Линейно-штабная организационная структура
История менеджмента
В ходе истории человечества регулярно предпринимались попытки систематизировать производство. Эти попытки можно систематизировать по степени нарастания их наукообразности, что шло рука об руку с развитием цивилизации и усложнением производства.
I) таблички Гильгамеша – систематизация обменных отношений (натурального обмена);
II) законы Хаммурапи (Вавилон) – систематизация экономических и социальных отношений;
III) прообраз менеджмента в эпоху Навуходоносора II (Вавилон) – переход от LIFO к FIFO. По его приказу тюки с пряжей начали маркировать, дабы наладить складскую логистику.
LIFO: последним пришло – первым забирать (для нескоропортящихся товаров);
FIFO: первым принесли – первым забирать (для скоропортящихся).
IV) рубеж XVII-XIX вв. – в мире произошла промышленная революция, переход от ручного труда к промышленному производству. Объём продукции вырос. Зародилась первая научная школа менеджмента, основатель её – Фредерик Уинстон Тейлор.
Он попытался установить систему правил для управления производством в автоматическом режиме. Ему принадлежит ряд парадигм, в т.ч.:
- нормирование труда;
- положение о том, что управлять людьми должны специально образованные люди, т.е. менеджеры.
В эту эпоху появляются первые отделы кадров.
V) в 1920-е гг. Анри Пайолем в Париже открыта школа менеджмента. Ему принадлежит фраза «основное в управлении – управленцы». Им открыты пять основных функций менеджмента.
VI) Появление школы человеческих отношений. Лозунг её: «главное – это климат в коллективе», т.е. руководитель должен быть неформальным лидером коллектива.
VII) Появление школы, основанной на бихивиоризме (важно поведение каждого индивида).
VIII) В 1950-е гг. появляется количественная школа менеджмента, продвигающая численные методы управления (математические, статистические).
Ныне идеи менеджмента, его инструменты можно применять к любому предмету, от инноваций до продаж.
Организация как функция менеджмента
Организация – одна из пяти функций менеджмента, сформулированных в 1920-е гг. Анри Пайолем.
Организация как функция менеджмента состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями, определении порядка и условий их функционирования. Включает в себя две составляющие:
1) организационное проектирование;
2) организацию процесса работы.
Организационное проектирование – деление организаций на блоки, соответствующие направлениям деятельности. Этот процесс предполагает установление полномочий (кто за что отвечает) и определение должностных отношений (кто кому подчиняется).
Организация процесса работы включает в себя обеспечение нормального функционирования и взаимодействия различных подразделений.
Продуктом организационного проектирования является построение организационной структуры. Принципы организационной структуры:
1) управляемость;
2) системный подход;
3) соответствие субъекта и объекта управления;
4) адаптация (построенная структура д.б. способна подстраиваться под изменения окружающей среды) и другие.
Организационные структуры делятся на два типа:
1) иерархические;
2) органические (адаптивные).
Иерархические организационные структуры
В них существует жёсткая иерархия.
Подразделяются на:
- линейные;
- линейно-штабные;
- линейно-функциональные;
- дивизиональные.
Линейная организационная структура
- многоуровневая иерархическая система управления, в которой вышестоящий руководитель осуществляет единоличное руководство подчинённым ему. Эта структура используется только в маленьких фирмах. Она требует от директора быть специалистом во всех вопросах.
Линейно-организационная оргструктура.jpg
Линейно-штабная организационная структура
В условиях широкого спектра деятельности для принятия своевременных и адекватных решений у руководителя высшего звена м.б. создан штаб специалистов, позволяющий анализировать проблемы и искать более эффективные пути их решения.
Руководитель не обязан быть компетентен во всех вопросах. Его консультирует штаб. Решения, однако, принимает директор.
Линейно-штабная оргструктура.jpg