Правление себестоимостью продукции.
Себестоимость продукции представляет собой денежное выражение затрат предприятия на израсходованные средства производства и оплату труда. Она характеризует производственные отношения между субъектами хозяйствования и рынком, т.е. отношения, обусловленные использованием в производственном процессе основных его факторов: рабочей силы, средств и предметов труда, природных ресурсов.
Как показатель хозяйственной деятельности себестоимость отражает в стоимостной форме издержки предприятия на производство и реализацию продукции (работ, услуг), т.е. то, во что обходятся предприятию производство и сбыт продукции.
Все возрастающая конкуренция в условиях снижения платежеспособного спроса побуждает предприятия корректировать свою производственную деятельность с целью снижения себестоимости единицы продукции. Традиционно сложилось, что учету затрат уделяется внимание в основном на крупных предприятиях. В период экономического кризиса вследствие необходимости приспособиться к изменившимся реалиям рынка все более актуальным становится получение объективной информации о себестоимости выпускаемой продукции для эффективного управления малых и средних предприятий.
Финансовый учет не предоставляет в достаточной степени такой информации, поскольку практически не затрагивает внутрипроизводственные процессы. В практике работы предприятий в странах с рыночной экономикой учет затрат и калькулирование себестоимости продукции выделены в управленческий учет, который имеет целью обеспечить руководящий состав организации, куда входит довольно узкий круг внутренних пользователей, информацией, необходимой для контроля за производственной деятельностью и принятия решений по результатам этой деятельности.
В общем виде управление себестоимостью представляет собой планомерный процесс формирования издержек производства и себестоимости, как всего объема, так и единицы продукции, определения продажных цен и, следовательно, рентабельности производства, выявления резервов экономии и обеспечения систематического контроля за выполнением установленных заданий по себестоимости.
Проблемы, возникающие при функционировании системы управления себестоимостью, являются общими для большинства предприятий. Они неизбежно проявляются в следующих ситуациях: если принимается решение о ценовой конкуренции и, как следствие, возникает задача снижения себестоимости; внедряется система оценки эффективности бизнес-процессов; реализуется проект создания информационной системы управления, а задача управления затратами обозначена как одна из приоритетных.
Себестоимость продукции является одним из наиболее многогранных и важнейших показателей хозяйственной деятельности предприятия. Особенно это показательно в условиях экономического кризиса во всех секторах рынка, где существует значительная конкуренция за счет наличия многих производителей одной и той же продукции. Занять определенное положение на рынке производителей возможно, лишь создав эффективную систему управления себестоимостью выпускаемой продукции на основе всестороннего учета затрат. Эта система включает следующие элементы:
• нормативный метод учета затрат, который позволяет отслеживать, анализировать и влиять на отклонение фактической себестоимости от расчетной в оперативном режиме;
• оптимизация общезаводских и общепроизводственных затрат;
• повышение технического уровня производства;
• постоянное совершенствование организации производства и труда при сохранении базовых элементов технологического процесса;
• постоянное улучшение системы снабжения предприятия сырьем и материалами;
• исследование состояния рынка в части номенклатуры наиболее ликвидной продукции и ее рыночных цен;
• последовательное внедрение новых видов продукции с необходимыми потребительскими свойствами, максимально используя элементы уже освоенных видов изделий;
• совершенствование логистики;
• поиск и внедрение дополнительных источников дохода в рамках действующего производства;
• подготовка кадров на основе их обучения и мотивации эффективности труда.
Для того чтобы сформировать модельный ряд продукции нужно четко определить ее потребительские свойства. Принимая во внимание то, что важным разделом учета затрат и управления себестоимостью является анализ взаимосвязи издержек, объема продаж и прибыли, предварительно необходимо провести исследование состояния рынка, оценить деятельность уже работающих аналогичных производителей, проанализировать рынок сырья, материалов и комплектующих. Как правило, перед руководством компаний встает вопрос – производить и продавать ли небольшое количество изделий, но по относительно высокой цене, с ориентацией на состоятельного покупателя с индивидуальными запросами или продавать много изделий, ориентированных намассового потребителя по относительно низкой цене. Второй вариант обеспечивает менее затратное вхождение в рынок, но требует постоянного внимания к учету затрат и решению проблемы оптимизации расходов на производство продукции практически в постоянном режиме.
На начальном этапе становления производства и вхождения в рынок, при определении нормативной (расчетной) себестоимости продукции важно определить, выделить в группы и статьи все возможные затраты. Для этого необходимо как бы расщепить весь производственный и технологический процесс на составляющие по прямым и косвенным затратам, включая самые, казалось бы, незначительные их элементы, исходя из реального состояния предприятия в части его технического оснащения, организации производства, хозяйственного обеспечения, численности персонала и информации о сырье и материалах. По каждому конкретному изделию необходимо рассчитать нормы расходов в разрезе элементов затрат и отслеживать отклонения фактических издержек отплановых по отдельным изделиям, их группам и по всей производимой продукции в целом. Такое сопоставление нормативной и текущей себестоимости в режиме реального времени позволяет выяснять причины отклонений. В конечном итоге, это позволяет достаточно эффективно влиять на текущую себестоимость, а следовательно, и ценовую политику. За счет оперативной коррекции тех затрат, которые выходят за рамки нормативного расчета, организация получает возможность осуществлять политику реализации продукции несколько ниже рыночных цен, наращивая объемы и получая при этом если не прибыль, то хотя бы возможность работать без убытка.
Нормирование себестоимости отдельно для переменных (условно-переменных) и постоянных издержек в рамках применения системы учета по сокращенной себестоимости позволяет предприятию:
• оперативно изучать взаимосвязь между объемом производства, затратами и ценой на единицу продукции;
• существенно упростить нормирование, планирование, учет и контроль затрат;
• определять нижнюю границу цены продукции;
• контролировать постоянные затраты.
Важнейшим элементом всей системы управления себестоимостью является производительность труда, как база для роста объема производства. Наряду с широким внедрением механизации и автоматизации производственного процесса предприятие не должно оставить без внимания и возможность повышения интенсивности труда отдельных работников за счет использования их на конкретных участках производства с учетом индивидуальных способностей и наклонностей каждого.
Постоянного внимания к себе требует проблема эффективности организации непосредственно производственного процесса. Регулярное проведение временных и визуальных тестирований практически каждого элемента движения сырья, материалов и полуфабрикатов в ходе производственного процесса позволяет выявить возможные резервы роста эффективности производства. За счет частичной перестановки оборудования, улучшения условий труда, внедрения элементов малой механизации погрузочно-разгрузочных работ, устранения встречных потоков движению сырья и полуфабрикатов, улучшения работы складов, можно, например, сократить время прохождения одного изделия всех производственных этапов, включая склад готовой продукции. Данные мероприятия позволят так же уменьшить абсолютную величину общепроизводственных затрат на единицу изделия при минимальных затратах на внедрение малой механизации и совершенствования организации производства.
Итак, в качестве базового элемента системы управления себестоимостью продукции в можно выделить достаточно детальный анализ, учет и нормирование затрат на всех этапах производства с точки зрения их реальной целесообразности и действительной необходимости в части организации тех или иных процессов обслуживающих само производство. В дальнейшем перечень затрат необходимо расширять только с учетом предварительного анализа и последующей минимизации возникающих дополнительных издержек.
В заключении необходимо отметить, что создавая свою систему управления себестоимостью продукции предприятия, как правило, не могут избежать ошибок, когда в производство внедряется изделие по которому теоретически нормативные затраты существенно не совпадают с фактическими. В этом случае поиск путей снижения себестоимости ведется непосредственно в процессе производства, что достаточно сложно технологически и затратно экономически.