Организация внутреннего контроля в отделении оао «белагропромбанк» в г. житковичи
Организация внутреннего контроля в отделении ОАО «Белагропромбанк» в г. Житковичи регламентируется как нормативно – правовыми актами Национального банка Республики Беларусь, такими как Инструкцией об организации внутреннего контроля в банках и небанковских кредитно – финансовых организациях № 139 от 28 сентября 2006 года, так и внутренними локальными документами, такими как Положением об организации внутреннего контроля в ОАО «Белагропромбанк»
Cистема внутреннего контроля является неотъемлемой частью деятельности банка и должна соответствовать характеру и масштабам проводимых банком операций.
Целями системы внутреннего контроля в банке являются:
· эффективность и результативность финансовой и хозяйственной деятельности банка при совершении банковских операций и других сделок;
· эффективность управления банковскими рисками, активами и пассивами, включая обеспечение сохранности активов;
· достоверность, полнота, объективность и своевременность составления и представления финансовой, бухгалтерской, статистической и иной отчётности;
· соблюдение информационной безопасности;
· соблюдение банком и его работниками требований законодательства Республики Беларусь, локальных нормативных правовых актов банка;
· исключение вовлечения банка в финансовые операции, имеющие незаконный характер, в т.ч. предотвращение и выявление финансовый операций , связанных с легализацией доходов, полученных незаконным путём, и финансированием террористической деятельности, а также своевременное представление в соответствии с законодательством Республики Беларусь сведений в государственные органы.
Задачи системы внутреннего контроля:
· обеспечение поддержки целей банка и определение степени продвижения к их достижению;
· обеспечение наличия надёжных источников, а также точности и целостности финансовых и учётных данных, необходимых для процесса принятия решений органами управления, уполномоченными лицами банка;
· обеспечение точного учёта активов банка, позволяющего анализировать характер и тип активов, а также определять степень риска, связанного с каждым активом и (или) группой активов;
· отслеживание изменений в законодательстве Республики Беларусь, а также требованиях государственных органов, влияющих на исполнение обязательств банка.
Организация эффективной системы внутреннего контроля основывается на выполнении следующих принципов:
· непрерывности действия контрольных механизмов и функций на всех направлениях деятельности банка и уровнях принятия решений;
· разделения обязанностей (в т.ч. по хранению материальных ценностей, имущества, ресурсов банка, по совершению сделок и их учёту и т.д.);
· достаточности и чёткости информации для принятия решения и ограничения доступа к информации, не относящейся к проведению конкретной операции и (или) превышающей лимит функциональной необходимости в рамках должностных обязанностей работника банка;
· наличия эффективных процедур санкционирования операций;
· своевременного надлежащего документирования операций;
· фактического контроля за материальными ценностями, имуществом, ресурсами, учётной документацией банка для предотвращения их несанкционированного изменения, порчи, утери, изъятия или неправомерного использования;
· диверсификация видов контроля в зависимости от функциональной принадлежности объектов контроля, текущей необходимости и комплексности поставленных задач.
Внутренний контроль в отделении ОАО «Белагропромбанк» в г. Житковичи проводится на уровне головного управления ревизионной комиссией банка, наблюдательным советом банка, Правлением банка, финансовым комитетом банка, кредитным комитетом банка, постоянно действующим совещанием банка.
Внутренний контроль в банке осуществляется по следующим направлениям:
· административный контроль состоит в обеспечении проведения банковских операций и других сделок только уполномоченными лицами банка;
· финансовый контроль состоит в обеспечении достоверности, правильности отражения операций в бухгалтерском учёте в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Административный и финансовый контроль подразделяются на предварительный, текущий и последующий.
Предварительный контроль осуществляется до фактического совершения банковских операций и используется в области подбора кадров, в области привлечения и размещения денежных средств, в области материальных ресурсов.
Текущий контроль за совершаемыми банковскими операциями проводится в течение операционного дня банка. Текущий контроль проводится для предупреждения фактов отклонений от требований законодательства Республики Беларусь.
Последующий контроль осуществляется после совершения банковских операций и других сделок. В процессе последующего контроля проверяются обоснованность и правильность совершения операций, соответствие документов установленным формам и требованиям по их оформлению, соответствие выполняемых, работниками банка обязанностей их должностными инструкциями.
Система внутреннего контроля банка организуется по следующим направлениям:
· контроль функционирования системы управления банковскими рисками;
· контроль распределения полномочий при совершении банковских операций и сделок;
· контроль за управлением информационными потоками и обеспечением информационной безопасности;
· мониторинг системы внутреннего контроля.
Контроль функционирования системы управления банковскими рисками осуществляется в банке на постоянной основе в соответствии с локальными нормативными правовыми актами банка.