Налогом признается обязательный взнос, имеющий безэквивалентный характер и не связанный с совершением уполномоченным органом (учреждением или должностным лицом) определенных и конкретных действий для или в отношении уплатившего этот взнос плательщика.[16] Сущность налога состоит в изъятии государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса.[3] Источником налога является национальный доход, новая стоимость, созданная в производстве трудом, капиталом, природными ресурсами. Налоги служат инструментом аккумулирования части новой стоимости, которая становится собственностью государства. Таким образом, особенностью налогов является: тесная связь налогов с государственной властью, для которой они являются важнейшим источником доходов; принудительный характер платежей, осуществляемый на основе законодательства; участие в экономических процессах общества. Налоги и сборы являются одним из источников формирования федерального, регионального и местного бюджетов и внебюджетных фондов. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами, которые имеют специфическое назначение - мобилизацию средств в распоряжение государства.[14] Экономическая сущность налогов проявляется в их функциях. Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Первой и наиболее последовательно реализуемой функцией налогов выступает фискальная (бюджетная) функция. Посредством фискальной функции реализуется гласное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, природоохранных, социальных). Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Осуществление контрольной функции налогов ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции, которая выражает сущность налогов как особого централизованного инструмента распределительных отношений. Проявления этой функции многогранны. Она отражает использование налогов как средства государственного регулирования экономики, т.е. имеет регулирующее свойство, которое заключается в установлении и изменении системы налогообложения, в определении налоговых ставок, их дифференциации, в предоставлении налоговых льгот в соответствии с задачами государственной экономической политики - поощрение деловой активности, межотраслевое переливание капитала и других, то есть в виде целого комплекса экономических стимулов. В распределительной функции выделяют стимулирующую подфункцию и подфункцию воспроизводственного назначения. Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему льгот, исключений, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки в целях поощрения процессов, которые необходимы и выгодны обществу, и в «душении налогами» деятельности в нежелательных сферах. Социальная подфункция налогов проявляется в поддержании социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними. Выделяют следующие элементы налога – субъект налога, носитель налога, источник обложения, ставка налога.[14] Субъект налога – лицо, которое по закону обязано платить налог. В Российском Налоговом кодексе этот элемент рассматривается под понятием налогоплательщик. Носитель налога – лицо, которое фактически уплачивает налог. Субъект налога не всегда является носителем его, ибо часто он перекладывает налог на других – это относится и к косвенным налогам. Объект или предмет налога – доход или имущество, с которого начисляется налог: доходы, стоимость товара, операции с ценными бумагами, имущество юридических и физических лиц. Источником обложения признается чистый доход как разность между валовым доходом и издержками производства. Согласно Налогового Кодекса Российской Федерации налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения (исчисления) устанавливается к каждому налогу и сбору. Налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта обложения. Кроме того, при установлении налога и сбора определяется порядок и сроки уплаты, или непосредственный механизм налогообложения. Законодательством Российской Федерации установлено, что объектами налогообложения являются: имущество – движимое и недвижимое; доход (прибыль) от экономической деятельности; операции по реализации товаров, работ, услуг; ввоз (вывоз) товаров на или с таможенной территории Российской Федерации; отдельные виды экономической деятельности; другие объекты, установленные Налоговым Кодексом. Ставка налога – величина налоговых начислений на единицу объекта налога (в процентах, твердой величине). Налоговые ставки и порядок их применения устанавливаются так же применительно к каждому налогу и сбору. Ставка любого налога строго индивидуальна. Установлением или изменением ставок налогов государство осуществляет свою налоговую политику, оказывает воздействие на те или иные стороны процесса общественного воспроизводства. Налоговая ставка является эффективным средством осуществления фискальной политики государства: изменяя ее правительство, может, не изменяя всего массива налогового законодательства, а лишь корректируя налоговые ставки, осуществлять налоговое маневрирование. Налоговый механизм- совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением. Государство придает налоговому механизму юридическую силу посредством налогового законодательства и регулирует его. Можно выделить следующие способы налогообложения: кадастровый, декларационный и безналичный. Кадастровый способ применяется при взимании прямых реальных налогов (например, земельного), основывается на оценке имущества специальными налоговыми оценщиками. В этом случае уплата производится после получения соответствующего извещения. Декларационный способ обложения предполагает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления о полученных доходах за истекший период. При безналичном способе (автоматическое удержание) налог исчисляется и удерживается бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход. Такие налоги называют авансовыми, поскольку они взимаются методом «удержание у источника», т.е. непосредственно из суммы выплачиваемых доходов в каждом случае их выплаты, и вносятся в казну плательщиком дохода, но от имени получателя этого дохода. «У источника» удерживаются налоги с таких доходов, как заработная плата, дивиденды, арендные поступления, выплаты по авторским правам, лицензиям. Уплата налогов - это обязанность каждого налогоплательщика. Финансовые взаимоотношения государства и плательщика налога находят свое выражение в налоговом обязательстве. Налоговым обязательством признается такое, в силу которого налогоплательщик обязан уплатить определенный налог или сбор, а налоговые или иные уполномоченные органы вправе требовать от налогоплательщика исполнения этих обязанностей. Исполнением налогового обязательства признается уплата в установленный срок причитающихся сумм налога или сбора. Большая роль в осуществлении регулирующего воздействия государства на экономику принадлежит практике применения разнообразных налоговых льгот. Налоговой льготой признается предоставляемая налогоплательщику при наличии оснований, установленных Налоговым Кодексом, или иным актом налогового законодательства, возможность уменьшить подлежащую уплате сумму налога или сбора. Можно выделить следующие виды льгот: установление налогооблагаемого минимума объекта; изъятие из обложения определенных элементов объекта; освобождение от уплаты налогом отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; целевые и прочие налоговые льготы. Налоговый период представляет собой отрезок времени, по которому определяются обязанности налогоплательщика в отношении того или иного налога или сбора. Налоговым периодом признается календарный год, а для разового сбора - промежуток времени, в течение которого налогоплательщик обязан уплатить сбор.[ |