Государственный и муниципальный финансовый контроль
Под финансовым контролем понимается вид финансовой деятельности, осуществляемой системой органов государственной власти и управления, а также специальными контрольными органами и заключающейся в проверке законности и целесообразности действий в области образования; распределения; использования денежных фондов государства.
Объектом контроля выступают денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, фондов денежных средств на всех уровнях и звеньях финансовой системы. Основу финансового контроля составляют документы бухгалтерского учета, бюджетной и налоговой отчетности.
Предметом контроля выступают прибыль, доходы, себестоимость, контрольные показатели бюджета и другие.
Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов.
Назначение финансового контроля заключается в содействии реализации финансовой политики государства; обеспечении эффективного использования бюджетных финансовых средств.
Задачами финансового контроля являются:
¾ контроль за соблюдением бюджетного законодательства;
¾ обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетами бюджетной системы;
¾ выявление резервов роста финансовых ресурсов;
¾ обеспечение сохранности государственной и муниципальной собственности.
В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают финансовый контроль:
• государственный;
• внутрихозяйственный;
• независимый (аудиторский).
Государственный финансовый контроль включает такие виды финансового контроля как:
¾ общегосударственный, имеющий наибольшее значение в силу особого статуса государственных органов (Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ), которые осуществляют данный контроль на всех стадиях бюджетного процесса. Проводится с целью проверки законности и эффективности использования государственных средств, а также целесообразности осуществляемых расходов;
¾ вневедомственный, осуществляемый специальными финансово-кредитными органами, такими как Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, Федеральное казначейство РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований и др.) и направленный на объекты финансового контроля независимо от их ведомственной принадлежности;
¾ ведомственный финансовый контроль, проводимый министерствами, ведомствами и другими органами государственного управления (их самостоятельными структурными контрольно-ревизионными подразделениями) в целях контроля производственной и финансовой деятельности их подведомственных предприятий и учреждений.
Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется непосредственно на предприятиях, в учреждениях и организациях их руководителями и структурными подразделениями (экономическими службами) и направлен на производственную и финансовую деятельность самого предприятия.
Независимый (аудиторский) финансовый контроль проводится специально аттестованными аудиторами и аудиторскими фирмами в целях установления достоверности бухгалтерской отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций законодательству РФ.
В зависимости от времени проведения финансовый контроль можно подразделить на следующие формы:
• предварительный;
• текущий;
• последующий.
Предварительный финансовый контроль осуществляется в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам. Проводится с целью предупреждения финансовых нарушений законодательства, выявления на стадии планирования и прогнозирования дополнительных финансовых ресурсов.
Текущий финансовый контроль проводится в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами. Осуществляется с целью предотвращения финансовых нарушений и возможных потерь в процессе расходования бюджетных средств в ходе финансовой деятельности государства.
Последующий финансовый контроль осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов. Проводится с целью выявления нарушений финансового законодательства и оценки эффективности финансовой деятельности (например, целесообразности расходования государственных денежных средств при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов предприятий и организаций и т. д.) путем анализа и ревизии отчетной бюджетной документации.
Методами финансового контроля являются следующие приемы и способы его осуществления:
¾ наблюдение — ознакомление с финансовой деятельностью объекта финансового контроля;
¾ обследование хозяйственной деятельности — представляет собой изучение показателей финансового состояния объекта финансового контроля;
¾ проверка финансовой деятельности — проводится с целью финансового контроля основных вопросов финансовой деятельности объекта контроля с использованием балансовых, отчетных и расходных документов;
¾ финансовый анализ — осуществляется в целях оценки финансового состояния объекта контроля на основе использования системного подхода и различных аналитических приемов;
¾ ревизия (плановая, внеплановая) — представляет собой всестороннее обследование финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта с целью выявления ее соответствия действующему законодательству с использованием комплекса методов, таких как:
• встречная проверка;
• восстановление количественного учета;
• контрольное сличение и др.;
¾ надзор, осуществляемый контролирующими государственными органами, за финансовой деятельностью субъектов контроля (например за субъектами, имеющими лицензию на определенный вид деятельности).
К субъектам финансового контроля, осуществляемого органами исполнительной власти, местными администрациями муниципальных образований, относятся.
• Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
• Федеральное казначейство РФ;
• финансовые органы субъектов РФ;
• финансовые органы муниципальных образований и (или) уполномоченные ими органы;
• главные распорядители;
• распорядители бюджетных средств.