Экспрессия или Коммуникация?
Для меня это одно из важнейших различий во всем искусстве стендап-комедии. Когда ты выступаешь, то подумай, кем ты собираешься быть – настоящим коммуникатором или же просто выразителем? Почти каждый может выражать эмоции, выкладывая свои мысли и чувства, выражая себя в той или иной форме. Но коммуницировать - это абсолютно другая вещь, потому что быть коммуникатором значить заботиться, не только о том, что ты говоришь, но прежде всего о том, чтобы тебя услышали. Это подразумевает завоевание внимания аудитории. Их ожиданий, их интересов - абсолютно всего. Что-то отдельно не сможет тебе помочь, но повлияет на твой материал и на выбор темы, слов и скорости подачи. Быть коммуникатором значит желать связи. В отличие от эгоцентричного выразителя, коммуникатор не только хочет, чтобы аудитория поняла, что он пытается сказать, но он также все делает для того, чтобы это случилось.
Умный или Веселый?
Если умный – это тот выступающий, который балансирует тортом на тоненькой палочке, то веселый выступающий, это тот, кто роняет торт себе на лицо. Я видел много бесспорно «неумных» комиков, которые просто жгли в комедийных клубах, и я видел некоторых умных комиков, которые проваливались снова и снова. Дело в том, что даже самые впечатляющие стендап-материалы порой имеют умные, заковыристые моменты, но это отнюдь не значит, что люди собираются думать, что это смешно.
Отличие между тем остроумием, что срывает безумный смех и тем, что приводит к скучающей тишине, заключается не только дело в стиле материала, т.е. как он был подан и написан, но также и в том, насколько его тема интересует зрителей. Очень умный комментарий о тонкостях шитья просто не способен принести так много смеха как остроумный подъеб о фастфуде.
Сейчас некоторые комики могут сказать, что по сравнению с шуткой о тонкостях шитья, шутки о фастфуде более легкие, но я думаю, что это заблуждение. Пытаться точить нож влажным камнем значит облегчать себе жизнь, нежели чем пытаться точить нож пригоршнями пудинга. Дело в том, что влажный камень больше подходит для работы. Во многом подобным образом дело обстоит и со стендап-комедией, рассуждать о тех вещах, что волнуют людей больше – лучше подходит для работы.
Юмор Абсурда
В большинстве случаев, когда ты рассказываешь шутку, в ней есть что-то, что надо понять. Если люди смеялись над шуткой, то поняли это, а если не смеялись, то значит, не поняли… ну или поняли, но не сочли это смешным.
Но в юморе абсурда, большая часть шутки – это то, что не суждено понять. Комик засовывает руку в свой карман, вытаскивает картофелину, громко восклицает: «ВОТ ЭТО КАРТОХА, ВОТ ЭТО КРАСОТА». И затем в полной тишине засовывает эту картофелину обратно в карман. Здесь нетипичная развязка – нет того конкретного момента, когда несколько кусочков информации внезапно собираются воедино. Из-за отсутствия момента такого типа, как «понимание» (озарение), когда "все пазлы складываются в одну картину", юмор абсурда полагается больше на тот материал, который держит в напряжении. Юмор абсурда троллит и дразнит все остальные социально-принятые идеи того, каким юмор должен быть. Так что в этом смысле, в юморе абсурда, традиционный юмор сам собой представляет жертву.
В результате, попытка выступить с юмором абсурда в стендап-клубе, может стать по-настоящему трудным занятием, порой даже сражением. Толпа просто не подготовлена для этого. Не то, чтобы это неосуществимо, но если ты собираешься попробовать, то будь готов, что толпе понадобиться какое-то время, чтобы понять это. Я также не знаю, как успешен ты будешь, если будешь пробовать миксовать абсурдный юмор с более традиционным материалом в стиле «сетап-панчлайн». В конце концов, для публики, нет никакой разницы между шуткой, которую они не поняли и шуткой, где понимать то и нечего. Вместо того чтобы смешивать стили, я полагаю, что ты добьешься успеха сделав номер только из юмора абсурда. После нескольких минут, надеюсь, публика всё-таки поймет, что здесь понимать то и нечего… и ты получишь немного смеха.
Я знаю, это может звучать довольно странно - 30 минут шуток, где по идее нечего понимать; но помни, что Монти Пайтон годами не делали почти что ничего, кроме юмора абсурда.
Уличные шутки*
"Заходят как-то в бар три друга / еврея / пингвина..."
(На самом деле в оригинале, идет старая шутка про трех путешествующих торговцев, которые проходят мимо фермы и встречают фермера. Она имеет множество вариантов - можете посмотреть здесь и здесь, да и вообще погуглите).
Почти каждый когда-либо в своей жизни слышал какую-нибудь"уличную шутку". Эти шутки проносятся сквозь всех нас как пожар, будучи рассказанными одним человеком другому, и почти всегда кажутся нам смутно знакомыми. Это всё потому, что большинство из них основаны на одних и тех же ситуациях, моделях и шаблонах. Я думаю, что уличные шутки очень похожи на модульные дома: всё уже за тебя сделано, ты просто соединяешь части вместе. Да, существуют люди, которые лучше рассказывают такие шутки, чем другие, но уличные шутки редко бывают требовательны к рассказчику, в плане участия его личности или точки зрения. Он просто должен быть способен передать несколько кусков информации и, желательно, не просрать панчлайн. Большинство профессиональных стендаперов избегают уличных шуток, т.к. находят их довольно простыми, общими, не оригинальными, и я не могу с ними не согласиться. Однако я должен признать, что всякий раз, когда я видел как комик рассказывает уличную шутку в клубе, публике это почти всегда нравилось.
*осмелюсь предположить, что для российского читателя более уместным было бы перевести название как Анекдоты