Обособленные и внутренние подразделения кредитных организаций;
Представительство кредитной организации создается по решению органа управления кредитной организации, которому это право предоставлено уставом, в целях представления и защиты ее интересов на определенной территории.
Кредитная организация в течение 10 дней с даты начала деятельности представительства обязана направить уведомление об этом в территориальные учреждения ЦБ, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, и по месту открытия представительства. Территориальное учреждение, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, в течение 5 рабочих дней с даты получения уведомления вносит сведения о представительстве в Реестр представительств кредитных организаций и направляет документы в Банк России. Банк России делает запись в Книге государственной регистрации кредитных организаций.
Закрытие представительства осуществляется по решению органа управления кредитной организацией. Кредитная организация обязана уведомить об этом территориальное учреждение, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации. Территориальное учреждение, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, извещает об этом Банк России, который делает соответствующую запись в Книге государственной регистрации кредитных организаций.
Кредитная организация может создавать представительства и на территории иностранного государства, но только после уведомления Банка России. Их могут создавать кредитные организации, имеющие лицензию на осуществление банковских операций в рублях и иностранной валюте.
Кроме обособленных структурных подразделений, кредитные организации могут иметь внутренние структурные подразделения, к которым относятся:
– дополнительные офисы кредитной организации, которые могут осуществлять банковские операции, предусмотреные лицензией на осуществление банковских операций, выданной кредитной организации, или положением о филиале;
– обменные пункты – это место совершения кредитной организацией валютно-обменных операций; Кредитная организация открывает обменные пункты только по своему местонахождению в помещении кассового узла, а также вне помещения кассового узла или здания кредитной организации при условии соблюдения требований законодательства;
– операционные кассы могут открываться как самой кредитной организацией, так и ее филиалом, если такое право предоставлено ему головной организацией.
Операционная касса вне кассового узла кредитной организации открывается (закрывается) по решению органа управления кредитной организации, которому это право предоставлено уставом. Об открытии операционной кассы вне своего кассового узла кредитная организация уведомляет территориальное учреждение ЦБ, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации и территориальное учреждение по месту открытия операционной кассы.
Территориальное учреждение по месту открытия операционной кассы проводит проверку операционной кассы на соответствие ее техническим требованиям ЦБ. По результатам такой проверки дается заключение о возможности начала осуществления операций.
13. Ликвидация кредитной организации;
Реорганизация кредитной организации может быть осуществлена в форме:
– слияния;
– присоединения;
– выделения;
– разделения;
– преобразования.
Каждая из них имеет свои особенности, однако общим для всех форм реорганизации является следующее:
1) при всех формах реорганизации кредитной организации с созданием нового юридического лица ЦБ РФ рассматривает вопрос о выдаче им новых лицензий на осуществление банковских операций;
2) кредитные организации уведомляют ЦБ РФ о своей реорганизации и представляют необходимые для регистрации документы в течение 1 месяца со дня принятия решения о реорганизации;
3) при реорганизации с кредитной организации взимается регистрационный сбор.
Слияние и присоединение проводятся поэтапно и включают:
– подготовку договора о слиянии или присоединении;
– уведомление территориального учреждения ЦБ по местонахождению реорганизующегося банка о предстоящем слиянии или присоединении;
– проведение совещания представителей реорганизующегося банка с представителями территориального учреждения ЦБ по месту предполагаемого нахождения нового банка. На этом совещании обсуждаются вопросы о сроках, целях реорганизации и т. п.;
– проведение общих собраний участников реорганизующихся банков, где решаются вопросы об утверждении договора о слиянии или присоединении;
– уведомление кредиторов реорганизуемых банков о принятом общим собранием участников решении о реорганизации;
– проведение общего собрания участников реорганизующихся банков. Протокол этого собрания представляется в территориальное учреждение Банка России;
– представление в территориальное учреждение Банка России документов, связанных с регистрацией банков.
Для регистрации создаваемых в результате разделения или выделения банков в территориальное учреждение ЦБ представляются те же документы, что и для создания банка. Кроме того:
– протокол общего собрания участников реорганизуемого банка, на котором было принято это решение, разделительный баланс;
– документы, подтверждающие уведомление кредиторов банка о реорганизации.
Территориальное учреждение Банка России по результатам рассмотрения документов принимает решение о возможности реорганизации банка и направляет все документы в Банк России, который уже вносит запись о государственной регистрации созданных кредитных организаций и запись о прекращении деятельности реорганизованного банка (в случае разделения).
Для регистрации банка, возникшего в результате преобразования, в территориальное учреждение Банка России по местонахождению банка направляются документы:
– передаточный акт;
– документы, подтверждающие уведомление кредиторов банка о реорганизации;
– копии опубликованного в печати баланса преобразуемого банка.
Центральный банк, приняв решение о возможности реорганизации кредитной организации или ее ликвидации, направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления этим органом функций по ведению государственного реестра юридических лиц.
Реорганизация или ликвидация кредитной организации считается завершенной после внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
14. Правовое положение ЦБ РФ (Банка России);
Статус Банка Россиизаконодательно определяется Конституцией РФ, ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Согласно Конституции РФ главной задачей Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля. В соответствии со ст. 3 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»основными целями деятельности Банка Россииявляются: укрепление покупательной способности и курса рубля по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы России: обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Реализация этих целей осуществляется Банком России независимо от органов государственной власти.
Принцип независимости– это ключевой элемент статуса ЦБ РФ. Он проявляется прежде всего в том, что Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Независимость статуса Банка России отражена в ст. 1, 2 и 5 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Банк России является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России осуществляются самим Банком России; изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются. Финансовая независимость ЦБ РФ выражается также в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах.
Государство не отвечает по обязательствам Банка России так же, как и Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства. В соответствии со ст. 5 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России. В случаях такого вмешательства Банк России информирует об этом Государственную Думу РФ и Президента РФ. Кроме того, Банк России вправе защищать свой статус и полномочия в судебном порядке.
Банк России подотчетенГосударственной Думе Федерального Собрания РФ, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента РФ) и членов совета директоров Банка России, а также назначает аудитора Банка России и утверждает годовой отчет ЦБ РФ и аудиторское заключение.
15. Система Банка России;
Структура– это форма внутренней организации (устройства) элементов какого—либо органа.Структура ЦБ РФ– единая централизованная система подразделений главного банка страны с вертикальной структурой управления, состоящая из определенной совокупности взаимосвязанных элементов, обусловленных целями, задачами и компетенцией ЦБ РФ.
В структуру ЦБ РФ входят:
1) центральный аппарат;
2) территориальные учреждения;
3) расчетно-кассовые центры;
4) вычислительные центры;
5) полевые учреждения;
6) учебные заведения;
7) другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности ЦБ РФ.
Органами управления ЦБ РФ являются:
1) национальный банковский совет;
2) Председатель ЦБ РФ;
3) совет директоров ЦБ РФ.
Национальный банковский совет– коллегиальный орган управления ЦБ РФ. Численность Национального банковского совета составляет 12 человек, из которых 2 направляются Советом Федерации Федерального Собрания РФ из числа членов Совета Федерации, 3 – Государственной Думой РФ из числа депутатов Государственной Думы РФ, 3 – Президентом РФ, 3 – Правительством РФ. В состав национального банковского совета входит также Председатель ЦБ РФ.
Отзыв членов национального банковского совета осуществляется органом государственной власти, направившим их в состав Национального банковского совета.
Председатель ЦБ РФназначается на должность Государственной Думой РФ сроком на 4 года большинством голосов от общего числа депутатов по представлению Президента РФ.
Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя ЦБ РФ более 3 сроков подряд.
Государственная Дума вправе освободить от должности Председателя ЦБ РФ по представлению Президента РФ.
Председатель ЦБ РФ может быть освобожден от должности только в случаях:
1) истечения срока полномочий;
2) невозможности исполнения служебных обязанностей, подтвержденной заключением государственной медицинской комиссии;
3) подачи личного заявления об отставке;
4) совершения уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда;
5) нарушения федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью ЦБ РФ.
Главный коллегиальный орган непосредственного управления ЦБ РФ– совет директоров. В него входят Председатель ЦБ РФ и 12 членов совета директоров. Члены совета директоров работают на постоянной основе в ЦБ РФ.
Члены совета директоров назначаются на должность Государственной Думой РФ сроком на 4 года по представлению Председателя ЦБ РФ, согласованному с Президентом РФ.Члены совета директоров освобождаются от должности:
1) Председателем ЦБ РФ – по истечении срока полномочий;
2) Государственной Думой РФ по представлению Председателя ЦБ РФ – до истечения срока полномочий.
16. Органы управления Банка России;
Высшим органом Банка России является совет директоров – коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России.
В совет директоров входят председатель Банка России и 12 членов совета директоров.
Совет директоров выполняет следующие функции:
1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
2) утверждает годовой отчет Банка России и представляет его Государственной Думе;
3) рассматривает и утверждает смету расходов Банка России на очередной год не позднее 31 декабря предшествующего года, а также произведенные расходы, не предусмотренные в смете;
4) определяет структуру Банка России;
5) устанавливает формы и размеры оплаты труда председателя Банка России, членов совета директоров, заместителей председателя Банка России и других служащих Банка России;
6) принимает решения:
- о создании и ликвидации учреждений и организаций Банка России;
- об установлении обязательных нормативов для кредитных учреждений;
- о величине резервных требований;
- об изменении процентных ставок Банка России;
- об определении лимитов операций на открытом рынке;
- об участии в международных организациях;
- об участии в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих;
- о выпуске и изъятии банкнот и монеты из обращения, об общем объеме выпуска наличных денег;
- о порядке формирования резервов кредитными организациями и т. д.;
7) вносит в Государственную Думу предложения об изменении уставного капитала Банка России;
8) утверждает порядок работы совета директоров;
9) назначает главного аудитора Банка России;
10) утверждает внутреннюю структуру Банка России, положения о подразделениях Банка России, учреждениях Банка России, уставы организаций Банка России, порядок назначения руководителей подразделений, учреждений и организаций Банка России;
11) определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему РФ в соответствии с федеральными законами;
12) выполняет иные функции, отнесенные настоящим Федеральным законом к ведению совета директоров Банка России.
Председатель Банка России:
1) действует от имени Банка России и представляет без доверенности его интересы в отношениях с органами государственной власти, кредитными организациями, организациями иностранных государств и международными организациями, другими учреждениями и организациями;
2) председательствует на заседаниях Совета директоров. В случае равенства голосов голос председателя Банка России является решающим;
3) подписывает нормативные акты Банка России, решения Совета директоров, протоколы заседаний Совета директоров, соглашения, заключаемые Банком России;
4) назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Банка России, распределяет между ними обязанности;
5) подписывает приказы и дает указания, обязательные для всех служащих Банка России, его предприятий, учреждений и организаций;
6) несет всю полноту ответственности за деятельность Банка России;
7) обеспечивает реализацию функций Банка России.
17. Правовой режим имущества Банка России, уставный капитал Банка России;
18. Полномочия Банка России;
Порядок осуществления сделок и операций Банка России регулируется ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». В соответствии со ст. 46 названного Закона Банк России имеет право осуществлять следующие банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством РФ:
1) предоставлять кредиты на срок не более 1 года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете;
2) покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;
3) покупать и продавать облигации, эмитированные Банком России, и депозитные сертификаты;
4) покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;
5) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;
6) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы;
7) выдавать поручительства и банковские гарантии;
8) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;
9) открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории РФ и территориях иностранных государств;
10) выставлять чеки и векселя в любой валюте;
11) осуществлять другие банковские операции и сделки от своего имени в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике.
Банк России вправе осуществлять банковские операции и сделки на комиссионной основе, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами. Банк России может осуществлять банковские операции по обслуживанию органов государственной власти и органов местного самоуправления, их организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Банк России вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации.
Банк России не имеет права:
1) осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на осуществление банковских операций, и физическими лицами, за исключением случаев, предусмотренных ст. 48 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации»;
2) приобретать акции (доли) кредитных и иных организаций, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8 и 9 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации»;
3) осуществлять операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России и его организаций;
4) заниматься торговой и производственной деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации»;
5) пролонгировать предоставленные кредиты.
19. Понятие и содержание денежно-кредитной политики;
Денежно—кредитная политика– это комплекс мер государственного воздействия, приемов и инструментов, направленных и использующихся для повышения эффективности государственного управления в денежной и кредитной сферах.
ЦБ РФ ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную Думу РФ проект основных направлений единой государственной денежно—кредитной политики на предстоящий год, и не позднее 1 декабря – основные направления единой государственной денежно—кредитной политики на предстоящий год. Предварительно проект основных направлений единой государственной денежно—кредитной политики представляется Президенту РФ и Правительство РФ.
Основные направления единой государственной денежно—кредитной политики на предстоящий год включают:
1) концептуальные принципы, лежащие в основе денежно—кредитной политики, проводимой ЦБ РФ;
2) краткую характеристику состояния экономики РФ;
3) прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно—кредитной политики в текущем году;
4) количественный анализ причин отклонения от целей денежно—кредитной политики, заявленных ЦБ РФ на текущий год, оценку перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки;
5) сценарный прогноз развития экономики РФ на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием;
6) прогноз основных показателей платежного баланса РФ на предстоящий год;
7) целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно—кредитной политики, заявляемые ЦБ РФ на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов;
8) основные показатели денежной программы на предстоящий год;
9) варианты применения инструментов и методов денежно—кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях экономической конъюнктуры;
10) план мероприятий ЦБ РФ на предстоящий год по совершенствованию банковской системы РФ, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.
Государственная Дума РФ рассматривает основные направления единой государственной денежно—кредитной политики на предстоящий год и принимает соответствующее решение не позднее принятия Государственной Думой РФ федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год.
Основными инструментами и методами денежно—кредитной политики ЦБ РФ являются:
1) процентные ставки по операциям ЦБ РФ;
2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России;
3) операции на открытом рынке;
4) рефинансирование кредитных организаций;
5) валютные интервенции;
6) установление ориентиров роста денежной массы;
7) прямые количественные ограничения;
8) эмиссия от своего имени ценных бумаг (облигаций).
ЦБ РФ в целях реализации денежно—кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.
20. Основные направления денежно-кредитной политики;
Денежно—кредитная политика– это комплекс мер государственного воздействия, приемов и инструментов, направленных и использующихся для повышения эффективности государственного управления в денежной и кредитной сферах.
ЦБ РФ ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную Думу РФ проект основных направлений единой государственной денежно—кредитной политики на предстоящий год, и не позднее 1 декабря – основные направления единой государственной денежно—кредитной политики на предстоящий год. Предварительно проект основных направлений единой государственной денежно—кредитной политики представляется Президенту РФ и Правительство РФ.
Основные направления единой государственной денежно—кредитной политики на предстоящий год включают:
1) концептуальные принципы, лежащие в основе денежно—кредитной политики, проводимой ЦБ РФ;
2) краткую характеристику состояния экономики РФ;
3) прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно—кредитной политики в текущем году;
4) количественный анализ причин отклонения от целей денежно—кредитной политики, заявленных ЦБ РФ на текущий год, оценку перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки;
5) сценарный прогноз развития экономики РФ на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием;
6) прогноз основных показателей платежного баланса РФ на предстоящий год;
7) целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно—кредитной политики, заявляемые ЦБ РФ на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов;
8) основные показатели денежной программы на предстоящий год;
9) варианты применения инструментов и методов денежно—кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях экономической конъюнктуры;
10) план мероприятий ЦБ РФ на предстоящий год по совершенствованию банковской системы РФ, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.
Государственная Дума РФ рассматривает основные направления единой государственной денежно—кредитной политики на предстоящий год и принимает соответствующее решение не позднее принятия Государственной Думой РФ федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год.
Основными инструментами и методами денежно—кредитной политики ЦБ РФ являются:
1) процентные ставки по операциям ЦБ РФ;
2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России;
3) операции на открытом рынке;
4) рефинансирование кредитных организаций;
5) валютные интервенции;
6) установление ориентиров роста денежной массы;
7) прямые количественные ограничения;
8) эмиссия от своего имени ценных бумаг (облигаций).
ЦБ РФ в целях реализации денежно—кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.
21. Организация денежного обращения;
ФЗ о ЦБ РФ