Почему Декрет является незаконным, противоречит Конституции, международным договорам Республики Беларусь, нарушает права граждан и не подлежит применению
3.1 Декрет “о тунеядцах” вводит новую форму принудительного труда, что противоречит Конституции и международным обязательствам страны
Статья 41 Конституции провозгласила, что гражданам Беларуси гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор професссии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда. Согласно этой же статье принудительный труд запрещается. Аналогичный запрет содержится в ст.13 Трудового Кодекса (далее – ТК). Таким образом, содержание ст. 41 Конституции, наряду с иными гарантиями прав и свобод, позволяет утверждать, что нам гарантируется как право на свбодный труд, так и право трудоспособного гражданина не заниматься трудовой деятельностью.
Вместо обеспечения права на свободный труд нормами Декрета установлен правовой механизм принудительного труда под угрозой наказания.
“Принудительный труд – это всякая работа или служба, требуемая от какого-либо лица под угрозой какого-либо накакзания, для выполнения которой это лицо не предложило своих услуг добровольно” (определение Международной организации труда – МОТ).
Беларусь – член МОТ с 1954 года. В 1956 году страна ратифицировала Конвенцию о принудительном труде и в 1995 году – Конвенцию № 105 об упразднении принудительного труда. Данные конвенции налагают на государства-члены обязательства по претворению их положений в жизнь.
В 1973 году Беларусь ратифицировала Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Согласно ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах “никто не должен принуждаться к принудительному или обязательному труду”. Статья 6 Международного пакта об экономисческих, социальных и культурных правах закрепила право каждого человека “на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается”.
В силу части 4 ст. 8 ТК, если международным договором Республики Беларусь или конвенцией МОТ, участницей которой является Республика Беларусь, установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством о труде Республики Беларусь, то применяются правила международного договора или конвенции.
Комитет по нормам и стандартам МОТ на своем заседании в рамках ежегодной Конференции труда в Женеве 2 июня 2016 года осудил факты принудительного труда в Беларуси и призвал белорусское правительство “принять все меры к тому, чтобы пресекать использование принудительного труда, а также воздерживаться от принятия законодательства, которое может быть равносильным использованию принудительного труда”. Речь шла и о Декрете и от 02.04.2015 г. №3
Конституция гарантирует, что“никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и ее законами, либо к отказу от своих прав”(ст.58). Применительно к ст.41 Конституции любое физическое лицо, обладающее трудовой правосопособностью, само вправе определять, работать ему или нет. Конституцией не предусмотрена обязанность трудиться, поэтому “стимулирование трудоспособных граждан к трудовой деятельности” (как указано в Декрете) путем применения санкций в виде обязательного сбора, неуплата которого влечет административное наказание, в том числе арест до 15 суток, к нежелающим трудиться есть ничто иное как понуждение к принудительному труду, к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией.
3.2 Декрет “о тунеядцах” манипулирует терминами, искажает истинное положение и обманывает граждан относительно неучастия их в финансировании государственных расходов
Беларусь, как и многие страны мира, формирует свой бюджет и осуществляет государственные расходы в основном за счет налогов (прямых или косвенных).
К прямым налогам НК относит: налог на прибыль, подоходный налог, налог на недвижимость, земельный налог и др.
Косвенные налоги: налог на добавленную стоимость (далее НДС), акцизы и т.п. Они включаются в цену товара (работ, услуг) и в результате этого оплачиваются покупателями. И хотя плательщиками косвенных налогов (НДС, акцизов) признаются установленные Налоговым кодексом производители товаров (работ, услуг), их полная сумма оплачивается конечным потребителем (покупателем). В данном случае неважно, когда, кем и на основании каких расчетов будет произведена уплата налога в бюджет, но мы, граждане, участвуем в этой цепочке непосредственно самым прямым образом: покупаем товары длительного пользования, продукты питания, одежду, обувь; оплачиваем подакцизные товары: алкогольные напитки, табачные изделия, автомобильные бензины (их перечень предусмотрен ст. 111 НК); услуги ЖКХ и т.д.
Многие из граждан, независимо от того, работают они или нет, обращаются в государственные органы, нотариальные конторы, суды и т.п. За услуги этих учреждений они оплачивают пошлину, сборы, иные платежи в установленных законодательством размерах.
Таким образом, участие граждан в этих договорных и иных отношениях в полной мере отвечает требованиям ст. 56 Конституцииоб обязанности принимать участие в финансировании государственных расходов “путем оплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей.”
Если развеять популистский туман, напускаемый официальными властями в тексте Декрета , то в “сухом остатке” усматривается только желание государства заставить работать тех, кто не работает, или откупиться путем уплаты сбора, чтобы пополнить бюджет.
3.3 Декретом “о тунеядцах” вводится новая логика сборов: не за совершение определенных конкретных действий государством для человека, а лишь за то, что человек находится на территории государства более 183 дней и гипотетически может получать некоторые блага безвозмездно
В Декрете Президент оперирует терминами о ”социальном иждивенчестве”, об обязанности “принимать участие в финансировании гсоударственных расходов”. В данном случае идет подмена понятий. Конституция и Налоговый Кодекс имеют в виду обязательную уплату государственных налогов с налоговых баз при определенных видах деятельности; уплату, как уже отмечалось, косвенных налогов по сделкам купли-продажи, по выполнению работ, оказанию услуг и т.п.; уплату установленных размеров пошлины, иных платежей и сборов за выполнение юридически значимых действий в интересах граждан со стороны государства (услуги). К примеру, госпошлина за обращение в суд, нотариальную контору, таможенные платежи, регистрационные сборы и др.
Применительно к данному сбору за тунеядство затруднительно найти и определеить элементы обложения. Этот сбор не вписывается ни в какие устоявшиеся в мировой практике правовые рамки обоснования необходимости взимания налогов, пошлин и иных целевых платежей.
Полагаем, указанные несоответствия Декрета, коллизии его норм с Конституцией и иными законодательными актами состоят в том, что он является несистемным актом, изданным с нарушением основных принципов нормотворческой деятельности (ст. ст. 7, 9 Закона “О нормативных правовых актах Республики Беларусь”). Попытка ввести указанный республиканский сбор, который не подпадает под установленную систему налогов и сборов (пошлин), основные принципы налогообложения в Республике Беларусь, регулируемые властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин), установлению плательщиков, их прав и обязанностей, в целом участников правоотношений, регулируемых налоговым законодательством, является неудачной и не может быть оправдана ни экономической, ни политической, ни иной целесообразностью.
3.4 Требование Декрета “о тунеядцах” посягает на возможность исполнения конституционной обязанности родителей по воспитанию детей, а взрослых детей – по содержанию и уходу за своими престарелыми родителями, нуждающимися в помощи
В сфере социальной политики государство првозгласило приоритетной задачей защиту брака, семьи, охрану материнства, отцовства и детства (часть 4 ст. 3 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье).
Между тем, к оплате сбора обязывается один из неработающих родителей, воспитывающих детей (одного или двух) в возрасте старше 7 и до 18 лет. Даже в советское время мать (отец) могли не работать, воспитывать детей до 14-летнего возраста. Этот возраст связывался с тем, что дети могли обслуживать себя самостоятельно, совершать простые сделки и нести ответственность, в том числе уголовную. Содержание и воспитание детей, забота об их здоровье, развитии и обучении является конституционной обязаннстью родителей ( ст. 32 Конституции).