Предпринимательской деятельности

Государственное воздействие на экономику в целях обеспечения баланса частных интересов хозяйствующих субъектов и публичных интересов государства и общества осуществляется по многим направлениям.

Закон «О Правительстве Российской Федерации» 1997 г. закрепил за высшим органом федеральной исполнительной власти следующие полномочия в сфере экономики:

§ регулирование экономических процессов;

§ обеспечение единого экономического пространства и свободы экономической деятельности, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;

§ прогнозирование социально-экономического развития РФ, разработка и осуществление программы развития приоритетных отраслей экономики;

§ выработка государственной структурной и инвестиционной политики и принятие мер по ее реализации;

§ управление федеральной собственностью;

§ разработка и реализация государственной политики в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества;

§ осуществление общего руководства таможенным делом;

§ принятие мер по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

§ формирование мобилизационного плана экономики РФ, обеспечение функционирования оборонного производства РФ.

Государственное регулирование экономических процессов может быть прямым и косвенным. В условиях рыночной экономики государство с необходимостью применяет косвенные методы регулирования, используя различные экономические рычаги и стимулы (предоставление льготных кредитов, дотаций и субсидий, установление налоговых льгот и т.д.).

Собственно правовое регулирование предпринимательской и иной хозяйственной деятельности осуществляется путем установления определенных правил ее осуществления и закрепления их в законах и иных нормативных правовых актах.

На этапе создания хозяйствующего субъекта главными требованиями являются государственная регистрация индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а также лицензирование. Государственная регистрация не только обеспечивает хозяйствующему субъекту легальное участие в экономических отношениях, но и позволяет, во-первых, его контрагентам предъявить в случае необходимости требования, в том числе и в суде; во-вторых, установить за деятельностью хозяйствующего субъекта государственный контроль и надзор.

Правовой основой лицензирования является Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8.08.2001 г., соответствующие подзаконные акты.

Лицензия – это разрешение на осуществление определенного вида деятельности, выдаваемое лицензирующим органом индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу. Лицензирование применяется с целью обеспечения защиты прав и законных интересов, здоровья и нравственности граждан, интересов обороны государства и его безопасности. Лицензиат должен подтвердить свое соответствие лицензионным требованиям и условиям. Кроме того, лицензирующие органы имеют право: проводить проверки деятельности лицензиата; запрашивать и получать необходимые сведения; составлять на основании результатов проверки акты с указанием нарушений условий лицензирования; выносить решения, обязывающие лицензиата устранить нарушения; выносить предупреждение лицензиату; приостанавливать действие лицензии при выявлении нарушений, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба гражданам или государству, а также в случае невыполнения лицензиатом решения об устранении нарушений. Лицензия может быть и аннулирована.

Основания аннулирования лицензии
В административном порядке В судебном порядке
Неуплата лицензионного сбора Обнаружение недостоверных данных в документах, предъявленных при лицензировании
Ликвидация юридического лица или прекращение государственной регистрации гражданина-предпринимателя Неоднократное или грубое нарушение условий лицензирования
Реорганизация юридического лица (кроме преобразования) Незаконная выдача лицензии

За осуществление лицензируемого вида деятельности без лицензии или с нарушением условий лицензирования установлена административная и уголовная ответственность. Кодекс об административных правонарушениях РФ (ст.14.1) устанавливает для виновных лиц наказание в виде штрафа для граждан от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой. Для юридических лиц штраф установлен в размере от 40 до 50 тыс. рублей.

Уголовная ответственность (ст. 171 УК РФ) предусмотрена в случае, если деятельность без лицензии или с нарушением условий лицензирования причинила крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжена с получением дохода в крупном размере. Наказание назначается от штрафа в размере до 300 000 руб. до лишения свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до 80 000 руб.

Различные требования предъявляются к гражданину-предпринимателю или юридическому лицу на этапе ведения хозяйственной деятельности.

Хозяйствующие субъекты должны соблюдать нормы природопользования и охраны окружающей природной среды, санитарии, противопожарной безопасности, технологические требования, требования к качеству продукции (товаров, работ, услуг), запреты на недобросовестную конкуренцию, ненадлежащую рекламу, злоупотребление доминирующим положением на рынке и т.д. Регулирующие хозяйственную деятельность нормы содержатся в большом количестве законов и иных нормативных актов.

Очень важными требованиями к ведению хозяйственной деятельности являются требования в отношении безопасности для человека и качества продукции (работ, услуг). Они содержатся в Законе РФ «О техническом регулировании», принятом Государственной Думой в декабре 2002 года.

Под техническим регулированием понимают правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами: применения единых правил установления требований к продукции и процессам; соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики и уровню научно-технического развития; независимости органов по аккредитации и сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей; единства применения обязательных требований к продукции и процессам; недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации и т.д.

Законом установлены особенности технического регулирования в отношении оборонной продукции, сведения о которой составляют государственную тайну. В случае отсутствия требований технических регламентов в отношении данной продукции обязательные требования к продукции, ее характеристикам и требования к процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, являющимися государственными заказчиками оборонного заказа, и (или) государственным контрактом.

Обязательные требования к продукции, работам, услугам устанавливаются техническими регламентами. Технические регламенты принимаются в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, а также в интересах охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей товаров, работ и услуг. Применение технических регламентов в иных целях не допускается.

Законодательством предусмотрены два вида технических регламентов: общие и специальные. Требования общего технического регламента обязательны для применения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Общие технические регламенты принимаются по вопросам безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования, безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений; пожарной безопасности; биологической безопасности, экологической безопасности, ядерной и радиационной безопасности; электромагнитной совместимости.

Специальными техническими регламентами учитываются технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов и т.д Технические регламенты принимаются федеральным законом после публичного обсуждения. Они могут также быть приняты международными договорами. В исключительных случаях Президент РФ вправе издать технический регламент без его публичного обсуждения.

Под стандартизацией понимают деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленную на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг. Стандарт – это документ, в котором в целях многократного добровольного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарты не должны противоречить техническим регламентам. На территории Российской Федерации применяются международные стандарты, национальные стандарты и стандарты предприятий.

Подтверждение соответствия – это документальное удостоверение соответствия продукции, работ, услуг, технологических процессов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Подтверждение соответствия может носить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в двух формах: обязательной сертификации или декларирования соответствия. Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом.

Изготовитель, которому стало известно о несоответствии выпущенной в обращение продукции требованиям технических регламентов, обязан сообщить об этом в орган государственного контроля в десятидневный срок. Продавец, получивший указанную информацию, в течение десяти дней обязан довести ее до изготовителя.

Государственные органы по техническому регулированию имеют право:

§ требовать предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции (работ, услуг) техническим регламентам;

§ выдавать предписания об устранении нарушений законодательства о техническом регулировании;

§ приостанавливать действие декларации о соответствии или сертификата соответствия продукции (работ, услуг) стандартам;

§ принимать решения о запрете передачи продукции, приостановлении производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

На послеэксплутационной стадии хозяйственной деятельности к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам предъявляются требования по внесению обязательных платежей, бухгалтерскому учету и аудиту, статистическому учету.

Как мы видим, деятельность хозяйствующих субъектов подлежит контролю со стороны государственных органов по различным направлениям. В 2001 году был принят Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», который определяет порядок проведения государственного контроля (кроме налогового, бюджетного, валютного, банковского, страхового, транспортного, таможенного, иммиграционного, лицензионного, атомного, метрологического).

Основными принципами защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля являются:

§ презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя;

§ соблюдение международных договоров Российской Федерации;

§ открытость и доступность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нормативных актов, устанавливающих обязательные требования, которые проверяются;

§ установление обязательных требований Федеральными законами и принятыми в соответствии с ними подзаконными актами;

§ проведение мероприятий по контролю уполномоченными должностными лицами;

§ соответствие предмета проверки компетенции органа государственного контроля (надзора);

§ периодичность и оперативность проведения мероприятия по контролю;

§ возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц, нарушающих порядок проверки;

§ устранение в полном объеме органами государственного контроля (надзора) допущенных нарушений;

§ ответственность органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц за нарушение законодательства при проведении мероприятий по контролю;

§ недопустимость взимания платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю;

§ недопустимость непосредственного получения органами государственного контроля (надзора) отчислений от сумм, взысканных с юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей в результате проведения проверки.

Мероприятия по контролю могут быть плановыми и внеплановыми Плановое мероприятие в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя может быть проведено каждым органом контроля не более чем один раз в два года. Продолжительность проверки не должна превышать один месяц.

Внеплановые проверки проводятся:

§ для контроля за исполнением предписаний об устранении выявленных нарушений;

§ в случае получения информации о возникновении аварийных ситуаций, о нарушениях технологических процессов и т. п.;

§ при возникновении угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества;

§ в случае обращения граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушение их прав и законных интересов. Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля, не могут быть основанием для внеплановой проверки.

При проведении проверки должностные лица не вправе проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа, от имени которого они действуют; осуществлять проверку в отсутствие должностных лиц или работников проверяемых организаций; изымать оригиналы документов; требовать образцы продукции для экспертизы без оформления соответствующего акта; распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну; превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.

По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах, один из которых вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю, причем они имеют право указывать в акте о своем согласии или несогласии с ним, с отдельными действиями контролеров. Действие (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) может быть обжаловано в административном или судебном порядке.

Законом предусмотрена и общественная защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора). Она состоит в том, что объединения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, иные некоммерческие организации имеют право:

обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты на противоречащие закону нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;

обращаться в суд, в том числе в защиту прав неопределенного круга юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В декабре 2008 г. Был принят новый закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который в большей степени учитывает интересы хозяйствующих субъектов. В частности, плановые проверки должны проводиться не чаще, чем один раз в три года; срок проверки сокращен до двадцати дней. Предусмотрен также надзор со стороны прокуратуры за осуществлением мероприятий по государственному и муниципальному контролю, особенно в отношении субъектов малого предпринимательства.

ВОПРОСЫ

1. В каких целях осуществляется лицензирование отдельных видов деятельности?

2. В каких случаях лицензия может быть приостановлена или отозвана?

3. Как регулируется безопасность и качество товаров, работ, услуг?

4. Назовите основные принципы защиты прав индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при проведении государственного контроля.

5. В чем заключается общественная защита прав предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)?

Наши рекомендации