Налог на доходы физических лиц : налогоплательщики, объект налогообложения и порядок исчисления
Налог на доходы физических лиц является прямым федеральным налогом, поскольку обязанность по его уплате ложится на физических лиц с получаемых ими доходов, регулируется НК РФ и обязателен на всей территории Российской Федерации.
Налогоплательщики налога на доходы физических лиц (НДФЛ) определены главой 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц». Лица, освобожденные от уплаты НДФЛ, приведены в главах 26.1, 26.2 и 26.3 НК РФ.
Налогоплательщики НДФЛ | · Физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. · Физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации |
Освобождены от уплаты НДФЛ | Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения для сельскохозяйственных производителей (единый сельскохозяйственный налог), переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности |
Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.
Лицами, не являющимися налоговыми резидентами, являются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Объектом налогообложенияпризнается доход, полученный налогоплательщиками:
· от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации — для физических лиц, являющихся резидентами Российской Федерации;
· от источников в Российской Федерации — для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
К доходам от источников в Российской Федерации относятся:
· дивиденды и проценты, полученные от российской организации, а также проценты, полученные от российских индивидуальных предпринимателей и (или) иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения;
· страховые выплаты при наступлении страхового случая, в том числе периодические страховые выплаты (ренты, аннуитеты) и (или) выплаты, связанные с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика, а также выкупные суммы, полученные от российской организации и (или) от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;
· доходы, полученные от использования в Российской Федерации авторских или смежных прав;
· доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации;
• доходы от реализации:
- недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации;
- в Российской Федерации акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций;
· иные доходы, получаемые налогоплательщиком от осуществления деятельности в Российской Федерации, указанные в п. 1 ст. 208 НК РФ.
К доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации, относятся:
· дивиденды и проценты, полученные от иностранной организации;
· страховые выплаты при наступлении страхового случая, полученные от иностранной организации;
· доходы, полученные от использования за пределами Российской Федерации авторских или смежных прав;
· доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося за пределами Российской Федерации;
· вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации;
· пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с законодательством иностранных государств;
· иные доходы, получаемые налогоплательщиком от осуществления деятельности за пределами Российской Федерации в соответствии с п. 3 ст. 208 НК РФ.
Не признаются доходами доходы от операций, связанных с имущественными и неимущественными отношениями физических лиц, признаваемых членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом РФ, за исключением доходов, полученных указанными физическими лицами в результате заключения между этими лицами договоров гражданско-правового характера или трудовых отношений.
При определении налоговой базыучитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которых у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.
Налоговым кодексом РФ предусмотрен один вид налоговых льгот— доходы, не подлежащие налогообложению: ст. 217 определен 41 вид доходов, не подлежащих налогообложению (государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности, пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством и т. д.).
Налоговым периодомпризнается календарный год.
Налоговым кодексом РФ предусмотрены четыре вида налоговых вычетов: стандартные, социальные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты.
Стандартные налоговые вычеты устанавливаются различным категориям налогоплательщиков в размере 3000 руб., 1000 руб., 500 руб., 400 руб. за каждый месяц налогового периода в соответствии со ст. 218 НКРФ.
Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.
Социальные налоговые вычеты установлены ст. 219 НК РФ. Предоставляются они на основании письменного заявления, копий документов, подтверждающих право на социальный налоговый вычет при подаче налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган по окончании налогового периода.
Имущественные налоговые вычеты установлены ст. 220 НК РФ. Предоставляются они на основании письменного заявления налогоплательщика, подтверждающих документов при подаче им налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода.
Имущественный налоговый вычет в сумме, израсходованной налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, может быть предоставлен до окончания налогового периода при его обращении к работодателю при условии подтверждения права на имущественный налоговый вычет налоговым органом.
Профессиональные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщикам в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, выполнением работ, оказанием услуг в соответствии со ст. 221 НКРФ.
При отсутствии подтверждающих документов установлены нормативы затрат в процентах к сумме начисленного дохода (от 20% до 40%) и в зависимости от категории налогоплательщиков, имеющих право на профессиональные налоговые вычеты.
Налоговая ставкаНДФЛ устанавливается в размере 9, 13, 15, 30 и 35% в зависимости от вида доходов:
Налоговая ставка | В отношении доходов |
9% | · в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 г., а также по доходам учредителей до верительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 г.; · от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ |
15% | полученных физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций |
30% | · все доходы, получаемые физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, за исключением нижеперечисленных: · доходы, получаемые в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций (15%); · доходы, получаемые от осуществления трудовой деятельности, указанной в ст. 227.1 НК РФ, доходы, получаемые от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (13%) |
35% | • стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы то варов, работ и услуг в части превышения 4000 руб.; • процентных доходов по вкладам в банках в части превышения: · по рублевым вкладам — ставки рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной на пять процентных пунктов; · по вкладам в иностранной валюте — 9% годовых; • суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров: · суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из двух третьих действующей ставки рефинансирования, установленной Центральным банком РФ на дату фактического получения налогоплательщиком дохода; · суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами в иностранной валюте в размере 9% годовых |
13% | по всем остальным доходам |
Датой фактического получения дохода определяется как день:
День получения дохода | При получении доходов |
Последний день месяца, за который начислен доход | В виде оплаты труда за выполнение трудовых обязанностей в соответствии с трудовым договором (контрактом) |
Выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц | Иных доходов в денежной форме |
День получения дохода | При получении доходов |
Передачи доходов в натуральной форме | Иных доходов в натуральной форме |
Уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам, приобретения товаров (работ, услуг), приобретения ценных бумаг | В виде материальной выгоды |
Сумма налогаисчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога определяется в полных рублях. Сумма налога менее 50 коп. отбрасывается, а 50 коп. и более округляются до рубля.
При исчислении суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, необходимо учесть следующее:
· уменьшению на суммы налоговых вычетов подлежат только доходы, облагаемые по ставке 13%;
· если сумма налоговых вычетов равна или превышает сумму дохода, то налоговая база считается равной нулю.
Как правило, налог исчисляется и уплачивается налоговыми агентами. Налоговыми агентами являются российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, выплачивающие доходы своим работникам, т. е. источники выплат.
Вместе с тем индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, имеют доход от своей деятельности и налог по нему исчисляют и уплачивают сами.
Кроме того, и сами физические лица могут иметь доход от лиц, не являющихся налоговыми агентами, либо дохода при выплате которого налоговыми агентами не была удержана сумма налога, и обязанности по уплате НДФЛ ложатся в этих случаях на физических лиц.
Налоговая декларацияв обязательном порядке представляется следующими налогоплательщиками:
· индивидуальными предпринимателями;
· нотариусами, занимающимися частной практикой, адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, другими лицами, занимающимися в установленном действующим законодательством РФ порядке частной практикой;
· физическими лицами:
· получившими суммы вознаграждения от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договора аренды любого имущества;
· получившими суммы от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав;
· налоговыми резидентами РФ, получающими доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации;
· получающими другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами;
· получающими выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других, основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов);
· получающими доходы в виде вознаграждения, выплачиваемого им как наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов;
· получающими от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, за исключением случаев, когда такие доходы не подлежат налогообложению.
Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 3-НДФЛ, утвержденной приказом Минфина России.
Налоговая декларация на сумму предполагаемого дохода (индивидуальными предпринимателями, нотариусами, занимающимися частной практикой, адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, и другими лицами, занимающимися в установленном законодательством РФ порядке частной практикой) предоставляется по форме 4-НДФЛ.
Налоговые агенты предоставляют в налоговый орган по месту своего учета в срок до 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, сведения о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ и реестр сведений о доходах физических лиц по форме, утвержденной приказом МНС РФ.
Излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога подлежат возврату налоговым агентом по заявлению налогоплательщика. Суммы налога, не удержанные с физических лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, взыскиваются ими с физических лиц. Суммы налога, не взысканные в результате уклонения налогоплательщика от налогообложения, взыскиваются за все время уклонения от уплаты налога.
Фактически уплаченные налогоплательщиком, являющимся налоговым резидентом РФ, за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством других государств суммы налога с доходов, полученных за пределами Российской Федерации, не засчитываются при уплате налога в Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором (соглашением) об избежание двойного налогообложения с соответствующим государством.
Для освобождения от уплаты налога, проведения зачета, получения налоговых вычетов или иных налоговых привилегий налогоплательщик должен представить в налоговый орган официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым Российская Федерация заключила действующий в течение соответствующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) об избежание двойного налогообложения, а также документ о получении дохода и об уплате им налога за пределами Российской Федерации, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства.
Заключение
Налоговая система — один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
В новой налоговой системе, исходя из Федерального устройства России в отличие от предыдущих лет, более четко разграничены права и ответственность соответствующих уровней управления (Федерального и территориального) в вопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов, как дополнение перечня действующих Федеральных налогов, предусмотренное законодательством, позволило более полно учесть разнообразные местные потребности и виды доходов для местных бюджетов.
И все же новое налоговое законодательство не в полной мере подходит к новым условиям. Его основные недостатки следующие: излишняя уплотненность, запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий или увеличение выпуска товаров народного потребления. Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует привлечение в народное хозяйство иностранных инвестиций. Мировой опыт свидетельствует, что налоговое законодательство — не застывшая схема, оно постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день — главная проблема реформы налогообложения.
Очевидно, что вся эта неразбериха с налогами приводит к нестабильному положению в нашей экономике и еще больше усугубляет экономический кризис. Для выхода из кризисного состояния необходимо одним из первых шагов наладить налоговую систему страны.
Список используемой литературы
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
2. Барулин С.В., Ермакова Е.А., Степаненко В.В. М.: Омега-Л, 2007
3. Грачева Е.Ю. Соколова Э.Д. « Налоговое право» М. 2003
4. Евстигнеев Е.Н. «Налоги и налогообложение» М. Инфра-М 2005
5. Зрелов А.П., Краснов М.В. Налоговые преступления / Под ред. К.К. Саркисова - М.: Издательско-консультационная компания "Статус-Кво 97", 2004
6. Соловьев И.Н. Уголовная ответственность за уклонение от платы налогов и сборов. - М.: Юрайт, 2009
7. Феоктистов И.А, Нечипорчук Н.А, Красноперова О.А. Комментарий к последним изменениям в Налоговый кодекс РФ. 2009
Задача.
1) 61380020 * 10% = 6138002 рублей - НДС с дохода
61380020 – 6138002 = 55242018 рублей - доход без НДС
2) 30031000 * 18%= 5405580 рублей - НДС с производственных расходов
30031000 – 5405580 = 24625420 рублей - производственные расходы без НДС
3) 6138002 + 5405580 = 11543582 рулей - общая сумма НДС
4) 55242018 - ( 24625420+10253800+5678900) = 55242018 – 40558120 = 14683898 рублей - чистая прибыль
5) 14683898 * 20% = 2936780 рублей – налог на прибыль.
Ответ: 11 543 582 рублей ; 2 936 780 рублей.