Предмет финансового права.

Введение.

Финансовое право охватывает своим воздействием определенный специфический

круг общественных отношений. Эти отношения обусловлены тем, что государство

для выполнения своих задач применяет такой экономический рычаг, как финансы,

и осуществляет в связи с этим финансовую деятельность.

Финансы по своей сущности представляют одну из экономических категорий,

используемых в современном государствах. Существование финансов связано с

товарно-денежными отношениями.

Осуществление финансовой деятельности государства требует правового

урегулирования прав, обязанностей, ответственности, участвующих в нем

субъектов. В этом и заключается предназначение финансового права: посредством

его норм финансовая система приводится в действие и используется

государством.

Область финансов и отдельные их стороны затрагивают нормы из других отраслей

права. Однако именно в сферу финансового права эта область попадает в целом,

хотя на разные звенья финансовой системы его норм распространяются не в

одинаковой мере. Это объясняется тем, что к предмету финансового пава

относятся государственные финансы. С другими звеньями финансовой системы эта

отрасль права связана постольку, поскольку регулирует отношения связанные с

аккумуляцией средств в денежные фонды государства и органов местного

самоуправления, а также использованием этих средств (например, налоговые

платежи из финансовых ресурсов предприятий, основанных на негосударственной

форме собственности).

Нужно заметить, что в ходе финансовой деятельности государства возникают,

помимо финансовых, другие общественные отношения, например, трудовые,

гражданские, и т. д., регулируемые соответствующими отраслями права.

Финансовое же право распространяется только на финансовые отношения.

Если дать определение финансовому праву то это буде следующее: финансовое

право – это совокупность юридических норм, регулирующих общественные

отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и

использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов

местного самоуправления, необходимых для реализации задач.

Предмет финансового права.

К предмету финансового права относят закрепление структуры финансовой

системы, распределение компетенции в данной области между Федерацией и ее

субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов,

регулирование на основе этих исходных норм отношений, возникающих в процессе

финансовой деятельности.

Входящие в предмет финансового права отношения отличаются по своему

содержанию большим разнообразием, что обусловлено многозвенностью финансовой

системы, ее связью со всеми структурами общественного производства и

распределения. Широк круг участников финансовых отношений: Российская

Федерация вступает во взаимоотношения со своими субъектами, государственные

органы – с юридическими и физическими лицами, взаимодействуют между собой

государственные и местные органы всех видов и уровней, в том числе финансово-

кредитные органы в соответствии со своей компетенцией в области финансов.

Они представляют следующие группы отношений:

1. между Российской Федерацией, ее субъектами и местными административно-

территориальными единицами в лице соответствующих органов представительной и

исполнительной власти, возникающие в связи с распределение финансовых

ресурсов страны;

2. между финансовыми и налоговыми органами государства с одной стороны, и

предприятиями, учреждениями – с другой, в связи с выполнением финансовых

обязанностей перед государством, распределением между ними или расходованием

государственных денежных средств;

3. между государственными (муниципальными) финансово-кредитными органами

в связи с образованием, распределением и использование соответствующих

государственных (муниципальных) денежных фондов и ресурсов (бюджетных,

внебюджетных, кредитных, страховых);

4. между государственными (муниципальными) предприятиями, организациями,

учреждениями, с одной стороны, и их вышестоящими органами государственного

(муниципального) управления – с другой, в связи с распределением и

использованием в соответствующих отраслях народного хозяйства и сферах

социальной жизни бюджетных или кредитных ресурсов, а также соответствующих

средств предприятий, организаций, учреждений;

5. между финансово-кредитными органами, с одной стороны, и юридическими и

физическими лицами – с другой, в связи с образованием и распределением

государственных кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов;

6. между финансово-кредитными органами государства, с одной стороны, и

физическими лицами – с другой, в связи с выполнением обязанностей последних

по внесению платежей в государственные (муниципальные) денежные фонды (в

бюджет и вне бюджетные фонды).

Данная классификация проведена по субъектному составу. Возможны и другие

критерии, содержание финансовых отношений, методы финансовой деятельности и

т. д.

Рассмотрение финансовых отношений по группам показывает, что при всем своем

разнообразии они имеют общее содержание – направленность на образование,

распределение и использование государственных и муниципальных денежных

фондов. Естественно, что эти отношения возникают при участии и под

непосредственным воздействием государства.

Государство обеспечивает планомерность аккумуляции денежных средств и

направление их согласно планам и программам в народное хозяйство, социальную

сферу, на другие потребности общего значения. Оно должно организовывать эту

деятельность, соблюдая правила и требования правовых норм, как это

свойственно правовому государству.

В нормах финансового права закрепляют общие принципы и формы финансовой

деятельности государства, методы аккумуляции средств в государственные

денежные фонды, виды используемых для формирования этих фондов платежей,

порядок их взимания. Они регулируют также порядок получения и использования

государственных денежных средств, источники образования финансовых ресурсов

государственных предприятий, организаций, учреждений. Регулируя эти

отношения, нормы финансового права закрепляют права и обязанности

государственных органов, предприятий, учреждений и граждан.

По этому, можно сказать, что предметом финансового права будет – общественные

отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному

образованию, распределению и использованию централизованных и

децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.

Четкость правового регулирования финансовых отношений важна не только для

обеспечения должной организованности работы государственных органов, но и для

соблюдения интересов государства, а также граждан, предприятий, организаций,

учреждений, а в конечном итоге – для выполнения государством своего

предназначения.

Формирующееся финансовое право в Российской Федерации отражает новые

экономические и политические условия страны.

Во-первых, особенности экономики переходного периода к рыночным отношениям

привели к изменению финансово-правовых норм. Теперь эти нормы базируются на

принципе равенства субъектов права всех форм собственности и соответственно

этому – их финансовых обязанностей перед государством, прав на защиту их

законных интересов, самостоятельности хозяйствующих субъектов и т. д. Следует

отметить и нацеленность финансово-правовых институтов на стимулирование

производства, повышение эффективности функционирования народнохозяйственного

комплекса.

Во-вторых, усиливается материальная ответственность (финансовые и другие

санкции, увеличивается размер денежных штрафов) за нарушения в области

финансов. Это относится и к ответственности государственных органов,

осуществляющих финансовую деятельность.

В-третьих, современное финансово-правовое регулирование направлено на

установление большего разнообразия в методах финансовой деятельности

государства. Вместе с тем, преобладает их фискальная сторона (расширение

системы налогов для привлечения средств в казну) при недостаточном развитии

социальной направленности.

В-четвертых, финансовое право отражает развитие России как федеративного

государства. Изменения в его нормах ориентированы на повышение роли субъектов

Российской Федерации, расширение их самостоятельности и сферы правового

регулирования. Наряду с субъектами Федерации органы местного самоуправления

также могут принимать нормативные акты, регулирующие финансовые отношения в

соответствующих территориальных пределах (например, положение о местных

налогах и сборах).

Финансово-правовые нормы закрепляют полномочия государственных органов в

области финансов, они строятся на принципе разделения властей.

Вместе с тем отмеченные направления в развитии финансового права Российской

Федерации во многих случаях представляют лишь наметившиеся тенденции, которые

требуют углубления и упорядочивания.

Наши рекомендации