Сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности в предмет прокурорского надзора не входят.
Цели прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью являются исчерпывающими и расширительному толкованию не подлежат. Это объясняется главным образом тем обстоятельством, что оперативно-розыскная деятельность основывается на принципах конспирации, сочетании гласных и негласных начал, а организация и тактика проведения оперативных мероприятий составляют государственную тайну. Вот почему следующим главным условием организации прокурорского надзора является определение круга лиц, на которых персонально возлагается надзор за исполнением закона при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
Перечень таких лиц, а также работников, на которых в управлениях и отделах городских, районных, транспортных, военных и специализированных прокуратур возложено ведение делопроизводства по документам оперативно-розыскной деятельности, утверждается приказом. В установленном порядке работникам оформляется допуск к материалам, составляющим государственную тайну, они предупреждаются об уголовной ответственности за разглашение их содержания или утрату. При утечке информации проводится служебное расследование.
Копия приказа с перечнем лиц, на которых возложен надзор и ведение делопроизводства, или выписка из него направляется для сведения руководителям республиканских министерств, краевых, областных управлений внутренних дел, других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в обязательном порядке (Указание Генерального прокурора Российской Федерации от 29 июля 1996 г. № 44/15 и министра внутренних дел Российской Федерации от 25 июля 1996 г. № 1/12812 «О порядке представления органами внутренних дел материалов для осуществления прокурорского надзора за исполнением закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).
Отсутствие копии приказа или выписки из него может служить формальным отказом в предоставлении тех или иных материалов, полученных при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
Прокуроры, на которых имеются соответствующие документы (о них сказано выше), проверяют установленный порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий и законности принимаемых при этом решений. Причем целесообразность, количество и периодичность таких проверок никакими нормативными и законодательными актами не оговаривается.
В приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 6 августа 1996 г. № 48 «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» говорится, что такие проверки осуществляются:
а) по мере необходимости по материалам в связи с отсутствием положительных результатов при розыске обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам, лиц, совершивших преступления; без вести пропавших;
б) по информации о ненадлежащем реагировании — на поручения следователя, органа дознания и суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, на указания прокурора;
в) в других случаях с учетом состояния законности в этой сфере деятельности.
Иными словами, прокурорский надзор за законностью при осуществлении оперативно-розыскной деятельности может осуществляться при наличии обоснованных жалоб со стороны лиц, в отношении которых проводились оперативно-розыскные мероприятия , и при осложнении оперативной обстановки на обслуживаемом участке. Количество же проверок зависит от цели осуществления мер прокурорского надзора и уровня проверяющих.
Следует подчеркнуть, что проверяющим прокурорам дано право «требовать у руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, подлинные оперативно-служебные документы, послужившие основанием для заведения дел оперативного учета, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий и их учета» (п. 4 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 6 августа 1996 г. №48 «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»), на руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность возложена обязанность по их предоставлению (Указание Генерального прокурора Российской Федерации от 29 июля 1996 г. № 44/15 и министра внутренних дел Российской Федерации от 25 июля 1996 г. № 1/12812 «О порядке представления органами внутренних дел материалов для осуществления прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» п. 1).
В противном случае отказ в предоставлении необходимых документов может рассматриваться как невыполнение требований прокурора или воспрепятствование его законной деятельности, а виновные в этом должностные лица могут привлекаться к установлен ной законом ответственности.
При проведении проверок в связи с нарушением прав и свобод граждан, включая конституционные, уполномоченные прокуроры могут использовать только следующие методы прокурорского надзора:
знакомиться с документами, содержащими сведения обоснованиях и порядке осуществления оперативно-розыскных мероприятиях и принятых по их результатам, решениях;
давать письменные указания о проведении по уголовным делам дополнительных оперативно-розыскных мероприятии либо требовать их прекращения;
требовать письменные объяснения от должностных лиц, осуществляющих или осуществлявших конкретные оперативно-розыскные мероприятия и допустивших при этом нарушение закона;
опротестовывать противоречащие закону приказы и указания руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
вносить представления по поводу выявленных нарушений закона должностными лицами этих органов и требовать от их руководителей отстранения таких сотрудников от дальнейшего ведения оперативных разработок.
Оперативные работники должны исходить из того, что надзирающим прокурорам предписывается главное внимание обращать исключительно на следующие вопросы:
законность принимаемых решений о производстве или прекращении оперативной проверки и использовании результатов оперативно-розыскной деятельности;
соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной деятельности, а также недопустимость применения информационных систем и технических средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде;
наличие предусмотренных законодательством полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе тех, на проведение которых получено разрешение суда;
соблюдение установленных законодательством условий и порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также привлечения граждан к их осуществлению на конфиденциальной основе или на основе доверительных отношений.
Исследование иных вопросов, связанных с проверкой правомерности осуществления оперативно-розыскной деятельности в компетенцию прокуратуры не входит.
Следует, конечно, сказать, что при проверке выполнения розыскных действий по поручению или указанию следователя, данному в порядке ст. 127 УПК РСФСР (Полномочия следователя), надзирающий прокурор не должен ограничиваться изучением обоснованности их проведения.
Прокуроры, которые осуществляют непосредственный надзор за расследованием у головного дела, каждый раз должны рассматривать необходимость проведения дополнительных оперативных мероприятий, направленных на раскрытие преступления и выявление причастных к нему лиц, вместе со следователем определять степень и пределы использования результатов оперативно-розыскной деятельности.
В рамках надзора за законностью осуществления оперативно-розыскных мероприятий на надзирающего прокурора возлагается обязанность проводить всестороннюю проверку жалоб и заявлений на действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Средствами прокурорского надзора пресекать нарушение прав и законных интересов •граждан, организаций и учреждений. Принимать меры к привлечению виновных к ответственности и взысканию причиненного вреда.
В случаях рассмотрения таких жалоб в судебных заседаниях прокурор имеет право участвовать в них при условии, что этого требуют интересы защиты прав и свобод личности, безопасности общества, государства и необходимость его участия признана судом.
Контрольно-надзорная деятельность государственных органов является одним из способов обеспечения законности. В случае же ее нарушения статья 22 Закона определяет, что руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, несут персональную ответственность за законность при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Наиболее типичной формой контроля в МВД-УВД является внутриведомственный. Однако до настоящего времени функция контроля осуществляется односторонне и, как правило, сводится к обнаружению каких-либо недостатков в оперативно-служебной деятельности, их устранению. Но этого явно недостаточно как в целом при контроле за всей деятельностью органов внутренних дел, так и при осуществлении ими оперативно-розыскной деятельности. Необходимость расширения функции внутриведомственного контроля вытекает из многих факторов.
Во-первых, это вызвано тем, что за последнее время произошло резкое обновление личного состава органов внутренних дел, что значительно сказалось на конечных результатах работы оперативных аппаратов. Поэтому, осуществляя контроль за деятельностью этой категории сотрудников, прежде всего их надо научить - как делать, а не только спрашивать с них за допущенные ошибки. Во-вторых, у многих молодых оперативных сотрудников нет необходимых практических, организационных и тактических навыков для проведения этой сложной и кропотливой работы.
При контроле за деятельностью сотрудников оперативных аппаратов по осуществлению ими оперативно-розыскной деятельности первостепенное внимание должно уделяться:
обоснованности и своевременности постановки лица на оперативно-розыскной учет;
правильности выбора и соразмерности мер оперативного воздействия антиобщественным установкам проверяемого;
правильному подбору конфиденциальных сотрудников, имеющих по своим деловым и моральным качествам возможность активно содействовать органам внутренних дел в борьбе с преступностью;
своевременности устранения причин, порождающих преступления, и условий, способствующих их совершению.
Осуществляя контроль за деятельностью подчиненных органов и сотрудников, вышестоящие подразделения должны психологически готовить их к осуществлению планомерной работы по борьбе с преступностью с помощью оперативных возможностей. Необходимость, важность этой работы должна быть ими осознана в полной мере.
Таким образом, совершенствование внутриведомственного контроля будет способствовать успешному выполнению задач, возложенных на органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, совершенствованию форм их деятельности в борьбе с преступностью и обеспечению строгого соблюдения законности.