Сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществле­ния оперативно-розыскной деятельности в предмет прокурорского надзора не входят.

Цели прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью являются исчерпывающими и расширительному толкованию не подлежат. Это объясняется главным образом тем обстоятельством, что оперативно-ро­зыскная деятельность основывается на принципах конспирации, сочетании гласных и негласных начал, а организация и тактика проведения оператив­ных мероприятий составляют государственную тайну. Вот почему следую­щим главным условием организации прокурорского надзора является опре­деление круга лиц, на которых персонально возлагается надзор за исполне­нием закона при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

Перечень таких лиц, а также работников, на которых в управлениях и отделах городских, районных, транспортных, военных и специализиро­ванных прокуратур возложено ведение делопроизводства по документам оперативно-розыскной деятельности, утверждается приказом. В установ­ленном порядке работникам оформляется допуск к материалам, состав­ляющим государственную тайну, они предупреждаются об уголовной от­ветственности за разглашение их содержания или утрату. При утечке ин­формации проводится служебное расследование.

Копия приказа с перечнем лиц, на которых возложен надзор и ведение делопроизводства, или выписка из него направляется для сведения руко­водителям республиканских министерств, краевых, областных управле­ний внутренних дел, других органов, осуществляющих оперативно-розыс­кную деятельность в обязательном порядке (Указание Генерального про­курора Российской Федерации от 29 июля 1996 г. № 44/15 и министра внутренних дел Российской Федерации от 25 июля 1996 г. № 1/12812 «О порядке представления органами внутренних дел материалов для осуще­ствления прокурорского надзора за исполнением закона «Об оператив­но-розыскной деятельности»).

Отсутствие копии приказа или выписки из него может служить фор­мальным отказом в предоставлении тех или иных материалов, получен­ных при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

Прокуроры, на которых имеются соответствующие документы (о них ска­зано выше), проверяют установленный порядок проведения оперативно-розыск­ных мероприятий и законности принимаемых при этом решений. Причем целе­сообразность, количество и периодичность таких проверок никакими норматив­ными и законодательными актами не оговаривается.

В приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 6 августа 1996 г. № 48 «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» говорится, что такие проверки осу­ществляются:

а) по мере необходимости по материалам в связи с отсутствием положи­тельных результатов при розыске обвиняемых или подозреваемых по уголов­ным делам, лиц, совершивших преступления; без вести пропавших;

б) по информации о ненадлежащем реагировании — на поручения следова­теля, органа дознания и суда по уголовным делам, находящимся в их произ­водстве, на указания прокурора;

в) в других случаях с учетом состояния законности в этой сфере деятель­ности.

Иными словами, прокурорский надзор за законностью при осуществле­нии оперативно-розыскной деятельности может осуществляться при нали­чии обоснованных жалоб со стороны лиц, в отношении которых проводи­лись оперативно-розыскные мероприятия , и при осложнении оперативной обстановки на обслуживаемом участке. Количество же проверок зависит от цели осуществления мер прокурорского надзора и уровня проверяющих.

Следует подчеркнуть, что проверяющим прокурорам дано право «требо­вать у руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, подлинные оперативно-служебные документы, послужившие основанием для заведения дел оперативного учета, а также проведения опе­ративно-розыскных мероприятий и их учета» (п. 4 приказа Генерального про­курора Российской Федерации от 6 августа 1996 г. №48 «Об организации над­зора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной дея­тельности»), на руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность возложена обязанность по их предос­тавлению (Указание Генерального прокурора Российской Федерации от 29 июля 1996 г. № 44/15 и министра внутренних дел Российской Федерации от 25 июля 1996 г. № 1/12812 «О порядке представления органами внутренних дел материалов для осуществления прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» п. 1).

В противном случае отказ в предоставлении необходимых документов может рассматриваться как невыполнение требований прокурора или вос­препятствование его законной деятельности, а виновные в этом должност­ные лица могут привлекаться к установлен ной законом ответственности.

При проведении проверок в связи с нарушением прав и свобод граждан, включая конституционные, уполномоченные прокуроры могут использовать только следующие методы прокурорского надзора:

знакомиться с документами, содержащими сведения обоснованиях и по­рядке осуществления оперативно-розыскных мероприятиях и принятых по их результатам, решениях;

давать письменные указания о проведении по уголовным делам дополни­тельных оперативно-розыскных мероприятии либо требовать их прекраще­ния;

требовать письменные объяснения от должностных лиц, осуществляю­щих или осуществлявших конкретные оперативно-розыскные мероприятия и допустивших при этом нарушение закона;

опротестовывать противоречащие закону приказы и указания руководите­лей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

вносить представления по поводу выявленных нарушений закона должност­ными лицами этих органов и требовать от их руководителей отстранения таких сотрудников от дальнейшего ведения оперативных разработок.

Оперативные работники должны исходить из того, что надзирающим прокурорам предписывается главное внимание обращать исключительно на следующие вопросы:

законность принимаемых решений о производстве или прекращении опе­ративной проверки и использовании результатов оперативно-розыскной де­ятельности;

соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам опе­ративно-розыскной деятельности, а также недопустимость применения информационных систем и технических средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде;

наличие предусмотренных законодательством полномочий у лиц, осуще­ствляющих оперативно-розыскную деятельность, и оснований для проведе­ния оперативно-розыскных мероприятий, в том числе тех, на проведение которых получено разрешение суда;

соблюдение установленных законодательством условий и порядка прове­дения оперативно-розыскных мероприятий, а также привлечения граждан к их осуществлению на конфиденциальной основе или на основе доверительных отношений.

Исследование иных вопросов, связанных с проверкой правомерности осу­ществления оперативно-розыскной деятельности в компетенцию прокура­туры не входит.

Следует, конечно, сказать, что при проверке выполнения розыскных действий по поручению или указанию следователя, данному в порядке ст. 127 УПК РСФСР (Полномочия следователя), надзирающий прокурор не должен ограничиваться изучением обоснованности их проведения.

Прокуроры, которые осуществляют непосредственный надзор за рас­следованием у головного дела, каждый раз должны рассматривать необхо­димость проведения дополнительных оперативных мероприятий, направ­ленных на раскрытие преступления и выявление причастных к нему лиц, вместе со следователем определять степень и пределы использования ре­зультатов оперативно-розыскной деятельности.

В рамках надзора за законностью осуществления оперативно-розыск­ных мероприятий на надзирающего прокурора возлагается обязанность проводить всестороннюю проверку жалоб и заявлений на действия орга­нов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Средствами прокурорского надзора пресекать нарушение прав и законных интересов •граждан, организаций и учреждений. Принимать меры к привлечению виновных к ответственности и взысканию причиненного вреда.

В случаях рассмотрения таких жалоб в судебных заседаниях прокурор имеет право участвовать в них при условии, что этого требуют интересы защиты прав и свобод личности, безопасности общества, государства и необходимость его участия признана судом.

Контрольно-надзорная деятельность государственных органов явля­ется одним из способов обеспечения законности. В случае же ее наруше­ния статья 22 Закона определяет, что руководители органов, осуществля­ющих оперативно-розыскную деятельность, несут персональную ответ­ственность за законность при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Наиболее типичной формой контроля в МВД-УВД является внутри­ведомственный. Однако до настоящего времени функция контроля осу­ществляется односторонне и, как правило, сводится к обнаружению ка­ких-либо недостатков в оперативно-служебной деятельности, их устра­нению. Но этого явно недостаточно как в целом при контроле за всей деятельностью органов внутренних дел, так и при осуществлении ими оперативно-розыскной деятельности. Необходимость расширения фун­кции внутриведомственного контроля вытекает из многих факторов.

Во-первых, это вызвано тем, что за последнее время произошло резкое обновление личного состава органов внутренних дел, что значительно ска­залось на конечных результатах работы оперативных аппаратов. Поэтому, осуществляя контроль за деятельностью этой категории сотрудников, прежде всего их надо научить - как делать, а не только спрашивать с них за допущенные ошибки. Во-вторых, у многих молодых оперативных со­трудников нет необходимых практических, организационных и тактичес­ких навыков для проведения этой сложной и кропотливой работы.

При контроле за деятельностью сотрудников оперативных аппаратов по осуществлению ими оперативно-розыскной деятельности первостепенное внимание должно уделяться:

обоснованности и своевременности постановки лица на оперативно-ро­зыскной учет;

правильности выбора и соразмерности мер оперативного воздействия антиобщественным установкам проверяемого;

правильному подбору конфиденциальных сотрудников, имеющих по своим деловым и моральным качествам возможность активно содействовать орга­нам внутренних дел в борьбе с преступностью;

своевременности устранения причин, порождающих преступления, и ус­ловий, способствующих их совершению.

Осуществляя контроль за деятельностью подчиненных органов и со­трудников, вышестоящие подразделения должны психологически гото­вить их к осуществлению планомерной работы по борьбе с преступнос­тью с помощью оперативных возможностей. Необходимость, важность этой работы должна быть ими осознана в полной мере.

Таким образом, совершенствование внутриведомственного контроля будет способствовать успешному выполнению задач, возложенных на орга­ны, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, совершен­ствованию форм их деятельности в борьбе с преступностью и обеспече­нию строгого соблюдения законности.

Наши рекомендации