Состав и последовательность выполнения курсовой работы

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное

Образовательное учреждение высшего образования

«Донской государственный технический университет»

(ДГТУ)

Утверждено

на заседании кафедры

экономики, менеджмента и логистики в строительстве

26. 09. 2016 г

Формирование производственной программы малого

Строительного предприятия

Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Управление строительным производством» для магистров направления подготовки 38.04.01 «Экономика»

Ростов-на-Дону

УДК 69.003:658.01.20

Формирование производственной программы малого строительного предприятия. Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Управление строительным производством» для магистров направления подготовки 38.04.01 «Экономика». Ростов-н/Д: Донск. госуд. техн. ун-т, 2016, 44 с.

Изложены состав, порядок и рекомендации для выполнения курсовой работы. Приведенные материалы дают возможность студентам приобрести самостоятельно практические навыки по управлению строительным производством на основе теоретических знаний.

Разработаны в соответствии с положением о курсовом проекте (работе), утвержденном ректором ДГТУ.

УДК 69.003:658.01.20

Составитель:

канд. техн. наук, доцент Б.Н. Небритов

© Донской государственный

технический университет, 2016

Общие положения

Настоящие методические указания определяют содержание и последовательность выполнения курсовой работы по управлению строительным производством.

Цель курсовой работы - закрепление теоретических знаний, полученных студентами и приобретение практических навыков управления строительным производством, в частности планирование деятельности малого строительного предприятия. Курсовая работа включает в себя выработку мероприятий на плановый период (год) и определение возможных результатов от их реализации. В практических условиях строительства, если руководитель фирмы устраивает запланированный результат от производственной деятельности, то разработанный план деятельности принимается как основной документ на предстоящий период.

Студентам предлагается разработать готовый план с поквартальной разбивкой на примере малого строительного предприятия, выполняющего облицовочные работы керамической плиткой.

Состав и последовательность выполнения курсовой работы

2.1.Исходными данными для выполнения курсовой работы являются сведения о предприятии: выполняемые работы, имеющиеся основные средства, остатки на начало планируемого периода (амортизация основных средств, материалы, НДС по приобретенным ценностям, денежные средства, расчеты с поставщиками, подрядчиками, покупателями и заказчиками, расчеты по налогам и сборам, расчеты по социальному страхованию и обеспечению, уставный капитал, нераспределенная прибыль)

Для выполнения плановых расчетов необходима информация о продажах, производстве, управлению, финансах, налогах, инвестициях.

Значения показателей в денежном выражении, принятые как исходные, принимаются по примеру, описанному в методических указаниях (базовый вариант), умноженные на коэффициент варианта (см. приложение). Например, по варианту №12 все значения исходных показателей базового варианта необходимо умножить на коэффициент 1,02. Номер варианта соответствует последним двум цифрам зачетной книжки. Если две последние цифры больше 20, то для определения номера варианта необходимо вычесть 20, больше 40 – вычесть 40 и т.д. например, если последние цифры «83», номер варианта определяется как разница 83-80.

2.2. Результаты работы представляются в виде пояснительной записки, содержащей плановые расчеты на год по направлениям деятельности, оформленной в соответствии с методическими указаниями по оформлению курсовых и дипломных проектов (работ).

Рекомендуется следующий порядок расположения материала:

-Титульный лист;

-Задание на выполнение курсовой работы;

-Основной текст;

-Список использованной литературы;

-Приложения.

2.3. Состав пояснительной записки:

1. План продаж.

2. План производства.

3. Расчет прямых материальных затрат.

4. Расчет прямых трудовых затрат.

5. Расчет общепроизводственных (накладных) расходов.

6. Калькуляция переменной производственной себестоимости единицы продукции.

7. Расчет коммерческих и управленческих расходов.

8. Прогнозный отчет о прибылях и убытках.

9. План инвестиций.

10. Расчет налоговых платежей.

11. План движения денежных средств.

12. Прогнозный баланс на конец планового периода.

Методический пример планирования деятельности малого строительного предприятия

Исходные данные

На начало планируемого периода предприятие, специализирующееся на выполнении облицовочных работ, имеет следующие остатки:

-Основные средства (01) – 450 000 руб.;

-Амортизация основных средств (02) – 112 500 руб.;

-Материалы (10) – 31 590 руб.;

-Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям (19) – 30 348 руб.;

-Денежные средства (50,51) – 750 000 руб.;

-Расчеты с поставщиками и подрядчиками (60) – 198 750 руб.;

-Расчеты с покупателями и заказчиками (62) – 168 500 руб.;

-Расчеты по налогам и сборам (68 субсчет «Налог на прибыль») – 25 000 руб.;

-Расчеты по социальному страхованию и обеспечению (69) – 35 500 руб.;

-Уставный капитал (80) – 250 000 руб.;

-Нераспределенная прибыль (84) – 808 688 руб.

В скобках указаны номера соответствующих бухгалтерских счетов.

Для разработки производственной программы на предстоящий период имеется информация по шести блокам: продажи, производство, управление, финансы, налоги, инвестиции.

«Продажи».Договорная цена за 1кв.м облицовочных работ – 1800 руб. (без налога на добавленную стоимость). Ожидается, что за выполнение работы 50% выручки поступит в тот же квартал, когда были осуществлены работы, 50% - в следующем квартале. Имеющаяся дебиторская задолженность на начало бюджетного периода будет полностью погашена в I квартале. По существующим на предприятии нормам дневная выработка на одного рабочего составляет 2,0 кв. м. Число рабочих в бригаде – 6 человек. Всего работает 5 бригад. Количество рабочих дней в планируемом периоде: I квартал – 57 дней, II квартал – 63 дня, III квартал – 66 дней, IV квартал – 65 дня. Объем работ планируется исходя из производственной мощности бригады отделочников.

Расходы на рекламу (коммерческие расходы) запланированы в размере 25 000 руб. в квартал без учета налога на добавленную стоимость.

«Производство». Незавершенное производство ни на начало, ни на конец каждого периода не запланировано. Для выполнения работ требуется следующие материалы: керамическая плитка, мастика, затирка, раствор. На начало года имеются следующие остатки материалов на складе:

-керамическая плитка – 70,8 кв. м.;

-мастика – 150 кг;

-затирка – 36 кг.

В соответствии с договорами поставки цена за единицу материального ресурса на предстоящий период составляет:

-керамическая плитка – 327 руб. за 1 кв. м.;

-мастика – 96 руб. за 1 кг;

-затирка – 63 руб. за 1 кг;

-раствор – 2 500 руб. за 1 куб. м.

Цена указана без учета НДС.

Норма расхода на 1 кв. м работ составляет:

-керамическая плитка – 1,2 кв. м.;

-мастика – 2,0 кг;

-затирка – 0,5 кг;

-раствор – 0,005 куб. м.

Планируемый уровень запасов материалов на конец каждого квартала должен быть равен 10% от потребности данного вида материала в следующем квартале. Планируемый уровень запасов материалов на конец года должен составлять:

-керамическая плитка – 400 кв. м.;

-мастика – 700 кг;

-затирка – 180 кг.

В соответствии с условиями договоров поставки оплата поставщикам осуществляется следующим образом: 70% оплачивается в тот же квартал, в котором была получена продукция, 30% - в следующем квартале. Кредиторская задолженность, имеющаяся на начало года, должна быть полностью погашена в I квартале.

Норма затрат труда по облицовочным работам составляет 1,3 часа на 1 кв. м. Часовая заработная плата рабочих запланирована в размере 196 руб. Заработная плата выплачивается в том же периоде, в котором начислена.

Норма переменных общепроизводственных расходов (ОПР) на рассматриваемом предприятии зависит от продолжительности производства и составляет 24 руб. за 1 час работ. В состав постоянных ОПР входят:

-заработная плата производственного персонала в размере 36 000 руб. в квартал;

-амортизационные отчисления основных средств – 7 500 руб. в квартал;

-прочие ОПР – 18 000 руб. в квартал.

Общепроизводственные расходы оплачиваются в том же периоде, в котором они осуществлены.

«Управление».Расходы по аренде офисного помещения составляют 50 000 руб. (без НДС) ежеквартально; оплачиваются в том же периоде. Заработная плата административно-управленческого персонала (АУП) – 162 000 руб. в квартал. Заработная плата АУП выплачивается в том же периоде, в котором начислена.

«Финансы». Согласно решению руководства фирмы необходимо сохранять остаток денежных средств на конец каждого квартала не менее 125 000 руб. Имеется возможность получить краткосрочный кредит под 15% годовых. Проценты по кредиту начисляются и выплачиваются ежеквартально; относятся на финансовый результат (за счет чистой прибыли).

«Налоги». Бюджет малого строительного предприятия формируется в соответствии с существующим налоговым законодательством Российской Федерации. В процессе разработки бюджета следует учесть основные налоги: налог на добавленную стоимость (ставка НДС – 18%), налог на имущество (ставка – 2,2%), налог на прибыль (ставка – 20%), единый социальный налог (ставка – 30,2%). С 1 января 2002 г. НДС начисляется по первой из двух дат: даты отгрузки или даты оплаты.

На начало года имеется кредиторская задолженность в бюджет по налогу на прибыль в размере 25 000 руб., погасить которую необходимо в I квартале, и кредиторская задолженность во внебюджетные фонды (ЕСН) – 35 500 руб., погашение запланировано так же в I квартале.

«Инвестиции». В феврале предприятие приобретает оборудование стоимостью 576 000 руб. (без учета НДС). Срок оплаты I квартал. Оборудование введено в эксплуатацию в марте. Способ начисления амортизационных отчислений – линейный, 10% в год.

План продаж

«Выходной» формой данного этапа планового процесса является прогнозный отчет по реализации (план продаж). Сформируем план продаж для нашего малого строительного предприятия.

Для расчета выручки от реализации работ потребуются следующие показатели: дневная выработка на одного рабочего, занятых выполнение данного вида работ, количество рабочих дней в планируемом периоде и планируемая цена за 1 кв. м. работ.

Исходные данные для разработки плана продаж:

1)Дневная выработка на одного рабочего – 2,0 кв. м.;

2)Число рабочих – 30 человек;

3)Количество рабочих дней: I квартал – 57 дней, II квартал – 63 дня, III квартал – 66 дней, IV квартал – 65 дней.

4)Договорная цена за 1 кв. м. – 1 800 руб.

Результаты расчетов предоставлены в табл.1.

Таблица 1 – План продаж

№ п/п Показатель Квартал Итого
I II III IV
Объем продаж, кв. м.
Цена, руб.
Выручка, руб.
НДС, руб.
Выручка с НДС, руб.

Рассмотрим заполнение таблицы на примере I квартала. На первом этапе необходимо рассчитать планируемый объем продаж (выполненных работ) в натуральных единицах измерения. Для этого надо умножить дневную выработку на одного рабочего на количество человек, занятых выполнением данного вида работ, и умножить на количество рабочих дней в планируемом периоде:

2 кв. м. ˟ 30 чел. ˟ 57 дн. = 3 420 кв. м.

На втором этапе рассчитывается выручка от реализации работ путем умножения объема продаж на цену за единицу выполненных работ:

3420 кв. м. ˟ 1 800 руб. = 6 156 000 руб.

На третьем этапе начисляется налог на добавленную стоимость (ставка налога – 18%):

6 156 000 ˟ 0,18 = 1 108 080 руб.

Завершающим этапом составления плана продаж является расчет выручки от реализации работ с учетом НДС:

6 156 000 руб. + 1 108 080 руб. = 7 264 080 руб.

План продаж включает в себя ожидаемый денежный поток от продаж, который в дальнейшем будет включен в доходную часть плана движения денежных средств.

Для прогноза денежных поступлений от продаж необходимо учитывать коэффициенты инкассации, которые показывают, какая часть отгруженной продукции будет оплачена в первый месяц (месяц отгрузки), во второй и т.д. с учетом безнадежных долгов.

В рассматриваемом примере 50% от выручки за выполнение работы поступит в тот же квартал, когда были осуществлены работы, 50% - в следующем квартале, безнадежные долги не предусматриваются. Результаты расчетов погашения дебиторской задолженности (ДЗ) приведены в табл. 2.

Таблица 2 – Расчет погашения дебиторской задолженности (руб.)

№ п/п Показатель Квартал Итого
I II III IV
ДЗ за предыдущий период 0,00 0,00 0,00
ДЗ за отчетный период: I квартал 0,00 0,00
II квартал 0,00 0,00
III квартал 0,00 0,00
IV квартал 0,00 0,00 0,00
Итого

При расчете погашения дебиторской задолженности в первую очередь необходимо запланировать погашение ДЗ за предыдущий период, величина которой определяется из баланса на начало отчетного периода. В нашем примере эта величина составляет 168 500 руб. При планировании погашения задолженности покупателей, как мы уже говорили ранее, необходимо учитывать коэффициенты инкассации. Согласно условию, 50% от планируемой выручки предприятие получит в тот же квартал, в котором осуществило работы, а 50% - в следующем квартале. В расчет необходимо включить выручку от реализации работ с учетом налога на добавленную стоимость. Величина выручки от выполнения работ в I квартале распределится следующим образом:

-в I квартале покупатели оплатят:

2 824 920 руб. ˟ 0,5 = 1 412 460 руб.;

-во II квартале та же сумма:

3 122 280 руб. ˟ 0,5 = 1 561 140 руб.;

Таким образом, по горизонтали показывается распределение сумм погашения дебиторской задолженности (поквартально) за работы, выполненные в I квартале. А по вертикали денежные поступления за выполненные работы, которые будут оплачены в I квартале и впоследствии найдут отражение в бюджете движения денежных средств. Аналогично производятся расчеты для последующих периодов.

План производства

Для предприятий, работающих на заказ (к ним относятся и строительные предприятия), сформированный пакет заказов (т.е. план продаж) непосредственно определяет производственную программу, которая, таким образом, является расчетным параметром, а исходными параметрами будут целевой объем, структура продаж и целевой уровень товарных остатков.

План производства – это план выпуска продукции (работ, услуг) в натуральных показателях.

План производства с поквартальной разбивкой представлен в табл.3.

Таблица 3 – План производства (кв. м)

№ п/п Показатель Квартал Итого
I II III IV
Объем продаж
НП на начало периода 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00
НП на конец периода 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00
Объем производства

Готовой продукцией предприятия являются работы по облицовке поверхностей керамической плиткой. Незавершенного производства (НП) ни на начало, ни на конец планируемого периода нет, поэтому в данном случае объем продаж и объем производства совпадают.

План производства является базовым для разработки последующих производственных планов: прямых материальных затрат, прямых трудовых затрат и общепроизводственных (накладных) расходов.

Наши рекомендации