Премирование (поощрение) отличившихся работников вне систем оплаты труда. 4 страница
В бухгалтерском учете затраты по таким договорам полностью включают в расходы по обычным видам деятельности. В налоговом учете такие затраты включаются в состав расходов на оплату труда.
Расходы по обязательному страхованию сотрудников уменьшают налогооблагаемую прибыль фирмы полностью. Расходы по добровольному страхованию сотрудников уменьшают прибыль, если:
- договор страхования заключен на условиях, предусмотренных п. 16 ст. 255 НК РФ;
- расходы по страхованию сотрудников не превышают норм, установленных п. 16 ст. 255 НК РФ.
Разобраться, в каком порядке учитывают расходы по добровольному страхованию сотрудников, вам поможет таблица на следующей странице.
Вид договора страхования | Условия страхования | Максимальная сумма расходов, которая уменьшает облагаемую прибыль |
Пенсионное страхование | Работодатели перечисляют дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии своих работников в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ | Общая сумма расходов по страхованию жизни и пенсионному страхованию (негосударственному пенсионному обеспечению) не должна превышать 12% от затрат на оплату труда |
Долгосрочное страхование жизни | Минимальный срок договора - 5 лет. В течение этого срока договор не должен предусматривать выплаты в пользу сотрудника (за исключением страховых выплат в случае его смерти или причинения вреда здоровью) | |
Добровольное пенсионное страхование или негосударственное пенсионное обеспечение | Договор должен предусматривать выплату пенсии (пожизненно), если сотрудник имеет на нее право по законодательству | |
Добровольное медицинское страхование | Минимальный срок договора - один год. Договор должен предусматривать оплату страховщиком медицинских расходов работников | 6% от затрат на оплату труда |
Добровольное личное страхование жизни или причинения вреда здоровью | Договор должен предусматривать выплаты исключительно в случаях смерти застрахованного или причинения вреда здоровью | Не более 15 000 руб. в год на одного человека. Этот предел рассчитывают как отношение общей суммы взносов к количеству застрахованных работников |
Внимание! Независимо от метода учета доходов и расходов при расчете налога на прибыль (метода начисления или кассового метода) затраты по обязательному и добровольному страхованию сотрудников уменьшают облагаемую прибыль только после их оплаты (п. 6 ст. 272, ст. 273 НК РФ). Если расходы по страхованию относятся к нескольким отчетным периодам (например, при оплате договора страхования разовым платежом), то они равномерно распределяются между ними.
Пример. В декабре ООО "Паола" заключило договор добровольного медицинского страхования сотрудников. 31 декабря "Паола" перечислила страховую премию в сумме 30 000 руб. Срок действия договора - один год с 1 января следующего года. Сумма расходов по страхованию, которая ежемесячно будет включаться в затраты в следующем году, составит:
30 000 руб. : 12 мес. = 2500 руб.
Выплаты по гражданско-правовым договорам
Фирма может оплачивать труд работников не только по трудовому, но и по гражданско-правовому договору. К гражданско-правовым договорам относятся, например:
- договор подряда (ст. 702 ГК РФ);
- договор возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК РФ);
- договор перевозки (ст. 785 ГК РФ);
- договор транспортной экспедиции (ст. 801 ГК РФ);
- договор хранения (ст. 886 ГК РФ);
- договор поручения (ст. 971 ГК РФ);
- договор комиссии (ст. 990 ГК РФ);
- договор доверительного управления имуществом (ст. 1012 ГК РФ);
- агентский договор (ст. 1005 ГК РФ);
- договор авторского заказа (ст. 1288 ГК РФ);
- другие виды договоров.
Гражданско-правовой договор заключается в соответствии с требованиями гражданского, а не трудового законодательства.
Такой договор может быть заключен как с сотрудником фирмы, так и с лицом, не состоящим с фирмой в трудовых отношениях.
Если гражданско-правовой договор заключен с работником фирмы, то работа по этому договору должна выполняться в нерабочее время. Иначе такой труд будет считаться работой по совместительству. При этом по трудовому и гражданско-правовому договорам сотрудник должен выполнять различную работу.
Пример. В ООО "Берег" Васильев работает по трудовому договору электриком. "Берег" заключил с Васильевым договор подряда. Согласно ему Васильев должен убрать территорию вокруг цеха. Трудовой договор при этом с ним не расторгается.
Как правило, гражданско-правовые договоры со сторонними лицами заключаются, если в штате организации нет необходимых специалистов или организация не может выполнить те или иные работы силами штатных сотрудников.
Организация сама решает, принять человека на работу по трудовому договору или заключить с ним гражданско-правовой договор.
Человек, работающий по гражданско-правовому договору, не подчиняется внутреннему распорядку организации, на него не распространяются нормы трудового законодательства (продолжительность рабочего дня, порядок оплаты работы в праздничные и выходные дни, минимальный размер оплаты труда, отпуска и т.д.).
Если в таком договоре установлено, что работать нужно в праздничные и выходные дни, то это условие должно быть выполнено. По гражданско-правовому договору оплачивается только результат работы.
В договоре указывают:
- работы (услуги), которые должны быть выполнены (оказаны);
- порядок оплаты результатов работы;
- даты начала и окончания работ;
- порядок сдачи-приемки работ;
- требования к качеству работ;
- ответственность сторон за нарушение условий договора.
Факт выполнения работ (оказания услуг) подтверждается актом их сдачи-приемки.
Форма акта сдачи-приемки работ (услуг) по гражданско-правовому договору законодательством не установлена. Поэтому при подписании такого акта нужно следить, чтобы в нем были указаны все реквизиты, предусмотренные законодательством для первичных учетных документов.
Вознаграждения за выполнение работ (услуг) по гражданско-правовым договорам учтите при расчете налога на прибыль в составе:
- расходов на оплату труда, если договор заключен с гражданином, не состоящим в штате фирмы (п. 21 ст. 255 НК РФ);
- прочих расходов, если договор заключен с индивидуальным предпринимателем (пп. 41 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Выплаты по гражданско-правовым договорам работникам, состоящим в штате организации, включаются в расходы на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (Письмо Минфина России от 21 сентября 2012 г. N 03-03-06/1/495).
Суммы начисленной амортизации основных средств
В состав расходов, связанных с производством и реализацией, включают суммы амортизации, начисленные по основным средствам (нематериальным активам), которые используют в производственной деятельности организации.
Амортизация - это постепенное перенесение стоимости основных средств на себестоимость продукции (работ, услуг).
По некоторым основным средствам амортизацию начислять не нужно. Перечень таких основных средств в бухгалтерском и налоговом учете различается. Основные различия - в таблице (см. следующую страницу).
Вид имущества | Амортизация по правилам бухгалтерского учета | Амортизация по правилам налогового учета |
Основные средства, которые не используются для извлечения дохода | Начисляют (п. 17 ПБУ 6/01) | Не начисляют (п. 1 ст. 256 НК РФ) |
Основные средства, переведенные на консервацию на срок, превышающий три месяца | Не начисляют (п. п. 17, 23 ПБУ 6/01) | Не начисляют (п. 3 ст. 256 НК РФ) |
Объекты основных средств некоммерческих организаций | Не начисляют (п. 17 ПБУ 6/01) и используют для некоммерческой деятельности | Не начисляют, если имущество поступило в качестве целевого поступления или куплено за счет целевых поступлений (п. 2 ст. 256 НК РФ) |
Объекты жилищного фонда (жилые дома, общежития, квартиры и др.) | Начисляют при условии, что эти объекты учтены в составе доходных вложений в материальные ценности (п. 17 ПБУ 6/01) | Начисляют, если объекты используются для извлечения дохода (ст. 275.1 НК РФ) |
Объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (в том числе: земельные участки; объекты природопользования; музейные предметы и музейные коллекции) | Не начисляют (п. 17 ПБУ 6/01) | Не начисляют (п. 2 ст. 256 НК РФ) |
Основные средства, находящиеся на реконструкции или модернизации больше года | Не начисляют (п. 23 ПБУ 6/01) | Не начисляют, кроме случаев, когда основные средства продолжают использоваться в предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 256 НК РФ) |
Печатные издания (книги, брошюры и т.п.) | Может не начисляться (абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01) | Не начисляют (п. 2 ст. 256 НК РФ) |
Основные средства стоимостью до 40 000 <*> руб. | Может не начисляться (абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01) | Не начисляют (п. 1 ст. 256 НК РФ) |
Объекты незавершенного капитального строительства | Не начисляют (п. 3 ПБУ 6/01) | Не начисляют (п. 2 ст. 256 НК РФ) |
Капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств | Начисляют, если в соответствии с заключенным договором аренды эти капитальные вложения являются собственностью арендатора (п. 5 ПБУ 6/01; абз. 8 п. 10 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н) | Начисляют только при условии, что капитальные вложения осуществлены в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя (п. 1 ст. 256 НК РФ) |
--------------------------------
<*> С 1 января 2016 г. стоимостный лимит отнесения объекта к амортизируемому имуществу установлен в размере 100 000 руб. (Закон от 8 июня 2015 г. N 150-ФЗ).
Внимание! С 1 января 2015 г. к амортизируемому имуществу относятся основные средства, которые по решению руководства более 12 месяцев находятся на реконструкции и модернизации, но продолжают использоваться в предпринимательской деятельности (абз. 4 п. 3 ст. 256 НК РФ). Такие объекты из состава амортизируемого имущества не исключаются, и амортизацию по ним можно не приостанавливать.
Суммы начисленной амортизации прежде всего зависят от первоначальной стоимости основного средства (нематериального актива). В бухгалтерском и налоговом учете ее формируют по-разному.
Поговорим об этом подробнее (на примере основных средств).
Первоначальная стоимость основных средств
Некоторые расходы по правилам бухгалтерского учета включают в первоначальную стоимость основного средства, а по правилам налогового учета - нет. А отдельные расходы не учитывают в первоначальной стоимости ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете.
Как учитывают затраты, связанные с покупкой основных средств, вы можете посмотреть в таблице на странице 474.
Вид расходов | Учет расходов | |
бухгалтерский | налоговый | |
Суммы, уплаченные продавцу (кроме "входного" НДС, который принимается к вычету) | Включают в первоначальную стоимость (п. 8 ПБУ 6/01) | То же (ст. 257 НК РФ) |
Невозмещаемые налоги, уплаченные в связи с приобретением основного средства | Включают в первоначальную стоимость (п. 8 ПБУ 6/01) | То же (ст. 257 НК РФ) |
Расходы на доставку и доведение основного средства до состояния, пригодного к использованию (в т.ч. суммы, уплаченные за транспортировку основного средства к месту его использования, затраты на монтаж) | Включают в первоначальную стоимость (п. 8 ПБУ 6/01) | То же (ст. 257 НК РФ) |
Таможенные пошлины и таможенные сборы, уплаченные при ввозе основного средства в Россию | Включают в первоначальную стоимость (п. 8 ПБУ 6/01) | То же (ст. 257 НК РФ). Также учитывают в составе прочих расходов (ст. 264 НК РФ) |
Суммы, уплаченные за информационные, консультационные и посреднические услуги, связанные с покупкой основного средства | Включают в первоначальную стоимость (п. 8 ПБУ 6/01) | Прочие расходы (ст. 264 НК РФ). Также включают в стоимость основных средств (ст. 257 НК РФ) |
Отрицательные курсовые разницы, связанные с покупкой основных средств, цена которых выражена в иностранной валюте | Учитывают в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99) | Учитывают в составе внереализационных расходов (ст. 265 НК РФ) |
Другие затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением, изготовлением основного средства | Включают в первоначальную стоимость (п. 8 ПБУ 6/01) | То же (ст. 257 НК РФ) |
Проценты по кредитам, полученным для покупки основного средства | Учитывают в составе прочих расходов (п. 7 ПБУ 15/2008) | Учитывают в составе внереализационных расходов (пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ) |
Платежи, связанные с регистрацией прав на основные средства, которые относятся к недвижимому имуществу (например, здания, земля и т.д.) | Учитывают в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99) | Учитывают в составе прочих расходов (ст. 264 НК РФ) |
Государственная пошлина | Включают в первоначальную стоимость (п. 8 ПБУ 6/01) | Разрешено учитывать как в составе прочих расходов, так и в составе внереализационных расходов (ст. ст. 264, 265 НК РФ) |
Как снизить стоимость основных средств
Способ 1
В бухгалтерском учете затраты на оплату информационных, консультационных и посреднических услуг, связанных с покупкой основного средства, увеличивают его первоначальную стоимость.
В налоговом учете возникает соблазн учесть такие затраты единовременно в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией (пп. 3, 14, 15 п. 1 ст. 264 НК РФ), закрепив такое решение в учетной политике фирмы.
Но такой подход является рискованным (Письмо Минфина России от 6 февраля 2012 г. N 03-03-06/1/70). Дело в том, что порядок формирования первоначальной стоимости основного средства прямо установлен законодателем: согласно п. 1 ст. 257 НК РФ она определяется как сумма расходов на приобретение объекта. Классификация расходов, предусмотренная п. 1 ст. 264 НК РФ, применяется в случаях, специально не оговоренных в иных статьях НК РФ.
В частности, по этой причине не следует учитывать отдельно от компьютера стоимость предустановленного программного обеспечения, позволяющего реализовывать публично заявленные продавцом потребительские свойства этой вычислительной техники (Письмо ФНС России от 13 мая 2011 г. N КЕ-4-3/7756).
Практикуют такой вариант: договариваются с поставщиком, что стоимость основного средства будет складываться из двух составляющих: его непосредственной цены и отдельно оплаты информационных услуг по его эксплуатации, которые поставщик вам окажет. Ваш выигрыш - часть стоимости этого имущества - можно сразу включить в расходы без начисления амортизации. А поставщику это лишних хлопот не прибавит, ведь консультация будет лишь формальной. Образовательная лицензия для этого не нужна.
Теперь о выгоде от разделения затрат на две составляющие. Период амортизации основного средства останется тем же. Ведь он зависит не от стоимости имущества, а от срока его полезного использования. Но поскольку, согласно вашей учетной политике, например, консультационные услуги вы спишете сразу (пп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ), общие затраты на покупку имущества окупятся быстрее. Поясним сказанное на примере.
Пример. Фирма "Лотос" приобрела у компании "Берег" отопительный котел. Стоимость сделки составила 177 000 руб. (в т.ч. НДС - 27 000 руб.). Из них стоимость котла - 153 400 руб. (в т.ч. НДС - 23 400 руб.), стоимость консультационных услуг по обслуживанию котла - 23 600 руб. (в т.ч. НДС - 3600 руб.).
Таким образом, "Лотос" сможет сразу списать на расходы 20 000 руб. Оставшиеся 130 000 руб. будут списаны на расходы в течение семи лет (срок полезного использования для отопительных котлов установлен Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1). Если бы стоимость консультационных услуг не была выделена отдельно, в течение семи лет нужно было бы списывать не 130 000, а 150 000 руб.
Внимание! Ключевым моментом при разбивке затрат на две части является их документальное оформление. В выставленном счете-фактуре и платежном документе должно быть записано, что оказана консультационная услуга, а не услуги по установке и наладке оборудования. Соответственно, стоимость консультационной услуги и НДС по ней должны быть выделены. Такую услугу даже лучше классифицировать как расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов (пп. 34 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Новое в отчете 2016. С 1 января 2016 г. амортизируемым в налоговом учете признается имущество с первоначальной стоимостью свыше 100 000 руб. (Федеральный закон от 8 июня 2015 г. N 150-ФЗ).
Способ 2
Фирма может договориться с поставщиком о разделе реальной стоимости основного средства на две части: цену и неустойку, которую заплатит покупатель, если нарушит то или иное условие договора поставки. Такой порядок расчетов поможет значительно снизить стоимость этого имущества, по которой оно будет отражено в бухгалтерском и налоговом учете.
Внимание! Имейте в виду: сумма неустойки НДС не облагается (Письма Минфина России от 8 июня 2015 г. N 03-07-11/33051, от 30 октября 2014 г. N 03-03-06/1/54946).
Если вы покупаете недорогое основное средство, то можно так сформулировать условия договора, что его цена станет меньше 100 000 руб. Следовательно, всю стоимость основного средства можно будет сразу включить в расходы фирмы и уменьшить налогооблагаемую прибыль.
Пример. 20 июня ООО "Прогресс" приобрело оборудование по цене 122 720 руб. (в т.ч. НДС - 18 720 руб.). Оборудование было оплачено 25 июня.
Ситуация 1. Оборудование покупают в обычном порядке. Бухгалтер "Прогресса" должен сделать записи:
20 июня:
Дебет 08 Кредит 60
- 104 000 руб. (122 720 - 18 720) - оприходовано оборудование;
Дебет 19 Кредит 60
- 18 720 руб. - учтен НДС по оборудованию;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19
- 18 720 руб. - принят к вычету НДС по оборудованию;
Дебет 01 Кредит 08
- 104 000 руб. - оборудование введено в эксплуатацию;
25 июня:
Дебет 60 Кредит 51
- 122 720 руб. - перечислены деньги поставщику.
Ситуация 2. "Прогресс" условился с поставщиком так сформулировать условия договора, чтобы можно было максимально снизить учетную стоимость оборудования.
Поэтому его цена была установлена в размере 110 448 руб. (в т.ч. НДС - 16 848 руб.).
По условиям договора, если деньги за компьютер перечисляют после 22 июня, "Прогресс" платит неустойку в размере 10 процентов, то есть сумму 12 272 руб. (122 720 - 110 448).
При покупке и оплате оборудования бухгалтер "Прогресса" сделал записи:
20 июня:
Дебет 10 Кредит 60
- 93 600 руб. (110 448 - 16 848) - оприходовано оборудование;
Дебет 19 Кредит 60
- 16 848 руб. - учтен НДС по оборудованию;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19
- 16 848 руб. - принят к вычету НДС по оборудованию;
Дебет 20 (26, 44) Кредит 10
- 93 600 руб. - стоимость оборудования включена в расходы фирмы;
25 июня:
Дебет 91-2 Кредит 76
- 12 272 руб. - начислена неустойка;
Дебет 60 Кредит 51
- 110 448 руб. - перечислены деньги за оборудование;
Дебет 76 Кредит 51
- 12 272 руб. - перечислена неустойка.
Как видно из примера, при первом варианте компьютер включают в состав основных средств и бухгалтер "Прогресса" должен начислять на него амортизацию. В результате стоимость компьютера будут относить на затраты в течение продолжительного периода времени.
При втором варианте стоимость компьютера как в бухгалтерском, так и в налоговом учете будет включена в затраты фирмы единовременно. Неустойка (в примере - 12 272 руб.) будет отражена в составе внереализационных расходов и также списана в уменьшение налогооблагаемой прибыли "Прогресса". Таким образом, фирма сможет сэкономить на налоге на прибыль, а бухгалтеру не придется возиться с амортизацией основных средств. Правда, уменьшится НДС, принимаемый к вычету.
Особенности учета отдельных видов основных средств
Недвижимое имущество
Начислять амортизацию по основным средствам, права на которые подлежат государственной регистрации, нужно в общем порядке. А именно - начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объекты введены в эксплуатацию. Факт подачи документов на госрегистрацию и ее дата значения не имеют. Но помните, что такой порядок не распространяется на основные средства, введенные в эксплуатацию до 1 января 2013 г. То есть по основным средствам, введенным в эксплуатацию до 1 января 2013 г., применяется прежний порядок определения момента начала начисления амортизации (момент подачи документов на регистрацию указанных прав).
Пример. ООО "Прогресс" приобрело в июле 2016 г. по договору купли-продажи нежилое помещение. В этом же месяце оно введено в эксплуатацию. Документы на регистрацию права собственности поданы в сентябре. Амортизацию по этому объекту в налоговом учете следует начислять с августа.
Факт подачи документов на регистрацию прав собственности на недвижимое имущество на начисление амортизации не влияет.
Объекты бытового назначения
Кофеварки, микроволновые печи, холодильники, обогреватели - далеко не полный перечень приборов, без которых сейчас не работает практически ни один офис. Тем не менее вопрос их отражения в налоговом учете до сих пор остается спорным.
Но вы можете воспользоваться Письмом Минфина России от 26 сентября 2011 г. N 03-03-06/2/149, которое непосредственно относится к налогообложению прибыли. В нем чиновники признали, что работодатель обязан обеспечить санитарно-бытовое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда. В этих целях в организациях по установленным нормам должны оборудоваться санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, комнаты для отдыха в рабочее время и помещения, специально предназначенные для психологической разгрузки (ст. 223 ТК РФ). А значит, такие расходы соответствуют условиям, указанным в пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Итак, налогооблагаемую прибыль можно уменьшить на "расходы на обеспечение нормальных условий труда, предусмотренные законодательством Российской Федерации" (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Связь таких затрат с производственным процессом аргументируется также ссылкой на ст. 163 ТК РФ. В ст. 163 ТК РФ перечень нормальных условий труда открытый (в оглавлении перечня указано "в частности"). Это значит, что предприятие само вправе определять, что относится к нормальным условиям труда в его понимании. Главное - прописать это в коллективном договоре. Следует, конечно, исходить из требований трудового законодательства. Тогда расходы на оборудование, без которого сотрудники, согласно ТК РФ, не могут нормально работать, учесть в составе налоговых затрат можно намного увереннее.
Кстати, так лучше сделать и в том случае, если вы захотите воспользоваться правом выбора (п. 4 ст. 252 НК РФ) и учесть эти затраты в качестве расходов на оплату труда. Дело в том, что к ним относят "другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым и (или) коллективным договором" (п. 25 ст. 255 НК РФ). Рассматривать этот пункт нужно в связке с общим требованием "экономической оправданности", которое гл. 25 НК РФ предъявляет ко всем расходам. Но разве не является оправданным приобретение имущества, предусмотренного в обязательном порядке для обеспечения нормальной работы по трудовому законодательству?
В итоге обязательные расходы фирмы условно можно разделить на две группы:
- расходы на обеспечение санитарно-бытовых условий труда на рабочем месте (приобретение кондиционеров, вентиляторов, обогревателей, пылесосов, ионизаторов воздуха и т.п.);
- расходы на обеспечение санитарно-бытовых условий для отдыха и питания сотрудников организации в рабочее время (приобретение электрочайников, микроволновых печей, холодильников, кулеров для питьевой воды, кофеварок и т.п.).
При этом вы можете ссылаться также на Письма Минфина России от 3 октября 2012 г. N 03-03-06/2/112 (по вопросу использования кондиционеров) и от 21 ноября 2013 г. N 03-03-06/1/50213 (о расходах на питьевую воду и установку кулеров).
Добавим: судьи регулярно вставали на сторону налогоплательщиков и подтверждали право списывать расходы даже по таким объектам непроизводственного назначения, как телерадиоаппаратура, кухонный инвентарь и бильярд (Постановления ФАС Московского округа от 25 и 27 декабря 2006 г. N КА-А40/12681-06, ФАС Поволжского округа от 27 апреля 2007 г. по делу N А55-11750/06-3).
Подключение к телефонной сети
Как правило, в состав расходов, связанных с установкой телефонов, входят затраты на:
- приобретение телефонных аппаратов;
- приобретение телефонной станции;
- прокладку кабельных линий;
- подключение к местной телефонной сети с предоставлением телефонного номера.
Купленные телефонные аппараты приходуются на баланс организации как хозяйственный инвентарь. Стоимость аппарата, не превышающая 100 000 руб., может быть списана на затраты после его передачи в эксплуатацию.
Если свободные абонентские линии в телефонных кабелях связи отсутствуют, строительные работы по прокладке недостающих линий связи могут проводиться телефонным узлом за счет средств фирмы. После выполнения работ телефонный узел заключает с предприятием договор об оказании услуг телефонной связи.
Затраты на прокладку кабельной линии отражают в бухгалтерском учете на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы". После завершения работ эти затраты списывают в дебет счета 01 "Основные средства".
Сооружения связи, построенные за счет фирмы, могут быть переданы телефонной организации в собственность, в безвозмездное пользование или на техническое обслуживание. Если сооружения связи не были переданы телефонному узлу, их эксплуатирует организация.
Пример. ООО "Вектор" (арендатор) заключило с ООО "Альфа" (арендодателем) договор аренды производственных помещений сроком на два года. Так как в помещении не было телефонов, а они необходимы для работы, то с согласия арендодателя "Вектор" подал заявление в местный телефонный узел на заключение договора об оказании услуг телефонной связи.
Поскольку на территории, взятой в аренду, не было свободных линий связи, арендатор заключил с телефонным узлом договор подряда на строительство новой кабельной линии. Договорная стоимость работ составила 59 000 руб. (в т.ч. НДС - 9000 руб.).
Согласно договору аренды неотделимые улучшения, осуществленные арендатором, являются его собственностью и передаются арендодателю по окончании срока аренды.
В учете "Вектора" были сделаны записи:
Дебет 08-4 Кредит 60
- 50 000 руб. (59 000 - 9000) - отражена стоимость работ по прокладке телефонной линии;
Дебет 19-1 Кредит 60
- 9000 руб. - отражен НДС;
Дебет 01 Кредит 08-4
- 50 000 руб. - телефонная линия принята к учету;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19-1
9000 руб. - НДС принят к вычету.
Внимание! Если кабельная линия была проложена за счет средств арендатора для телефонизации арендуемого помещения, то по окончании срока аренды она остается в этом помещении. Кабельная линия в данном случае - это неотделимое улучшение арендованного имущества (Постановление ФАС Центрального округа от 3 декабря 2010 г. по делу N А62-8422/2009). Отражение в учете у арендатора передачи линии на баланс арендодателя зависит от условий договора аренды.
По мнению налоговых органов, затраты на подключение любого нового объекта основных средств относятся к капитальным. Действительно, расходы на получение доступа к телефонной сети являются долгосрочными. Это связано с тем, что договор между абонентом и оператором об оказании услуг телефонной связи (за редким исключением) является бессрочным.