Предмет финансового права.
Введение.
Финансовое право охватывает своим воздействием определенный специфический
круг общественных отношений. Эти отношения обусловлены тем, что государство
для выполнения своих задач применяет такой экономический рычаг, как финансы,
и осуществляет в связи с этим финансовую деятельность.
Финансы по своей сущности представляют одну из экономических категорий,
используемых в современном государствах. Существование финансов связано с
товарно-денежными отношениями.
Осуществление финансовой деятельности государства требует правового
урегулирования прав, обязанностей, ответственности, участвующих в нем
субъектов. В этом и заключается предназначение финансового права: посредством
его норм финансовая система приводится в действие и используется
государством.
Область финансов и отдельные их стороны затрагивают нормы из других отраслей
права. Однако именно в сферу финансового права эта область попадает в целом,
хотя на разные звенья финансовой системы его норм распространяются не в
одинаковой мере. Это объясняется тем, что к предмету финансового пава
относятся государственные финансы. С другими звеньями финансовой системы эта
отрасль права связана постольку, поскольку регулирует отношения связанные с
аккумуляцией средств в денежные фонды государства и органов местного
самоуправления, а также использованием этих средств (например, налоговые
платежи из финансовых ресурсов предприятий, основанных на негосударственной
форме собственности).
Нужно заметить, что в ходе финансовой деятельности государства возникают,
помимо финансовых, другие общественные отношения, например, трудовые,
гражданские, и т. д., регулируемые соответствующими отраслями права.
Финансовое же право распространяется только на финансовые отношения.
Если дать определение финансовому праву то это буде следующее: финансовое
право – это совокупность юридических норм, регулирующих общественные
отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и
использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов
местного самоуправления, необходимых для реализации задач.
Предмет финансового права.
К предмету финансового права относят закрепление структуры финансовой
системы, распределение компетенции в данной области между Федерацией и ее
субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов,
регулирование на основе этих исходных норм отношений, возникающих в процессе
финансовой деятельности.
Входящие в предмет финансового права отношения отличаются по своему
содержанию большим разнообразием, что обусловлено многозвенностью финансовой
системы, ее связью со всеми структурами общественного производства и
распределения. Широк круг участников финансовых отношений: Российская
Федерация вступает во взаимоотношения со своими субъектами, государственные
органы – с юридическими и физическими лицами, взаимодействуют между собой
государственные и местные органы всех видов и уровней, в том числе финансово-
кредитные органы в соответствии со своей компетенцией в области финансов.
Они представляют следующие группы отношений:
1. между Российской Федерацией, ее субъектами и местными административно-
территориальными единицами в лице соответствующих органов представительной и
исполнительной власти, возникающие в связи с распределение финансовых
ресурсов страны;
2. между финансовыми и налоговыми органами государства с одной стороны, и
предприятиями, учреждениями – с другой, в связи с выполнением финансовых
обязанностей перед государством, распределением между ними или расходованием
государственных денежных средств;
3. между государственными (муниципальными) финансово-кредитными органами
в связи с образованием, распределением и использование соответствующих
государственных (муниципальных) денежных фондов и ресурсов (бюджетных,
внебюджетных, кредитных, страховых);
4. между государственными (муниципальными) предприятиями, организациями,
учреждениями, с одной стороны, и их вышестоящими органами государственного
(муниципального) управления – с другой, в связи с распределением и
использованием в соответствующих отраслях народного хозяйства и сферах
социальной жизни бюджетных или кредитных ресурсов, а также соответствующих
средств предприятий, организаций, учреждений;
5. между финансово-кредитными органами, с одной стороны, и юридическими и
физическими лицами – с другой, в связи с образованием и распределением
государственных кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов;
6. между финансово-кредитными органами государства, с одной стороны, и
физическими лицами – с другой, в связи с выполнением обязанностей последних
по внесению платежей в государственные (муниципальные) денежные фонды (в
бюджет и вне бюджетные фонды).
Данная классификация проведена по субъектному составу. Возможны и другие
критерии, содержание финансовых отношений, методы финансовой деятельности и
т. д.
Рассмотрение финансовых отношений по группам показывает, что при всем своем
разнообразии они имеют общее содержание – направленность на образование,
распределение и использование государственных и муниципальных денежных
фондов. Естественно, что эти отношения возникают при участии и под
непосредственным воздействием государства.
Государство обеспечивает планомерность аккумуляции денежных средств и
направление их согласно планам и программам в народное хозяйство, социальную
сферу, на другие потребности общего значения. Оно должно организовывать эту
деятельность, соблюдая правила и требования правовых норм, как это
свойственно правовому государству.
В нормах финансового права закрепляют общие принципы и формы финансовой
деятельности государства, методы аккумуляции средств в государственные
денежные фонды, виды используемых для формирования этих фондов платежей,
порядок их взимания. Они регулируют также порядок получения и использования
государственных денежных средств, источники образования финансовых ресурсов
государственных предприятий, организаций, учреждений. Регулируя эти
отношения, нормы финансового права закрепляют права и обязанности
государственных органов, предприятий, учреждений и граждан.
По этому, можно сказать, что предметом финансового права будет – общественные
отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному
образованию, распределению и использованию централизованных и
децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.
Четкость правового регулирования финансовых отношений важна не только для
обеспечения должной организованности работы государственных органов, но и для
соблюдения интересов государства, а также граждан, предприятий, организаций,
учреждений, а в конечном итоге – для выполнения государством своего
предназначения.
Формирующееся финансовое право в Российской Федерации отражает новые
экономические и политические условия страны.
Во-первых, особенности экономики переходного периода к рыночным отношениям
привели к изменению финансово-правовых норм. Теперь эти нормы базируются на
принципе равенства субъектов права всех форм собственности и соответственно
этому – их финансовых обязанностей перед государством, прав на защиту их
законных интересов, самостоятельности хозяйствующих субъектов и т. д. Следует
отметить и нацеленность финансово-правовых институтов на стимулирование
производства, повышение эффективности функционирования народнохозяйственного
комплекса.
Во-вторых, усиливается материальная ответственность (финансовые и другие
санкции, увеличивается размер денежных штрафов) за нарушения в области
финансов. Это относится и к ответственности государственных органов,
осуществляющих финансовую деятельность.
В-третьих, современное финансово-правовое регулирование направлено на
установление большего разнообразия в методах финансовой деятельности
государства. Вместе с тем, преобладает их фискальная сторона (расширение
системы налогов для привлечения средств в казну) при недостаточном развитии
социальной направленности.
В-четвертых, финансовое право отражает развитие России как федеративного
государства. Изменения в его нормах ориентированы на повышение роли субъектов
Российской Федерации, расширение их самостоятельности и сферы правового
регулирования. Наряду с субъектами Федерации органы местного самоуправления
также могут принимать нормативные акты, регулирующие финансовые отношения в
соответствующих территориальных пределах (например, положение о местных
налогах и сборах).
Финансово-правовые нормы закрепляют полномочия государственных органов в
области финансов, они строятся на принципе разделения властей.
Вместе с тем отмеченные направления в развитии финансового права Российской
Федерации во многих случаях представляют лишь наметившиеся тенденции, которые
требуют углубления и упорядочивания.