Сбалансированность бюджетов 2 страница
7) обязанность финансовых органов формировать информациюо соответствующих бюджетах в доступной (понятной) для граждан форме;
8) обязанность участников бюджетного процесса, бюджетных (автономных) учреждений и получателей средств из бюджета в соответствии с нормативными правовыми актами обеспечивать открытость и доступность информации об использовании предоставленных средств с использованием публичных информационных ресурсов.
2. Секретные приложения могут предусматриваться только в федеральном законе о федеральном бюджете и в федеральном законе об исполнении федерального бюджета.
Статья 14. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с поступлениями от определенных доходов бюджетов и источников финансирования бюджета, за исключением:
1) субвенций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение;
2) расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами и (или) за пределами территории Российской Федерации;
3) добровольных взносов, пожертвований и средств самообложения граждан;
4) расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с законодательством о конкретных видах обязательного социального страхования;
5) отдельных доходов бюджетов, учитываемых при определении объемов бюджетных ассигнований дорожных фондов;
6) средств целевых иностранных кредитов;
7) расходов бюджета, осуществляемых в случаях и в пределах поступления отдельных видов неналоговых доходов бюджета в соответствии с законом (решением) о бюджете.
Статья 15. Принцип эффективности использования бюджетных средств
Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при планировании и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения планируемых результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучших результатов с использованием планируемого объема средств (результативности).
Статья 16. Принцип адресности и целевого характера расходов бюджета
Принцип адресности и целевого характера расходов бюджета означает, что бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и лимиты долгосрочных договорных обязательств доводятсядо главных распорядителей (распорядителей) расходов бюджетов иадминистраторов расходов бюджетов с указанием цели их использования.
Статья 17. Принцип подведомственности исполнения бюджета по расходам
1. Принцип подведомственности исполнения бюджета по расходам означает, что главные распорядители (распорядители) расходов бюджетов не вправе распределять лимиты бюджетных обязательств и лимиты долгосрочных договорных обязательств неподведомственным распорядителям и администраторам расходов бюджетов, не включенным в реестр участников бюджетного процесса июридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса.
2. Распорядитель и администратор расходов бюджетов могут быть включены в предусмотренный частью 1 настоящей статьи реестр в качестве подведомственных распорядителей и администраторов расходов бюджетов только одного главного распорядителя расходов бюджетов.
Статья 18. Исчисление сроков
1. Установленный настоящим Кодексом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, днями, часами.
2. Срок может определяться указанием на событие, которое согласно настоящему Кодексу должно наступить.
3. Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.
4. Срок, исчисляемый годами (за исключением финансового года), истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока.
5. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. При указании срока в месяцах за месяц принимается период времени, равный тридцати календарным дням.
6. В случае если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, срок истекает в последний день указанного месяца.
7. В случае если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
8. В случае если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
9. Документы, подтверждающие исполнение предписанного настоящим Кодексом действия, переданные в организацию почтовой связи или направленные с помощью информационных систем, обеспечивающих электронный документооборот, до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются направленными в срок.
Глава 2. Полномочия органов государственной власти (органов местного самоуправления) в сфере бюджетных правоотношений
Статья 19. Полномочия органов государственной власти (органов местного самоуправления)
К полномочиям органов государственной власти (органов местного самоуправления) в сфере бюджетных правоотношений относятся:
1) составлениеи рассмотрение проекта бюджета (планирование бюджета);
2) организация и обеспечение исполнения,исполнение бюджета, составление и рассмотрение бюджетной отчетности,а также установление соответствующих порядков;
3) осуществление государственных (муниципальных) заимствований, предоставление государственных (муниципальных) гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление государственным (муниципальным) долгом и управление государственными (муниципальными) активами;
4) предоставление средств из бюджета, установление условий и (или)порядка предоставления средств из бюджета;
5) составление отчетности об исполнении бюджета(консолидированного бюджета).
Статья 20. Полномочия органов государственной властиРоссийской Федерации
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерациив сфере бюджетных правоотношений помимо полномочий, предусмотренных в статье 19 настоящего Кодекса,относятся:
1) установление основ функционирования и общих принципов организации бюджетной системы Российской Федерации, основ бюджетного процесса и основ взаимоотношений между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса;
2) определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов;
3) установление нормативов отчислений доходов в бюджеты;
4) определение порядка установления и исполнения публичных обязательств;
5) определение порядка установления и исполнения публичных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из федерального бюджета;
6) определение общих принципов (условий) предоставления и форм межбюджетных трансфертов;
7) определение общего порядка и принципов осуществления государственных (муниципальных) заимствований и предоставления государственных (муниципальных) гарантий, погашения и обслуживания государственного (муниципального) долга;
8) установление оснований и порядка временного осуществления органами государственной власти Российской Федерации (органами государственной власти субъектов Российской Федерации) отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления);
9) временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
10) установление общих принципов организации и функционирования системы казначейских платежей;
11) определение основ казначейского обслуживания исполнения бюджетов;
12) осуществление казначейского обслуживания исполнения бюджетов, а также операций со средствами бюджетных (автономных) учреждений и получателей средств из бюджета, лицевые счета которым открыты в Федеральном казначействе в случаях, установленных федеральными законами;
13) установление порядка исполнения судебных актов, решений уполномоченных органов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов, бюджетных (автономных) учреждений;
14) установление основ бюджетной классификации Российской Федерации и общего порядка ее применения;
15) установление и детализация кодов составных частей бюджетной классификации Российской Федерации, являющихся едиными для бюджетов;
16) установление единого порядка ведения учета государственных (муниципальных) финансов участниками бюджетного процесса и бюджетными (автономными) учреждениями (далее – организации сектора государственного (муниципального) управления), а также порядка составления, представления и рассмотрения отчетности о государственных (муниципальных) финансах (бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций сектора государственного управления), отчетности сектора государственного (муниципального) управления, государственного (муниципального) сектора, консолидированной отчетности о государственных (муниципальных) финансах;
17) установление унифицированных форм и форматов документов, необходимыхдляреализацииустановленных настоящим Кодексом полномочий;
18) определение основ государственного (муниципального)бюджетного контроля, а также основ внутреннего финансового контроля;
19) установление общих положений о применении бюджетных мер принуждения;
20) иные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.
Статья 21. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации
1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере бюджетных правоотношений помимо полномочий, предусмотренных в статье 19 настоящего Кодекса,относятся:
1) установление дополнительных нормативов отчислений доходов в местные бюджеты в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
2) определение законами субъектов Российской Федерации доходов бюджетов внутригородских районов, за исключением случаев, предусмотренных настоящимКодексом;
3) определение порядка установления и исполнения публичных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из регионального бюджета;
4) временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов местного самоуправления;
5) составление отчетов об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации;
6) установление порядка представления в исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации утвержденных местных бюджетов, годовых отчетов об исполнении местных бюджетов и иной бюджетной отчетности, установленной федеральными органами государственной власти;
7) иные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
2. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значенияв сфере бюджетных правоотношений помимо полномочий, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, относятся:
1) определение законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения;
2) установление дополнительных нормативов отчислений доходов в бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации – городов федерального значения, в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения;
3) определение перечня и порядка исполнения публичных обязательств внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, возникающих из полномочий по вопросам местного значения, определенных законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения;
4) определение объема и порядка предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам внутригородских муниципальных образований.
Статья 22. Полномочия органов местного самоуправления
1. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере бюджетных правоотношений помимо полномочий, предусмотренных в статье 19 настоящего Кодекса,относятся установление дополнительных нормативов отчислений доходов в бюджеты городских, сельских поселений в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
2. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов с внутригородским делением в сфере бюджетных правоотношенийпомимо полномочий, предусмотренных в статье 19 настоящего Кодекса,относится установление дополнительных нормативов отчислений доходов в бюджеты внутригородских районов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
3. Органы местного самоуправления городских, сельских поселений помимополномочий, предусмотренных в статье 19настоящего Кодекса, осуществляют полномочия по установлению порядка составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, входящих в состав территории городского, сельского поселения.
4. Органы местного самоуправления осуществляют иные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом к полномочиям органов местного самоуправления.
Глава 3. Бюджетная классификация Российской Федерации
Статья 23. Бюджетная классификация Российской Федерации
1. Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования бюджетов, используемой для планирования и исполнения бюджетов, а также группировкой доходов, расходов и источников финансирования бюджетов и (или) операций сектора государственного управления, используемой для ведения организациями сектора государственного (муниципального) управления учета государственных (муниципальных) финансов (бюджетного учета, казначейского учета и бухгалтерского учета учреждений), а также составления бюджетной, бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов.
2. Определение принципов назначения, структуры, порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, в том числе присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с настоящим Кодексом являются едиными для бюджетов, осуществляет Министерство финансов Российской Федерации.
3. Бюджетная классификация Российской Федерации включает:
1) классификацию доходов бюджетов;
2) классификацию расходов бюджетов;
3) классификацию источников финансирования бюджетов;
4) классификацию операций публично-правовых образований (далее – классификация операций сектора государственного управления).
Статья 24. Классификация доходов бюджетов
1. Код классификации доходов бюджетов состоит из:
1) кода главного администратора доходов бюджета;
2) кода вида доходов;
3) кода подвида доходов.
2. Код вида доходов включает группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент дохода.
3. Едиными для бюджетов группами доходов бюджетов являются:
1) налоговые и неналоговые доходы:
2) безвозмездные поступления.
4. Единые для бюджетов подгруппы доходов бюджетов утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
5. Единый для бюджетов перечень кодов групп, подгрупп, статей, подстатей и элементов доходов бюджетов утверждается Министерством финансов Российской Федерации.
6. Код элемента доходов устанавливается в зависимости от полномочия по установлению и нормативному правовому регулированию налогов, сборов и иных обязательных платежей, других доходов бюджетов, а также в зависимости от наличия прав требования к плательщикам по неналоговым доходам и безвозмездным поступлениям и соответствует бюджету.
7. Для детализации поступлений по кодам классификации доходов применяется код подвида доходов.
8. Министерство финансов Российской Федерации утверждает общие требования к порядку формирования перечня кодов подвидов доходов бюджетов, перечень кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются федеральные органы государственной власти (государственные органыРоссийской Федерации), Центральный банк Российской Федерации, органы управления государственными социальными фондами Российской Федерации, иные организации,осуществляющие в соответствии с настоящим Кодексом полномочия главных администраторов доходов федерального бюджета, а также кодов главных администраторов доходов федерального бюджета.
9. Финансовый орган субъекта Российской Федерации утверждает перечень кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы управления территориальными фондами обязательного медицинского страхования, а также кодов главных администраторов доходов бюджета субъекта Российской Федерации.
10. Финансовый орган муниципального образования утверждает перечень кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы местного самоуправления, а также кодов главных администраторов доходов местного бюджета.
Статья 25. Классификация расходов бюджетов
1. Код классификации расходов бюджетов состоит из:
1) кода главного распорядителя расходов бюджета;
2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов.
2. Перечень главных распорядителей расходов федерального бюджета, бюджета государственного социального фонда Российской Федерации, регионального бюджета, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в ведомственной структуре расходов бюджета либо в установленных настоящим Кодексом случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета.
3. Едиными для бюджетов разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются:
1) общегосударственные вопросы:
а) функционирование Президента Российской Федерации;
б) функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования;
в) функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований;
г) функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций;
д) судебная система;
е) обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора;
ж) обеспечение проведения выборов и референдумов;
з) международные отношения и международное сотрудничество;
и) государственный материальный резерв;
к) фундаментальные научные исследования;
л) резервные фонды;
м) прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов;
н) другие общегосударственные вопросы;
2) национальная оборона:
а) Вооруженные Силы Российской Федерации;
б) мобилизационная и вневойсковая подготовка;
в) мобилизационная подготовка экономики;
г) подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности;
д) ядерно-оружейный комплекс;
е) реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества;
ж) прикладные научные исследования в области национальной обороны;
з) другие вопросы в области национальной обороны;
3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность:
а) органы прокуратуры и следствия;
б) органы внутренних дел;
в) национальная гвардия;
г) органы юстиции;
д) система исполнения наказаний;
е) органы безопасности;
ж) органы пограничной службы;
з) защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона;
и) обеспечение пожарной безопасности;
к) миграционная политика;
л) прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности;
м) другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности;
4) национальная экономика:
а) общеэкономические вопросы;
б) топливно-энергетический комплекс;
в) исследование и использование космического пространства;
г) воспроизводство минерально-сырьевой базы;
д) сельское хозяйство и рыболовство;
е) водное хозяйство;
ж) лесное хозяйство;
з) транспорт;
и) дорожное хозяйство (дорожные фонды);
к) связь и информатика;
л) прикладные научные исследования в области национальной экономики;
м) другие вопросы в области национальной экономики;
5) жилищно-коммунальное хозяйство:
а) жилищное хозяйство;
б) коммунальное хозяйство;
в) благоустройство;
г) прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального хозяйства;
д) другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства;
6) охрана окружающей среды:
а) экологический контроль;
б) сбор, удаление отходов и очистка сточных вод;
в) охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания;
г) прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды;
д) другие вопросы в области охраны окружающей среды;
7) образование:
а) дошкольное образование;
б) общее образование;
в) дополнительное образование детей;
г) среднее профессиональное образование;
д) профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации;
е) высшее образование;
ж) молодежная политика;
з) прикладные научные исследования в области образования;
и) другие вопросы в области образования;
8) культура, кинематография:
а) культура;
б) кинематография;
в) прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии;
г) другие вопросы в области культуры, кинематографии;
9) здравоохранение:
а) стационарная медицинская помощь;
б) амбулаторная помощь;
в) медицинская помощь в дневных стационарах всех типов;
г) скорая медицинская помощь;
д) санаторно-оздоровительная помощь;
е) заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов;
ж) санитарно-эпидемиологическое благополучие;
з) прикладные научные исследования в области здравоохранения;
и) другие вопросы в области здравоохранения;
10) социальная политика:
а) пенсионное обеспечение;
б) социальное обслуживание населения;
в) социальное обеспечение населения;
г) охрана семьи и детства;
д) прикладные научные исследования в области социальной политики;
е) другие вопросы в области социальной политики;
11) физическая культура и спорт:
а) физическая культура;
б) массовый спорт;
в) спорт высших достижений;
г) прикладные научные исследования в области физической культуры и спорта;
д) другие вопросы в области физической культуры и спорта;
12) средства массовой информации:
а) телевидение и радиовещание;
б) периодическая печать и издательства;
в) прикладные научные исследования в области средств массовой информации;
г) другие вопросы в области средств массовой информации;
13) обслуживание государственного и муниципального долга:
а) обслуживание государственного и муниципального внутреннего долга;
б) обслуживание государственного и муниципального внешнего долга;
14) дотации бюджетам:
а) дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности;
б) дотации на сбалансированность;
в) иные дотации.
4. Перечень единых для бюджетов кодов разделов и подразделов классификации расходов бюджетов утверждает Министерство финансов Российской Федерации.
5. Целевые статьи расходов бюджетов формируются в соответствии с государственными (муниципальными) программами, не включенными в государственные (муниципальные) программы направлениями деятельности государственных (муниципальных) органов и органов управления государственными социальными фондами (далее – непрограммные направления деятельности).
6. Каждому публичному нормативному обязательству, межбюджетному трансферту, субсидии юридическому лицу присваиваются уникальные коды целевых статей расходов соответствующего бюджета.
7. Перечень и коды целевых статей расходов бюджетов устанавливаются финансовым органом, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.
8. Перечень и коды целевых статей расходов бюджетов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, определяются в порядке, установленном финансовым органом, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета, из которого предоставляются указанные субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение.
9. Перечень и коды целевых статей расходов бюджетов государственных социальных фондов Российской Федерации и бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования устанавливаются соответственно Министерством финансов Российской Федерации и финансовыми органами субъектов Российской Федерации.
10. Код вида расходов включает группу, подгруппу и элемент вида расходов.
11. Едиными для бюджетов группами и подгруппами видов расходов являются:
1) расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственных (муниципальных) органов, казенных учреждений, органов управления государственными социальными фондами:
а) расходы на выплаты персоналу учреждений;
б) расходы на выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов;
в) расходы на выплаты персоналу в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны;
г) расходы на выплаты персоналу государственных социальных фондов;
2) закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд:
а) разработка, закупка и ремонт вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества;
б) закупка товаров, работ и услуг для обеспечения специальным топливом и горюче-смазочными материалами, продовольственного и вещевого обеспечения органов в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны;
в) закупка товаров, работ и услуг в целях формирования государственного материального резерва;
г) иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;
3) социальное обеспечение и иные выплаты населению:
а) публичные нормативные социальные выплаты гражданам;
б) социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных социальных выплат;
в) публичные нормативные выплаты гражданам несоциального характера;
г) стипендии;
д) премии и гранты;
е) иные выплаты населению;
4) капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности:
а) бюджетные инвестиции;
б) субсидии бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность;
в) бюджетные инвестиции иным юридическим лицам;
5) межбюджетные трансферты:
а) дотации;
б) субсидии;
в) субвенции;
г) иные межбюджетные трансферты;
д) межбюджетные трансферты бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации;
е) межбюджетные трансферты бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации;
ж) межбюджетные трансферты бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
з) межбюджетные трансферты бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
6) предоставление субсидий бюджетным (автономным) учреждениям и иным некоммерческим организациям:
а) субсидии бюджетным учреждениям;
б) субсидии автономным учреждениям;
в) субсидии некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений);
7) обслуживание государственного (муниципального) долга:
а) обслуживание государственного долга Российской Федерации;
б) обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации;
в) обслуживание муниципального долга;
8) иные бюджетные ассигнования:
а) субсидии юридическим лицам (за исключением некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям (физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг);
б) субсидии государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям;
в) исполнение требований исполнительных документов;
г) исполнение государственных (муниципальных) гарантий без права регрессного требования гаранта к принципалу или уступки гаранту прав требования бенефициара к принципалу;
д) уплата налогов, сборов и иных платежей;