Одна, но пламенная страсть
Бюрократ способен извратить цели организации, настаивая на соблюдении
буквы закона, даже когда отступить от нее жизненно необходимо. Он счи-
тает своей основной, а то и исключительной обязанностью внедрение пла-
на — неважно, разумен ли он и соответствует ли нравственным нормам. Изменить решение
Бюрократу зачастую сложно пересмотреть решение на этапе внедрения. За-
частую без этого не обойтись, поскольку, пока вы занимаетесь внедрением
принятого решения, условия успевают измениться. Мир меняется, опережая
нас, и это заставляет вносить коррективы в принятые планы. Затраты на внедрение
В то время как Герой-одиночка оценивает себя по интенсивности своего
труда и по его результатам, для Бюрократа критерием оценки служит то,
насколько успешно он контролирует систему, пресекает нарушение правил
и сводит к минимуму неопределенность. Формирование команды
Разрешение конфликтов
Бюрократ не выносит межличностных конфликтов. Он считает, что такие
конфликты «раскачивают лодку» и мешают контролировать систему. Поэто-
му он запрещает конфликты. Такая позиция заставляет людей прятать про-
блемы под ковер.
Бюрократическая организация безупречна лишь на первый взгляд —
вам кажется, что вокруг чистота и порядок, пока вы не заглянете под ковер.
Там вы обнаружите уйму острейших проблем и неразрешенных конфлик-
тов, которые способны уничтожить компанию.
Образ мышления
Бюрократ мыслит линейно: A, B, C, D, E, F, G. Ему невдомек, что иногда G
связано с H, H связано с A, A с J, а J имеет отношение к B. Он ужасно рас-
страивается, если видит, что дискуссия идет не так, как предполагалось. Для
него это слишком сложно. «Постойте! О чем мы говорим? Куда вы клоните?
Почему мы обсуждаем этот вопрос? Разве это имеет отношение к делу?»
В этом Бюрократ похож на P---. Оба предпочитают линейную логику
изложения. Это выводит из себя предпринимателя, для которого все на
свете связано. Мышление E— это поток сознания, от которого у Aтемнеет
в глазах, а у Pпортится настроение.
-A-- невдомек, что дискуссия предполагает множество разных точек
зрения. Вам придется сказать ему: «Не волнуйся. Пока мы просто изучаем
альтернативы, причем в перспективе любой из вариантов можно будет ин-
терпретировать по-разному».
Обработка информации
Бюрократ стремится полностью контролировать информацию администра-
тивного характера, которая определяет, «как выполнить работу правильно».
Чтобы составить проект бюджета, нужно соблюсти сотни формальностей,
а чтобы нанять или уволить сотрудника — заполнить десятки бланков.
Занимаясь реорганизацией компании, я обозначаю каждое подразделение
определенным цветом. Так, зеленый отдел отвечает за прибыли. Красный
занимается управлением и обслуживанием. Коричневый ведает сервисным
обслуживанием или себестоимостью.
Благодаря таким обозначениям достаточно взглянуть на схему организа-
ционной структуры, чтобы понять, как распределяются обязанности. Неред-
Глава 3. Администратор pAei и Бюрократ -A- - 79
ко обсуждение этого вопроса преподносит сюрпризы. Кому быть зеленым?
Какое подразделение действительно является центром прибыли? Иногда это
товарная группа, в других случаях — отдел маркетинга или отдел, который
отвечает за один из этапов разработки. Вариантов множество.
Этот процесс приводит Бюрократа в смятение: «Вы разрушите нашу
базу данных, вы перепутаете всю информацию! Ситуация может выйти из-
под контроля!» Он требует объяснить, какого черта вы это делаете, сколько
это будет стоить и какие выгоды принесет. Он не видит основного преиму-
щества, которое нельзя оценить в долларах, — возможности разобраться и
уяснить, кто за что отвечает.
Управление персоналом
Наем
Бюрократ берет на работу себе подобных — людей, которые делают все так,
как им сказано, и не проявляют инициативы. Они не задают вопросов, не
сомневаются в существующем положении вещей и не позволяют себе рас-
качивать лодку. Они приходят на работу вовремя и вовремя уходят домой,
а что они делают на рабочем месте — не так уж важно.
Герой-одиночка не возражает, чтобы подчиненные нарушали правила,
если они добиваются хороших результатов. Бюрократа волнуют исключи-
тельно методы достижения результата. Возьмем, к примеру, торгового
агента, которому удалось неожиданно заключить несколько крупных сделок.
Если он работает под началом Героя-одиночки и пытается рассказать боссу,
как он добился результата, Герой-одиночка, по горло занятый своими дела-
ми, кивнет: «Молодец, продолжай в том же духе, расскажешь мне об этом
в другой раз».
Однако Бюрократ попросит описать процесс продаж во всех подроб-
ностях. Когда он выяснит, что торговый агент сделал что-то по-своему, он
не успокоится, пока не разберется, каким образом новый метод нарушает
установленные правила.
С этой минуты Бюрократ забывает о достигнутых результатах и сосре-
дотачивается на нарушении. Как торговый агент посмел нарушить правило
или процедуру? Он играет в игру, которая в книге Эрика Берна «Игры,
в которые играют люди»1 называется «Ну что, попался, негодяй!»
Собрания персонала
Проводит ли Бюрократ собрания персонала? Еще бы! Каждый понедельник
и каждую пятницу с девяти до двенадцати. Секретарь ведет протокол, ито-
говые решения обсуждаются, а их внедрение контролируется. Таков порядок,
которому неизменно сопутствует скука и проверка несметного количества
деталей.
Есть ли у Бюрократа повестка дня? Несомненно. Продуманная до мело-
чей. Имеет ли она отношение к важнейшим вопросам? Далеко не всегда.
При распределении работы обсуждаются не цели и значимость заданий,
а методы их выполнения. Компания может терять долю рынка или быть на
грани банкротства, а Бюрократ будет бубнить о необходимости вовремя
заполнить нужные бланки в двух экземплярах. Он строго контролирует
надвигающуюся катастрофу: компания непременно разорится, но это про-
изойдет в назначенный час. Наученные горьким опытом подчиненные Бюрократа никогда не рас-
сказывают об отклонениях и нарушениях порядка и не жалуются на про-
блемы. Они предпочитают заталкивать конфликты и проблемы под ковер. Почему? Потому что они отлично знают: если проблема обнаружена,
Бюрократ примется созывать одно собрание за другим и выяснять, кто, по-
чему, где и когда это сделал. Последствия не заставят себя долго ждать —
появятся новые правила, новые инструкции, новые проверки. Одним словом,
начнется охота на ведьм, и персоналу придется еще труднее.
Чтобы этого не случилось, подчиненные Бюрократа заверяют его: «Все
под контролем», — хотя на самом деле это не так. Бюрократ считает, что,
если подчиненные помалкивают, это свидетельствует о порядке и эффек-
тивной работе. Но нередко верно обратное. Обучение
Бюрократ обожает обучение. Он хотел бы запрограммировать всех и каж-
дого и осуществлять любой процесс по заданному алгоритму.
Разрешение на изменения
Каков типичный ответ -A--, когда подчиненный просит разрешить ему
сделать что-то по-новому? «Нет». Вы даже не успеваете закончить фразу.
«Нет». Есть русский анекдот про Бюрократа, который разговаривает по теле-
фону: «Нет. Нет. Нет. Да. Нет. Нет. Нет». «А к чему относилось “да”?» —
спрашивают его. «Он спросил, хорошо ли его слышно». Управление изменениями
Перемены представляют для Бюрократа серьезную угрозу. Препятствуя но-
вым проектам, он демонстрирует невероятную изобретательность, что дела-
ет его обструкционистом. Организации приходится достигать поставленных
целей, преодолевая его сопротивление, и те, кто отвечает за выполнение
работы, учатся осуществлять преобразования, действуя в обход Бюрократа.
Стратегическое планирование обычно представляет собой анализ рисков
и возможностей. Но Бюрократ с трудом различает возможности, а измене-
ния расценивает как угрозу. Под руководством Бюрократа стратегическое
планирование — это в лучшем случае упражнение в прогнозировании. За-
частую он ограничивается анализом истекшего периода и проецирует по-
лученные результаты на будущее. В отличие от Бюрократа Герой-одиночка вообще не строит планы на
следующий год. Он слишком занят, чтобы уделить время планированию.
«Кто знает, что будет через год? Не стоит и пытаться давать прогнозы», —
такова типичная позиция Героя-одиночки.
Предприниматель планирует реализовать то, чего он желает, и не за-
думывается об ожидаемом (см. схему).