрицательные курсовые разницы, связанные с покупкой основных средств, цена которых выражена в иностранной валюте Учитывают в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99) Учитывают в составе внереализационных расходов (ст. 265 НК РФ)
Другие затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением, изготовлением основного средства Включают в первоначальную стоимость (п. 8 ПБУ 6/01) То же (ст. 257 НК РФ)
Проценты по кредитам, полученным для покупки основного средства Учитывают в составе прочих расходов (п. 7 ПБУ 15/2008) Учитывают в составе внереализационных расходов (пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ)
Платежи, связанные с регистрацией прав на основные средства, которые относятся к недвижимому имуществу (например, здания, земля и т.д.) Учитывают в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99) Учитывают в составе прочих расходов (ст. 264 НК РФ)
Государственная пошлина Включают в первоначальную стоимость (п. 8 ПБУ 6/01) Разрешено учитывать как в составе прочих расходов, так и в составе внереализационных расходов (ст. ст. 264, 265 НК РФ)

Как снизить стоимость основных средств

Способ 1

В бухгалтерском учете затраты на оплату информационных, консультационных и посреднических услуг, связанных с покупкой основного средства, увеличивают его первоначальную стоимость.

В налоговом учете возникает соблазн учесть такие затраты единовременно в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией (пп. 3, 14, 15 п. 1 ст. 264 НК РФ), закрепив такое решение в учетной политике фирмы.

Но такой подход является рискованным (Письмо Минфина России от 6 февраля 2012 г. N 03-03-06/1/70). Дело в том, что порядок формирования первоначальной стоимости основного средства прямо установлен законодателем: согласно п. 1 ст. 257 НК РФ она определяется как сумма расходов на приобретение объекта. Классификация расходов, предусмотренная п. 1 ст. 264 НК РФ, применяется в случаях, специально не оговоренных в иных статьях НК РФ.

В частности, по этой причине не следует учитывать отдельно от компьютера стоимость предустановленного программного обеспечения, позволяющего реализовывать публично заявленные продавцом потребительские свойства этой вычислительной техники (Письмо ФНС России от 13 мая 2011 г. N КЕ-4-3/7756).

Практикуют такой вариант: договариваются с поставщиком, что стоимость основного средства будет складываться из двух составляющих: его непосредственной цены и отдельно оплаты информационных услуг по его эксплуатации, которые поставщик вам окажет. Ваш выигрыш - часть стоимости этого имущества - можно сразу включить в расходы без начисления амортизации. А поставщику это лишних хлопот не прибавит, ведь консультация будет лишь формальной. Образовательная лицензия для этого не нужна.

Теперь о выгоде от разделения затрат на две составляющие. Период амортизации основного средства останется тем же. Ведь он зависит не от стоимости имущества, а от срока его полезного использования. Но поскольку, согласно вашей учетной политике, например, консультационные услуги вы спишете сразу (пп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ), общие затраты на покупку имущества окупятся быстрее. Поясним сказанное на примере.

Пример. Фирма "Лотос" приобрела у компании "Берег" отопительный котел. Стоимость сделки составила 177 000 руб. (в т.ч. НДС - 27 000 руб.). Из них стоимость котла - 153 400 руб. (в т.ч. НДС - 23 400 руб.), стоимость консультационных услуг по обслуживанию котла - 23 600 руб. (в т.ч. НДС - 3600 руб.).

Таким образом, "Лотос" сможет сразу списать на расходы 20 000 руб. Оставшиеся 130 000 руб. будут списаны на расходы в течение семи лет (срок полезного использования для отопительных котлов установлен Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1). Если бы стоимость консультационных услуг не была выделена отдельно, в течение семи лет нужно было бы списывать не 130 000, а 150 000 руб.

Внимание! Ключевым моментом при разбивке затрат на две части является их документальное оформление. В выставленном счете-фактуре и платежном документе должно быть записано, что оказана консультационная услуга, а не услуги по установке и наладке оборудования. Соответственно, стоимость консультационной услуги и НДС по ней должны быть выделены. Такую услугу даже лучше классифицировать как расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов (пп. 34 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Новое в отчете 2016. С 1 января 2016 г. амортизируемым в налоговом учете признается имущество с первоначальной стоимостью свыше 100 000 руб. (Федеральный закон от 8 июня 2015 г. N 150-ФЗ).

Способ 2

Фирма может договориться с поставщиком о разделе реальной стоимости основного средства на две части: цену и неустойку, которую заплатит покупатель, если нарушит то или иное условие договора поставки. Такой порядок расчетов поможет значительно снизить стоимость этого имущества, по которой оно будет отражено в бухгалтерском и налоговом учете.

Внимание! Имейте в виду: сумма неустойки НДС не облагается (Письма Минфина России от 8 июня 2015 г. N 03-07-11/33051, от 30 октября 2014 г. N 03-03-06/1/54946).

Если вы покупаете недорогое основное средство, то можно так сформулировать условия договора, что его цена станет меньше 100 000 руб. Следовательно, всю стоимость основного средства можно будет сразу включить в расходы фирмы и уменьшить налогооблагаемую прибыль.

Пример. 20 июня ООО "Прогресс" приобрело оборудование по цене 122 720 руб. (в т.ч. НДС - 18 720 руб.). Оборудование было оплачено 25 июня.

Ситуация 1. Оборудование покупают в обычном порядке. Бухгалтер "Прогресса" должен сделать записи:

20 июня:

Дебет 08 Кредит 60

- 104 000 руб. (122 720 - 18 720) - оприходовано оборудование;

Дебет 19 Кредит 60

- 18 720 руб. - учтен НДС по оборудованию;

Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19

- 18 720 руб. - принят к вычету НДС по оборудованию;

Дебет 01 Кредит 08

- 104 000 руб. - оборудование введено в эксплуатацию;

25 июня:

Дебет 60 Кредит 51

- 122 720 руб. - перечислены деньги поставщику.

Ситуация 2. "Прогресс" условился с поставщиком так сформулировать условия договора, чтобы можно было максимально снизить учетную стоимость оборудования.

Поэтому его цена была установлена в размере 110 448 руб. (в т.ч. НДС - 16 848 руб.).

По условиям договора, если деньги за компьютер перечисляют после 22 июня, "Прогресс" платит неустойку в размере 10 процентов, то есть сумму 12 272 руб. (122 720 - 110 448).

При покупке и оплате оборудования бухгалтер "Прогресса" сделал записи:

20 июня:

Дебет 10 Кредит 60

- 93 600 руб. (110 448 - 16 848) - оприходовано оборудование;

Дебет 19 Кредит 60

- 16 848 руб. - учтен НДС по оборудованию;

Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19

- 16 848 руб. - принят к вычету НДС по оборудованию;

Дебет 20 (26, 44) Кредит 10

- 93 600 руб. - стоимость оборудования включена в расходы фирмы;

25 июня:

Дебет 91-2 Кредит 76

- 12 272 руб. - начислена неустойка;

Дебет 60 Кредит 51

- 110 448 руб. - перечислены деньги за оборудование;

Дебет 76 Кредит 51

- 12 272 руб. - перечислена неустойка.

Как видно из примера, при первом варианте компьютер включают в состав основных средств и бухгалтер "Прогресса" должен начислять на него амортизацию. В результате стоимость компьютера будут относить на затраты в течение продолжительного периода времени.

При втором варианте стоимость компьютера как в бухгалтерском, так и в налоговом учете будет включена в затраты фирмы единовременно. Неустойка (в примере - 12 272 руб.) будет отражена в составе внереализационных расходов и также списана в уменьшение налогооблагаемой прибыли "Прогресса". Таким образом, фирма сможет сэкономить на налоге на прибыль, а бухгалтеру не придется возиться с амортизацией основных средств. Правда, уменьшится НДС, принимаемый к вычету.

Особенности учета отдельных видов основных средств

Недвижимое имущество

Начислять амортизацию по основным средствам, права на которые подлежат государственной регистрации, нужно в общем порядке. А именно - начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объекты введены в эксплуатацию. Факт подачи документов на госрегистрацию и ее дата значения не имеют. Но помните, что такой порядок не распространяется на основные средства, введенные в эксплуатацию до 1 января 2013 г. То есть по основным средствам, введенным в эксплуатацию до 1 января 2013 г., применяется прежний порядок определения момента начала начисления амортизации (момент подачи документов на регистрацию указанных прав).

Пример. ООО "Прогресс" приобрело в июле 2016 г. по договору купли-продажи нежилое помещение. В этом же месяце оно введено в эксплуатацию. Документы на регистрацию права собственности поданы в сентябре. Амортизацию по этому объекту в налоговом учете следует начислять с августа.

Факт подачи документов на регистрацию прав собственности на недвижимое имущество на начисление амортизации не влияет.

Объекты бытового назначения

Кофеварки, микроволновые печи, холодильники, обогреватели - далеко не полный перечень приборов, без которых сейчас не работает практически ни один офис. Тем не менее вопрос их отражения в налоговом учете до сих пор остается спорным.

Но вы можете воспользоваться Письмом Минфина России от 26 сентября 2011 г. N 03-03-06/2/149, которое непосредственно относится к налогообложению прибыли. В нем чиновники признали, что работодатель обязан обеспечить санитарно-бытовое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда. В этих целях в организациях по установленным нормам должны оборудоваться санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, комнаты для отдыха в рабочее время и помещения, специально предназначенные для психологической разгрузки (ст. 223 ТК РФ). А значит, такие расходы соответствуют условиям, указанным в пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Итак, налогооблагаемую прибыль можно уменьшить на "расходы на обеспечение нормальных условий труда, предусмотренные законодательством Российской Федерации" (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Связь таких затрат с производственным процессом аргументируется также ссылкой на ст. 163 ТК РФ. В ст. 163 ТК РФ перечень нормальных условий труда открытый (в оглавлении перечня указано "в частности"). Это значит, что предприятие само вправе определять, что относится к нормальным условиям труда в его понимании. Главное - прописать это в коллективном договоре. Следует, конечно, исходить из требований трудового законодательства. Тогда расходы на оборудование, без которого сотрудники, согласно ТК РФ, не могут нормально работать, учесть в составе налоговых затрат можно намного увереннее.

Кстати, так лучше сделать и в том случае, если вы захотите воспользоваться правом выбора (п. 4 ст. 252 НК РФ) и учесть эти затраты в качестве расходов на оплату труда. Дело в том, что к ним относят "другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым и (или) коллективным договором" (п. 25 ст. 255 НК РФ). Рассматривать этот пункт нужно в связке с общим требованием "экономической оправданности", которое гл. 25 НК РФ предъявляет ко всем расходам. Но разве не является оправданным приобретение имущества, предусмотренного в обязательном порядке для обеспечения нормальной работы по трудовому законодательству?

В итоге обязательные расходы фирмы условно можно разделить на две группы:

- расходы на обеспечение санитарно-бытовых условий труда на рабочем месте (приобретение кондиционеров, вентиляторов, обогревателей, пылесосов, ионизаторов воздуха и т.п.);

- расходы на обеспечение санитарно-бытовых условий для отдыха и питания сотрудников организации в рабочее время (приобретение электрочайников, микроволновых печей, холодильников, кулеров для питьевой воды, кофеварок и т.п.).

При этом вы можете ссылаться также на Письма Минфина России от 3 октября 2012 г. N 03-03-06/2/112 (по вопросу использования кондиционеров) и от 21 ноября 2013 г. N 03-03-06/1/50213 (о расходах на питьевую воду и установку кулеров).

Добавим: судьи регулярно вставали на сторону налогоплательщиков и подтверждали право списывать расходы даже по таким объектам непроизводственного назначения, как телерадиоаппаратура, кухонный инвентарь и бильярд (Постановления ФАС Московского округа от 25 и 27 декабря 2006 г. N КА-А40/12681-06, ФАС Поволжского округа от 27 апреля 2007 г. по делу N А55-11750/06-3).

Подключение к телефонной сети

Как правило, в состав расходов, связанных с установкой телефонов, входят затраты на:

- приобретение телефонных аппаратов;

- приобретение телефонной станции;

- прокладку кабельных линий;

- подключение к местной телефонной сети с предоставлением телефонного номера.

Купленные телефонные аппараты приходуются на баланс организации как хозяйственный инвентарь. Стоимость аппарата, не превышающая 100 000 руб., может быть списана на затраты после его передачи в эксплуатацию.

Если свободные абонентские линии в телефонных кабелях связи отсутствуют, строительные работы по прокладке недостающих линий связи могут проводиться телефонным узлом за счет средств фирмы. После выполнения работ телефонный узел заключает с предприятием договор об оказании услуг телефонной связи.

Затраты на прокладку кабельной линии отражают в бухгалтерском учете на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы". После завершения работ эти затраты списывают в дебет счета 01 "Основные средства".

Сооружения связи, построенные за счет фирмы, могут быть переданы телефонной организации в собственность, в безвозмездное пользование или на техническое обслуживание. Если сооружения связи не были переданы телефонному узлу, их эксплуатирует организация.

Пример. ООО "Вектор" (арендатор) заключило с ООО "Альфа" (арендодателем) договор аренды производственных помещений сроком на два года. Так как в помещении не было телефонов, а они необходимы для работы, то с согласия арендодателя "Вектор" подал заявление в местный телефонный узел на заключение договора об оказании услуг телефонной связи.

Поскольку на территории, взятой в аренду, не было свободных линий связи, арендатор заключил с телефонным узлом договор подряда на строительство новой кабельной линии. Договорная стоимость работ составила 59 000 руб. (в т.ч. НДС - 9000 руб.).

Согласно договору аренды неотделимые улучшения, осуществленные арендатором, являются его собственностью и передаются арендодателю по окончании срока аренды.

В учете "Вектора" были сделаны записи:

Дебет 08-4 Кредит 60

- 50 000 руб. (59 000 - 9000) - отражена стоимость работ по прокладке телефонной линии;

Дебет 19-1 Кредит 60

- 9000 руб. - отражен НДС;

Дебет 01 Кредит 08-4

- 50 000 руб. - телефонная линия принята к учету;

Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19-1

9000 руб. - НДС принят к вычету.

Внимание! Если кабельная линия была проложена за счет средств арендатора для телефонизации арендуемого помещения, то по окончании срока аренды она остается в этом помещении. Кабельная линия в данном случае - это неотделимое улучшение арендованного имущества (Постановление ФАС Центрального округа от 3 декабря 2010 г. по делу N А62-8422/2009). Отражение в учете у арендатора передачи линии на баланс арендодателя зависит от условий договора аренды.

По мнению налоговых органов, затраты на подключение любого нового объекта основных средств относятся к капитальным. Действительно, расходы на получение доступа к телефонной сети являются долгосрочными. Это связано с тем, что договор между абонентом и оператором об оказании услуг телефонной связи (за редким исключением) является бессрочным.

Наши рекомендации