Маркетинговые исследования туристского рынка
Рынок туризма – это общественно-экономическое явление, объединяющее спрос и предложение для обеспечения процесса купли-продажи туристского продукта в данное время и в данном месте.
Характерными чертами рынка туризма являются:
основным предметом купли-продажи являются услуги;
кроме покупателя и продавца в механизм туристского рынка включено значительное количество посреднических звеньев, которые обеспечивают связь спроса и предложения;
спрос на туристские услуги отличается рядом особенностей: большим разнообразием участников поездок по финансовым возможностям, возрасту, целям и мотивам; эластичностью; индивидуальностью и высокой степенью дифференциации; большой замещаемостью; отдаленностью по времени и месту от туристского предложения;
туристское предложение также характеризуется рядом особенностей: товары и услуги в туризме имеют тройственный характер (природные ресурсы, созданные ресурсы, туристские услуги); высокая фондоемкость туристской индустрии; низкая эластичность; комплексность.
Рынок туризма неоднороден и в его структуре выделяются более мелкие по своим масштабам рынки. В связи с этим существует достаточно много признаков классификации туристского рынка:
1) по отношению к определенному району (например, регион, страна или группа стран) можно выделить следующие рынки:
рынок внутреннего туризма, включающий путешествия жителей какого-либо района по этому району;
рынок въездного туризма, включающий путешествия по какому-либо району лиц, не являющихся его жителями;
рынок выездного туризма, включающий путешествия жителей какого-либо района в другой район;
2) в зависимости от цели путешествия выделяют рынки туризма: рекреационного; делового: научного; религиозного; культурно-познавательного; этнического;
3) в зависимости от характера организации путешествия различают рынки организованного туризма и неорганизованного;
4) по числу участников путешествия выделяют рынки группового и индивидуального туризма;
5) в зависимости от способа передвижения различают рынки туризма пешеходного, железнодорожного, авиационного, морского и речного, автомобильного;
6) с точки зрения особенностей и содержания маркетинговой деятельности выделяются следующие рынки: целевой, бесплодный, основной, дополнительный, растущий, прослоенный. Туристский рынок имеет также качественную структуру. Потенциальный рынок составляют клиенты, которые проявляют интерес к приобретению туристских услуг. Действительный рынок составляют платежеспособные потребители, имеющие доступ к туристским услугам. Квалифицированный рынок составляют клиенты, которые по тем или иным причинам не реализуют свою заинтересованность в туристских услугах. Освоенный рынок образуют клиенты, отдающие предпочтение услугам данного предприятия.
Общая цель исследования рынка состоит в определении условий, при которых обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса населения в туристских услугах и создаются предпосылки дли эффективного их сбыта. В соответствии с этим первоочередной задачей изучения рынка является оценка конъюнктуры рынка. Конъюнктуру туристского рынка характеризуют:
соотношение спроса и предложения туристских услуг;
уровень цен;
состояние конкуренции и барьеры для входа на рынок;
степень государственного регулирования данного рынка;
коммерческие условия реализации туристских услуг;
наличие сезонных колебаний спроса и другие параметры.
Основные методические требования к оценке конъюнктуры рынка состоят в следующем:
учет всеобщей взаимосвязи явлений экономической жизни; тенденции развития конъюнктуры на одних рынках нельзя механически переносить на другие, даже смежные туристские рынки;
неустойчивость конъюнктуры, отсутствие стабильности на рынках обусловливают необходимость обеспечения постоянного и непрерывного наблюдения за рынками;
изучение конъюнктуры туристского рынка должно осуществляться в определенной последовательности: 1) подготовительный этап; 2) текущие наблюдения за развитием конъюнктуры; 3) анализ конъюнктурной информации; 4) разработка конъюнктурного прогноза.
Одной из основных задач исследований выбранного рынка является определение его емкости. Емкостью рынка называют потенциально возможный объем реализуемых на нем туристских продуктов в течение определенного промежутка времени (как правило, за год). Емкость рынка рассчитывается как в натуральном (количество туристов), так и в стоимостном (объем поступлений от туризма в денежных единицах) выражении. Зная емкость рынка и тенденции ее изменения, фирма получает возможность оценить перспективность того или иного рынка для себя. Также в практике маркетинга широкое применение получил показатель доли рынка, который достаточно достоверно отражает результаты деятельности предприятия и определяется как отношение объема продаж его услуг к потенциальной емкости данного рынка. С помощью данного показателя можно дать оценку уровню конкурентоспособности предприятия с точки зрения освоенного им рыночного потенциала.