Стороны договора финансирования под уступку денежного требования. Права и обязанности на сторонах договора.

Стороны договора: финансовый агент (фактор) и клиент. Участником факторинговых отношений (но не договора) является также должник по уступаемому требованию.

Финансовый агент - коммерческая организация, профессионально оказывающая факторинговые услуги (банки и иные кредитные организации, другие коммерческие организации, получившие специальную лицензию).

Клиент - любое лицо (чаще всего коммерческая организация).

Обязанности фин агента (фактора):

1. Осуществить финансирование клиента в порядке, установленном договором факторинга.

2. Принять у клиента необходимую документацию для ведения бухгалтерского учета операций клиента.

3. Предоставить клиенту иные финансовые услуги, связанные с денежными требованиями, которые являются предметом уступки

Правом фин агентаявляется получение причитающиеся суммы по уступленному денежному требованию.

Обязанности клиента:

1. Уступить "фактору" денежное требование, являющееся предметом договора.

2. Нести ответственность за недействительность денежного требования (клиент должен иметь соответствующее субъективное право в момент совершения уступки; ему не должны быть известны какие-либо обстоятельства, вследствие которых должник вправе не исполнить уступленное требование).

3. Нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником требования, являющегося предметом уступки, если это следует из договора.

4. Уведомить должника об уступке денежного требования.

Права клиента:

1. Получить финансирование в порядке, определенном договором.

2. Получить финансовые услуги, связанные с уступленным денежным требованием.

Содержание договора финансирования под уступку денежного требования. Сущностные и существенные требования. Предмет договора. Последствия отсутствия в договоре сущностных условий.

Существенными условиями договора являются его предмет - денежное требование, уступаемое в целях получения финансирования, и срок его перехода к финансовому агенту.

Денежное требование переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода данного требования, если иное не предусмотрено законом или договором. В частности, переходят права, обеспечивающие исполнение денежного обязательства, а также другие права, связанные с ним, в том числе право на неуплаченные проценты (ст. 384 ГК).

Денежное требование, являющееся предметом уступки, должно быть определено в договоре таким образом, чтобы можно было идентифицировать существующее требование в момент заключения договора, а будущее требование - не позднее чем в момент его возникновения. Отсутствие такой определенности влечет признание договора незаключенным.

В соответствии со ст. 828 ГК передача денежного требования является правомерной даже тогда, когда между клиентом (кредитором) и его должником ранее было заключено соглашение о недопустимости уступки прав по договору. Однако при этом условии клиент не освобождается от исполнения обязательства или ответственности перед своим должником в связи с совершенной уступкой требования, поскольку им были нарушены принятые на себя обязательства. Если договором конкретные меры ответственности к клиенту не оговорены, должник независимо от этого факта вправе потребовать возмещения причиненных ему сменой кредитора убытков. При этом ему, однако, придется доказать, что вследствие замены кредитора его право было нарушено и он был вынужден произвести расходы для его восстановления.

Заключение и форма договора финансирования под уступку денежного требования. Последствия несоблюдения формы договора. Прекращение договора. Случаи недействительности договора и ее последствия.

Форма договора о факторинге подчиняется предписаниям закона о форме цессии (ст. 389 ГК). Это может быть простая или квалифицированная письменная форма сделки, а в установленных случаях - письменная форма с государственной регистрацией уступки требования.

Следует иметь в виду, что ГК не устанавливает конкретного варианта письменной формы цессионного договора. Это означает, что последняя будет считаться соблюденной не только в случае составления единого документа, подписанного сторонами, но и путем обмена письмами. Данный вывод разделяется и судебно-арбитражной практикой.
Принцип зависимости распространяется и на требование о государственной регистрации. В случае когда уступаемое право опирается на сделку, подлежащую государственной регистрации, договор уступки должен быть зарегистрирован в порядке, установленном для регистрации этой сделки. Данное правило подлежит применению, если иное не установлено законом. В качестве примера обратного могут рассматриваться положения ст. 47 Закона об ипотеке, не предусматривающие государственной регистрации уступки прав по договору об ипотеке.

Наши рекомендации