Управление активами. Производственный и финансовый леверидж
В экономическом анализе и менеджменте существенное значение приобретает управление активами организации. Процесс управления активами, направленный на возрастание прибыли, характеризуется в финансовом менеджменте категорией левериджа. В переводе с английского Leverage означает действие рычага, систему рычагов, подъемную силу.
В экономике он рассматривается как фактор, изменение которого на небольшую величину, может привести к существенному изменению результативных показателей. Существует три вида левериджа, они определяются путем перекомпоновки и детализации статей отчета о прибылях и убытках (форма № 2).
Сумма прибыли от продаж зависит от многих внутренних и внешних факторов, но с позиции финансового управления на нее оказывают существенное влияние:
- рациональное использование материальных и финансовых ресурсов;
- оптимизация состава и структуры источников средств.
Рассмотрим вопрос рационального использования материальных и финансовых ресурсов. Он находит отражение в объеме и структуре внеоборотных и оборотных активов, эффективности их использования. Основными элементами себестоимости продукции являются переменные и постоянные расходы, соотношение между ними может быть различным и зависит от специфики производства. Оптимальное сочетание переменных и постоянных затрат в общей сумме расходов найти весьма сложно в условиях постоянно меняющейся рыночной конъюнктуры. Эта зависимость и характеризуется показателем производственного левериджа. Уровень производственного леверижда исчисляется отношением темпа прироста прибыли от продаж (∆ ТП, %) к темпу прироста выручки от продаж (∆ Тв, %)
Iпл = ∆ Тп / ∆ Тв
Данная формула отражает экономическое содержание производственного левериджа, оно заключатся в степени чувствительности прибыли от продаж организации к изменению объемов производства и продаж. Леверидж направлен на оптимизацию структуры капитала организации с целью увеличения прибыли. Поэтому уровень производственного левериджа есть величина переменная, и он рассчитывается в определенных пределах объемов продаж. Производственный леверидж в силу сказанного имеет свои особенности. Например, для организации с высоким уровнем левериджа небольшое изменение объема производства может привести к существенному изменению прибыли от продаж. Высокое значение этого показателя характерно для организаций с высоким уровнем технической оснащенности. А именно, чем выше уровень постоянных расходов, тем выше значение производственного левериджа. У организаций с таким уровнем производственного левериджа неполучение прибыли от продаж имеет наибольшую вероятность.
Рассмотрим состав и структуру источников средств. Привлечение долгосрочных заемных средств для организации связано с определенными и даже значительными издержками. Каково должно быть оптимальное сочетание между собственными и заемными долгосрочными финансовыми ресурсами, как это повлияет на прибыль от продаж? Данная взаимосвязь характеризуется категорией финансового левериджа.
Финансовый леверидж представляет собой коэффициент, позволяющий влиять на прибыль организации путем изменения объема и структуры долгосрочных пассивов. Он измеряется показателем, характеризующим отношение темпа прироста прибыли от продаж к темпу прироста прибыли от продаж за минусом процентов за долгосрочный кредит (Р).
Iфл = ∆ Тп / ∆ Тп – Р
Если организация не имеет долгосрочных заемных средств, то финансовый леверидж будет равен единице, т.к. этот фактор не влияет на изменение прибыли. При наличии у организации долгосрочных заемных средств, и чем больше их объем, тем больше выплаченная сумма по ним процентов, тем выше уровень финансового левериджа. С категорией финансового левериджа связано понятие финансового риска. Финансовый риск – это риск, связанный с возможным недостатком средств для выплаты процентов по долгосрочным кредитам. Особенно это актуально в период мирового финансового кризиса.
Анализ уровней производственного и финансового левериджа можно осуществлять в динамике, тщательно изучая все воздействующие на них факторы.