Статус и виды муниципального образований
Понятие территориальных основ местного самоуправление
В целях обеспечения самостоятельности населения в решении вопросов местного значения Конституция РФ и Федеральное законодательство определяют территориальные основы местного самоуправления.
Территориальные основы местного самоуправления – это совокупность норм права, регулирующих порядок формирования и состав территории муниципального образования, установления и изменения его границ.
Местное самоуправление обладает территориальным верховенством в пределах границ муниципального образования. Этот принцип находит свое выражение в положениях Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»1.
Согласно ст. 131, п. 1 Конституции РФ, местное самоуправление осуществляется в городских и сельских поселениях и других территориях. Конкретизация конституционного положения происходит на основе закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», где закреплено, что местное самоуправление осуществляется в пределах территорий муниципальных образований – городских, сельских поселений, нескольких населений, объединенных общественных территорий, сельских округов. При этом законодатель исходит из того, что местное самоуправление должно осуществляться на всей населенной территории муниципального образования.
Муниципальное образование – это городское, сельское поселение, нескольких поселений, объединенных общей территорией, часть поселений либо иная населенная территория, предусмотренная действующим законодательством, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные местное самоуправление.
К числу территориальных основ местного самоуправления Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» относит следующие виды земель, составляющих территорию муниципального образования:
•городских, сельских поселений;
•общего пользования;
•рекреационные зоны – зоны отдыха и туризма;
•необходимые для размещения населения;
•промышленные земли.
Выделяют следующие принципы территориальной организации муниципальных образований в РФ:
•поселенческий – муниципальные образования, создаваемые в городских, сельских поселениях или на их части;
•территориально-поселенческий – муниципальные образования, создаваемые нескольких поселениях, объединенных общей территорией
Статус и виды муниципального образований
Термин «муниципальное образование» является собирательным понятием и обозначает территорию, в пределах которой осуществляется местное самоуправление.
Необходимость введения и юридического закрепления этого понятия была вызвана тем, что с развитием федеративных отношений во многих субъектах Российской Федерации стали применяться различные исторические и национальные наименования территорий и населенных пунктов, а для юридической практики требовалось унифицированное определение территории, в пределах которой осуществляется местное самоуправление1.
Муниципальное образование согласно статье 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяется как городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.
Вероятно, наличие дефинитивной нормы, основанной на перечислении возможных видов муниципальных образований, следует признать ошибкой и в учебных целях предложить иное, доктринальное определение понятия «муниципальное образование» – часть территории субъекта Российской Федерации, на которой имеются выборные органы местного самоуправления, муниципальная собственность и местный бюджет. Приведенное определение основано на перечислении существенных признаков данного типа публично-правовых образований1:
а) наличие собственной территории, границы которой установлены законом субъекта Федерации в соответствии с требованиями Закона № 131-ФЗ;
б) наличие собственной компетенции, которую определяют законодательно установленные вопросы местного значения и полномочия местного самоуправления;
в) наличие собственной экономической основы, которую составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований;
г) наличие системы местного самоуправления в основе которой – наличие собственных выборных и иных органов местного самоуправления (их структура обязательно включает представительный орган муниципального образования, главу муниципального образования, местную администрацию);
д) наличие устава муниципального образования, иных муниципальных правовых актов, составляющих в совокупности систему муниципальных правовых актов муниципального образования (они принимаются населением непосредственно и (или) органами и должностными лицами местного самоуправления);
е) право устанавливать в соответствии с федеральным законодательством и геральдическими правилами официальные символы, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности.
Ст. 10 Федерального закона 2003 г. № 131-ФЗ четко выделяет четыре вида муниципальных образований:
1) поселения, которые в свою очередь могут быть подразделены в зависимости от административного центра на сельские или городские поселения;
2) муниципальные районы;
3) городские округа;
4) внутригородские территории городов федерального значения.
Итак, в соответствии с действующим законодательством:
· сельское поселение – один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
· городское поселение – город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
· муниципальный район – несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
· городской округ – городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
· внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения – часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.