Инвестиционная деятельность
| 4. Поступление средств, всего | | | | |
| (сумма показателей пунктов | | | | |
| 4 "а", 4 "б" и 4 "в") | | | | |
| в том числе: | | | | |
| а) денежные средства | | | | |
на начало реализации проекта | | | | |
| б) продажа имущества | | | | |
| в) продажа финансовых активов | | | | |
| (паи, ценные бумаги других | | | | |
| эмитентов) | | | | |
| 5. Выплаты по инвестиционному
плану | | | | |
| | | | | |
| 6. Сальдо потока от | | | | |
| инвестиционной деятельности | | | | |
| (разность показателей | | | | |
| пунктов 4 и 5) | | | | |
| 7. Сальдо потока по | | | | |
| производственной и | | | | |
| инвестиционной деятельности | | | | |
| (сумма показателей пунктов | | | | |
| 3 и 6) | | | | |
| Сальдо потока нарастающим
итогом| | | | | |
| Финансовая деятельность |
| 8. Поступление средств, всего | | | | |
| (сумма показателей пунктов | | | | |
| 8"а", 8"б" и 8"в") | | | | |
| в том числе: | | | | |
| а) поступления от продажи | | | | |
| своих акций | | | | |
| б) кредиты | | | | |
| в) займы | | | | |
| 9. Выплата средств, всего | | | | |
| (сумма показателей пунктов | | | | |
| 9 "а", 9 "б" и 9 "в") | | | | |
| в том числе: | | | | |
| а) уплата процентов за | | | | |
| предоставленные средства | | | | |
| б) погашение основного долга | | | | |
| в) выплата дивидендов | | | | |
|10. Сальдо потока по финансовой | | | | |
| деятельности | | | | |
| (разность показателей | | | | |
| пунктов 8 и 9) | | | | |
|11. Общее сальдо потока | | | | |
| (сумма показателей пунктов | | | | |
| 7 и 10) | | | | |
| Сальдо потока нарастающим | | | | |
| итогом | | | | |
—————————————————————————————————————————————————————————————————————
План денежных поступлений и выплат содержит исходные данные для определения эффективности бизнес-проекта. Необходимым условием реализуемости проекта является положительное значение показателя денежного потока.
Эффективность инвестиционных проектов оценивается по показателям срока окупаемости и точки безубыточности.
Срок окупаемости представляет собой период времени с начала реализации проекта по бизнес-плану до момента, когда денежные поступления (доходы) превысят денежные выплаты (расходы). Срок окупаемости рассчитывается по данным табл. 3. Объем инвестиционных затрат на реализацию проекта принимается по данным операционного раздела бизнес-плана.
Точка безубыточности соответствует объему реализации, начиная с которого последующие продажи должны приносить прибыль (см. рис. 1).[1] Точка безубыточности рассчитывается как отношение величины постоянных расходов к разности цены единицы продукции и величины переменных расходов, деленной на объем реализации продукции. Постоянные и переменные расходы принимаются согласно данным операционного раздела бизнес-плана.
Расчет точки безубыточности помогает: 1) определить критический для фирмы минимальный объем продаж, после которого возможно получение прибыли; 2) провести финансовый анализ бизнес-плана и реальной деятельности предприятия; 3) оценить предпринимательский риск.
На рис. 1 точка безубыточности находится на пересечении линий «выручка от реализации» и «постоянные + переменные расходы».
Точка безубыточности рассчитывается как отношение величины постоянных расходов к разности цены единицы продукции и величины переменных расходов, на единицу продукции:
,
где ТБ – точка безубыточности;
S – выручка от реализации;
Q – объем реализации;
FC – постоянные расходы;
VC – переменные расходы.
При описании рисков турфирмы желательно предусмотреть перечень профилактических и прогнозных мероприятий по предотвращению форс-мажорных и прочих негативных факторов.
Наиболее вероятными факторами риска для турфирм являются следующие:
1. уменьшение платежеспособного спроса населения;
2. появление на туристском рынке сильных конкурентов;
3. рост инфляции;
4. колебание курса доллара;
5. неплатежи;
6. некомпетентный выбор партнеров по бизнесу;
7. политические и законодательные факторы риска;
8. недоучет факторов внешней среды прямого и косвенного воздействия;
9. отключение электроэнергии;
10. поломка компьютеров и др.
В теории риск менеджмента известны следующие методы управления рисками: передача риска (заключение договоров со страховыми компаниями по страхованию турфирмы от определенных факторов риска); принятие риска на себя; снижение риска и проведение профилактических мероприятий по его уменьшению.
В качестве некоторых методов профилактики рисковможно отметить:
диверсификация бизнеса, т.е. выбор сопутствующих видов деятельности. Это должно быть отражено в уставе фирмы.
наличие высококвалифицированных специалистов юридической, финансовой и маркетинговой служб;
наличие компьютерного банка правовой и финансовой информации и определенного источника его пополнения (внесение изменений и дополнений);
наличие системы налогового планирования;
аудиторскую экспертизу заключаемых контрактов, договоров, соглашений и прочих гражданско-правовых актов;
разработку системы стимулирования работников, предотвращающих риски, и др.
Бизнес-план может быть дополнен приложениями, которые содержат копии учредительных документов; копии договоров, контрактов с поставщиками туруслуг, агентских соглашений; ценовые таблицы конкурентов, анкеты опроса реальных и потенциальных клиентов турфирмы и другие материалы, которые не вошли в бизнес-план.
Приложения
Приложение 1
Титульный лист курсовой работы
Санкт-Петербургский государственный университет Экономический факультет Кафедра управления и планирования социально-экономических процессов Специальность «Менеджмент организации» Курсовая работа на тему: «[краткое название бизнес-проекта]» Студента (ки) 4-го курса [дневного, вечернего] отделения ___________________________________ фамилия, имя, отчество студента ___________________________________ личная подпись студента Научный руководитель ____________________________________ ученая степень, должность, Ф.И.О. ____________________________________ личная подпись научного руководителя Санкт-Петербург 200 __ г. |
Приложение 2
Пример титульного листа бизнес-плана
«Утверждаю» |
Должность ______________ |
___________ Фамилия И.О. |
«___»____________2005 г. |
печать организации |
БИЗНЕС-ПЛАН
(краткое название бизнес-проекта)
Название турфирмы ______________________________________________
Адрес турфирмы _________________________________________________
Телефон __________________ , факс ______________, e-mail____________
Имена, адреса и телефоны основных учредителей (с указанием доли в уставном капитале) ________________________________________________
Ф.И.О. руководителя фирмы ________________________________________
Суть бизнес-проекта (3-5 строк) ______________________________________
Сметная стоимость бизнес-проекта ___________________________________
Срок окупаемости бизнес-проекта ____________________________________
Заявление о коммерческой тайне _____________________________________
Проект подготовил: Ф.И.О., тел., факс ________________________________
Дата представления «____» ________________________ г.
Приложение 3
Рекомендуемая литература:
1. Бизнес-планирование: Учебник/ Под ред. В.М. Попова и С.И. Ляпунова. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 672 с.
2. Бизнес-план / Под редакцией Р.Г. Маниловского. – М.: Финансы и статистка, 1998.
3. Бизнес-план инвестиционного проекта. Отечественный и зарубежный опыт. Современная практика и документация. /Под общ. ред. В.М. Попова. – М.: Финансы и статистика, 2001.
4. Демьяненко С.Р. Основы бизнес-планирования туристской фирмы: Учебно-методическое пособие. – М.: Советский спорт, 2002. – 304 с.
5. Дурович А. Маркетинговые исследования в туризме. / А. Дурович, Л. Анастасова. М., 2002.
6. Дэвид Г. Бэнгз. Руководство по составлению бизнес-плана. – М.: Финпресс, 1998.
7. Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации – М. Финансы и статистика, 2002. – 197 с.
8. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 250 с.
9. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: стратегия и финансы. Учебник для студ. вузов туристского профиля. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 190 с.
10. Ильина Е.Н. Туризм – путешествия. Создание туристской фирмы. Агентский бизнес. М.: 1998. – 170 с.
11. Информационные системы оперативного управления туристской фирмой. – М.: Турист, 2002. – 156 с.
12. Козырева Т.В. Учет издержек в туризме. – М., 2001.
13. Маслова Е.В., Широкова Г.Е. Управление туристской фирмой: Учебн. пособие. – СПб., 2003. - 150 с.
14. Менеджмент туризма. Финансы и бухгалтерский учет в туризме. / Под ред. В.А. Квартального. – М.: Финансы и статистика, 2001.
15. Моисеева Н.К. Стратегическое управление туристской фирмой. М., 2001. - 208 с.
16. Планирование на предприятии туризма. Учебн. Под ред. Е.И. Богданова. – СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2004. – 317 с.
17. Попов В.М., Ляпунов С.И., Млодик С.Г., Зверев А.А. Сборник бизнес-планов с рекомендациями и комментариями. Учебно-метод. пособие. / Под ред. В.М. Попова. – 5-е изд. доп. и перераб. – М.: КНОРУС, 2004. – 336 с.
18. Практика туристского бизнеса: опыт работы фирмы «Селена» на рынке международного туризма. / Под ред. Г.А. Карповой. – СПб.: Герда, 2000. – 184.
19. Сайретт, Гвенда. Практика турагентства: Учеб. пособ. – М.: Турист, 2001.
20. Соболева Е.А., Соболев И.И. Финансово-экономический анализ деятельности туристской фирмы: Учебно-методическое пособие. – М., 2002.- 128 с.
21. Соколов Б.И., Соколова С.В. Экономика. СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2002. – 480 с.
22. Ушаков Д.С. Прикладной туроперейтинг. Учебн. пособие. Ростов-на-Дону, 2004. – 413 с.
23. Чудновский А.Д., Жукова М.А. Сенин В.С. Управление индустрией туризма. Учебное пособие. – М.: Кнорус, 2004. - 448 с.
Туристские порталы и серверы:
1. Мегапортал КМ.RU «Time 2 Travel» (www.km.ru/tourism)
2. Портал «100 дорог» (www.tours.ru).
3. TOS.Ru ( http://www.tos.ru/) – туристская информационная система.
4. Рекламно-информационный сервер «Туристический маяк» (http://www.mayakinfo.ru/)/
5. Сервер «Вокруг света» (http://www.travel/ipclub.ru/)
6. Travel.Ru (http://www.travel.ru/)
7. Деловой туристский портал (http://www.btp/ru/)
8. www.tourdom/ru
9. www.rata.ru - сайт Российской Ассоциации Туристских Агентств
10. www.top.travel.ru
11. www.km.ru/- туристский раздел портала «Кирилла и Мефодия».
[1] Соколов Б.И., Соколова С.В. Экономика. СПб.: изд. Дом «Бизнес-пресса», 2002. С. 215.