Говоря о правовых основах деятельности ЦБ РФ, необходимо отметить, что они формируются на трёх уровнях: Конституционном, специальном законодательном и подзаконном.
В Конституции (ст. 75) закреплено, что такие функции как финансовое, валютное, кредитное регулирование, а так же денежная эмиссия на федеральном уровне осуществляются Банком России. Там так же установлено, что ЦБ РФ подотчётен Государственной Думе.
Законодательное регулирование правового положения Банка России, прежде всего, осуществляется ФЗ № 86 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Основная цель Банка России в развитии рыночной экономики выражается в поддержании денежно-кредитной и валютной стабилизации в целях экономического роста.
Главными задачами Банка России в рамках реализации основной цели являются:
- регулирование денежного обращения, защита и обеспечение устойчивости рубля;
- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платёжной системы;
- развитие и укрепление банковской системы РФ.
Получение прибыли не является целью деятельности Банка России!
Банк России выступает юридическим лицом, субъектом федеральной собственности с особым статусом как экономически самостоятельное учреждение, существующее на собственные доходы. Банк России не отвечает по обязательствам государства, равно как и государство не отвечает по денежным обязательствам банка, если они не приняты на основе федерального законодательства.
Его деятельность строится на основе действующего законодательства и устава банка. Банк России имеет уставный капитал, который составляет 3 млрд. руб.
Банк России ежемесячно публикует свой баланс, данные о денежном обращении, включая динамику и структуру денежной массы, обобщенные данные о своих операциях.
После утверждения годовой финансовой отчетности советом директоров Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50% фактически полученной им по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Оставшаяся прибыль Банка России направляется советом директоров в резервы и фонды различного назначения в соответствии с Уставом.
Банк России издает нормативные акты, которые обязательны для федеральных органов государственной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также для всех юридических и физических лиц. Так же ЦБ РФ в своей деятельности руководствуется собственными подзаконными актами, которые необходимы для регулирования его достаточно сложной системы.
Таким образом, ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется, прежде всего, в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.
2. Организационная структура Банка России
Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.
Рис.1 - Элементы структуры Банка России |
Для проведения политики, законодательно закрепленной в Законе о Банке России, формируется организационная структура банка.
Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на пять лет большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд. Государственная Дума вправе освободить от должности Председателя Банка России по представлению Президента РФ.
Председатель Банка России может быть освобожден от должности только в следующих случаях:
■ истечения срока полномочий;
■ невозможности исполнения служебных обязанностей, подтвержденной заключением государственной медицинской комиссии;
■ подачи личного заявления об отставке;
■ совершения уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда;
■ нарушения федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Банка России.
Совет директоров призван решать наиболее значимые вопросы, отражающие его целевую ориентацию. Совет директоров работает на постоянной основе в Банке России и состоит из 14 человек и Председателя Банка России. Решения совета директоров принимаются большинством голосов от числа присутствующих при кворуме из восьми человек и обязательном присутствии Председателя Банка России или лица, его замещающего. Заседания проводятся не реже одного раза в месяц.
Совет директоров в соответствии со ст. 18 Закона о Банке России выполняет следующие функции:
1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и представляет эти документы для рассмотрения в Национальный банковский совет, а также Президенту РФ, в Правительство РФ и Государственную Думу в соответствии со ст. 45 Закона о Банке России, обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
2) утверждает годовую финансовую отчетность Банка России, рассматривает аудиторское заключение по годовой финансовой отчетности Банка России и заключение Счетной палаты РФ по результатам проверки счетов и операций Банка России, на которые распространяется действие Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне», и представляет указанные материалы в составе годового отчета Банка России в Национальный банковский совет и Государственную Думу;
3) утверждает отчет о деятельности Банка России, готовит анализ состояния экономики Российской Федерации в соответствии со ст. 25 Закона о Банке России и представляет указанные материалы в составе годового отчета Банка России в Национальный банковский совет и Государственную Думу;
4) рассматривает и представляет в Национальный банковский совет на утверждение на очередной год с расчетами и обоснованиями не позднее 1 декабря предшествующего года:
■ общий объем расходов на содержание с3лужащих Банка России,
■ общий объем расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России,
■ общий объем капитальных вложений Банка России,
■ общий объем прочих административно-хозяйственных расходов Банка России;
5) рассматривает и представляет в Национальный банковский совет при необходимости на утверждение на очередной год с расчетами и обоснованиями предложения по дополнительным расходам, указанным в п. 4;
6) утверждает смету расходов Банка России исходя из утвержденных Национальным банковским советом общих объемов расходов Банка России не позднее 31 декабря предшествующего года;
7) при необходимости утверждает смету дополнительных расходов Банка России после утверждения Национальным банковским советом дополнительных объемов расходов Банка России, перечисленных в п. 3 ст. 13 Закона о Банке России;
8) устанавливает формы и размеры оплаты труда Председателя Банка России, членов совета директоров, заместителей Председателя Банка России и других служащих Банка России;
9) принимает решения:
■ о создании, реорганизации и ликвидации организаций Банка России,
■ об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп,
■ о величине резервных требований,
■ об изменении процентных ставок Банка России,
■ об определении лимитов операций на открытом рынке,
■ об участии в международных организациях, участии (о членстве) Банка России в капиталах организаций (организациях), обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих,
■ о купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности Банка России и его организаций (дает разрешения на цену и иные условия заключения сделки),
■ о применении прямых количественных ограничений,
■ о выпуске банкнот и монет Банка России нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монет Банка России старого образца,
■ о порядке формирования резервов кредитными организациями,
■ об осуществлении выплат Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом,
■ о размещении облигаций Банка России;
10) вносит в Государственную Думу предложения об изменении величины уставного капитала Банка России;
11) утверждает порядок работы совета директоров;
12) представляет в Национальный финансовый совет для назначения кандидатуру главного аудитора Банка России;
13) утверждает структуру Банка России, положения о структурных подразделениях и учреждениях Банка России, уставы организаций Банка России, порядок назначения руководителей структурных подразделений и организаций Банка России;
14) определяет в соответствии с федеральными законами условия допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации;
15) утверждает перечень должностей служащих Банка России;
16) и т.д. Выполняет иные функции, отнесенные Законом о Банке России к ведению совета директоров.
Важную роль в реализации принципа организационного построения Банка России играет создание Национального финансового совета. Согласно ст. 12 Закона о Банке России, Национальный финансовый совет является коллегиальным органом Банка России.
Численность Национального финансового совета составляет 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации Федерального Собрания РФ из числа членов Совета Федерации, трое — Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы, трое — Президентом РФ, трое — Правительством РФ и 12-й член совета – Председатель Банка России.
Председатель Национального финансового совета избирается членами Национального финансового совета из их числа большинством голосов от общего числа членов НФС.
Члены Национального финансового совета, за исключением Председателя Банка России, не работают в Банке России на постоянной основе и не получают оплату за эту деятельность. НФС заседает не реже одного раза в квартал (кворум не менее 7 человек).
В компетенцию Национального финансового совета входит:
1) рассмотрение годового отчета Банка России;
2) утверждение на основе предложений совета директоров на очередной год не позднее 15 декабря предшествующего года:
■ общего объема расходов на содержание служащих Банка России,
■ общего объема расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России,
■ общего объема капитальных вложений,
■ общего объема прочих административно-хозяйственных расходов;
3) утверждение при необходимости на основе предложений совета директоров дополнительных расходов на содержание служащих Банка России, дополнительных расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России, дополнительных капитальных вложений, а также утверждение прочих дополнительных административно-хозяйственных расходов;
4) рассмотрение вопросов развития и совершенствования финансового рынка РФ, совершенствования банковской системы Российской Федерации;
5) рассмотрение проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
6) решение вопросов, связанных с участием Банка России в капиталах кредитных организаций;
7) назначение главного аудитора Банка России и рассмотрение его докладов;
8) ежеквартальное рассмотрение информации Совета директоров по основным вопросам деятельности Банка России:
■ реализации основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики,
■ банковского регулирования и банковского надзора,
■ реализации политики валютного регулирования и валютного контроля,
■ обеспечения стабильности и развития национальной платёжной системы;
■ исполнения сметы расходов Банка России,
■ подготовки проектов законодательных актов и иных нормативных актов в области банковского дела;
9) определение аудиторской организации — аудитора годовой финансовой отчетности Банка России;
10) и т.д.
Территориальные учреждения, а именно главные территориальные управления и их отделения, расчетно-кассовые центры, не обладают статусом юридического лица, они действуют от имени Банка России по доверенности. Их права ограниченны. В частности, они не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, выдавать гарантии и поручительства, векселя и другие обязательства без соответствующего разрешения совета директоров Банка России.
Главные территориальные управления без согласования с Банком России не имеют права продавать и передавать используемые ими здания и сооружения. Баланс главного территориального управления является составной частью баланса Банка России.
Отношения главных управлений с коммерческими банками, предприятиями и организациями строятся на базе договоров, заключенных ими от лица Банка России, в связи, с чем ответственность по этим договорам несет его центральный аппарат.
Для учреждений второго уровня органов управления Банка России главной задачей является обеспечение единства федеральной политики в области денежно-кредитных отношений, надзора за деятельностью коммерческих банков.
Расчётно-кассовые центры: Немаловажное значение имеет деятельность РКЦ, являющихся составной частью главных территориальных управлений и соответственно структурных подразделений Банка России.
РКЦ выполняет следующие возложенные на него полномочия:
■ обеспечивает межбанковские и внутрибанковские расчеты кредитных учреждений, расположенных на территории его обслуживания;
■ проверяет реализацию коммерческими банками требований обязательного резервирования, достоверность расчетов, своевременность и полноту проведенных перечислений;
■ участвует в предоставлении коммерческим банкам кредитов Банка России (в порядке передоверия);
■ по распоряжению главного территориального управления проводит проверки и применяет санкции к кредитным учреждениям;
■ определяет предельные остатки наличных денег в кассах коммерческих банков и других юридических лиц, расположенных на территории его обслуживания;
■ проводит оперативный контроль за соблюдением кассовых операций;
■ во взаимодействии со специализированными службами доставки обеспечивает централизованное экспедирование почтовых расчетно-денежных документов на внутрирегиональном и межрегиональном уровнях и др.
Полевые учреждения в своих полномочиях имеют определенные особенности, что связано с двойным подчинением Банку России и органам Министерства обороны РФ (Минобороны России). С одной стороны, полевые учреждения, выступают составной частью системы Банка России. Решения о создании и ликвидации полевых учреждений принимает совет директоров (по согласованию с Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ).
С другой стороны, полевые учреждения комплектуются из числа военнослужащих, которые в соответствии с военным законодательством должны соблюдать принцип единоначалия. Полевые учреждения являются воинскими учреждениями и в своей деятельности руководствуются воинскими уставами, а также Положением о полевых учреждениях Банка России, утверждаемым совместным решением Банка России и Минобороны России.
Огромную роль в организации деятельности учреждений Банка России играют учреждения инфраструктуры, поддерживающие его эффективное функционирование.
Среди них:
■ учреждения, регулирующие денежный оборот; это вычислительные центры, центральные хранилища, Российское объединение инкассации и др.;
■ учреждения, организующие информационное обеспечение Банка России. В структуре управления Банка России создан Департамент информационных систем, руководителем которого является заместитель Председателя Банка России;
■ учреждения, обеспечивающие надлежащее функционирование системы с позиции ее технической стороны;
■ учреждения, обеспечивающие подготовку и переподготовку банковского персонала, методическую сторону деятельности учебных центров;
■ учреждения, организующие научные исследования банковской сферы. В структуре центрального аппарата Банка России есть Департамент исследований и информации.
В настоящее время в Банке России созданы следующие структурные подразделения:
1. Сводный экономический департамент.
2. Департамент исследований и информации.
3. Департамент наличного денежного обращения.
4. Департамент регулирования, управления и мониторинга платежной системы Банка России.
5. Департамент регулирования расчетов.
6. Департамент бухгалтерского учета и отчетности.
7. Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций.
8. Департамент банковского регулирования и надзора.
9. Главная инспекция кредитных организаций.
10. Департамент операций на финансовых рынках.
11. Департамент обеспечения и контроля операций на финансовых рынках.
12. Департамент финансового мониторинга и валютного контроля.
13. Департамент платежного баланса.
14. Департамент методологии и организации обслуживания счетов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
15. Юридический департамент.
16. Департамент полевых учреждений.
17. Департамент информационных систем.
18. Департамент персонала.
19. Департамент по работе с территориальными учреждениями Банка России.
20. Финансовый департамент.
21. Департамент внутреннего аудита и ревизий.
22. Департамент международных финансово-экономических отношений.
23. Департамент внешних и общественных связей.
24. Административный департамент.
25. Главное управление недвижимости Банка России.
26. Главное управление экспертизы.
27. Главное управление безопасности и защиты, информации.
Так же учебные заведения: Центр подготовки персонала, Межрегиональный учебный центр БР г. Тула, Учебно-методический центр БР г. Тверь; Банковские школы (колледжи) - СПО 6 заведений: Москва, Омск, Казань, Орёл, Санкт-Петербург, Хабаровск. Учредителем является ЦБ РФ.
3. Функции центрального банка
В редакции Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлен перечень из 32 функций, который не исключает осуществление иных функций в соответствии с федеральными законами. Эти функций можно классифицировать исходя из специфики целевой ориентации и назначения Банка России по пяти группам:
1) функция денежно-кредитного регулирования (регулирующая функция);
2) функция нормативного регулирования (нормативно-творческая функция);
3) операционная функция;
4) информационно-аналитическая функция;
5) надзорная и контрольная функция.
В рамках денежно-кредитного регулирования (регулирующая функция) Банк России в соответствии с законом, определяющим его деятельность:
§ во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
§ во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации;
■ монопольно осуществляет эмиссию наличных денег, регулирует безналичную эмиссию и организует наличное денежное обращение;
■ выступает кредитором последней инстанции для коммерческих банков, организует систему их рефинансирования.
В данной функции просматривается назначение (роль) банка, призванного регулировать денежный оборот. Будучи эмиссионным центром, выступая организатором налично-денежного обращения, институтом поддержки ликвидности коммерческих банков в случае, если им кратковременно необходимы дополнительные денежные средства, Банк России, выполняющий данную функцию, выполняет свое назначение в экономике.
Функция нормативного регулирования (нормативно-творческая функция) предусматривает:
■ разработку правил ведения банковских операций;
■ определение порядка и правил бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
■ определение правил ведения расчетов в Российской Федерации;
■ разработку правил расчетов с международными организациями, государствами, а также с юридическими и физическими лицами.
Деятельность Банка России по созданию нормативных актов (положений, инструкций, приказов), регулирующих банковские операции, порядок учета и отчетности коммерческих банков, позволяет ему упорядочить и развивать работу кредитных учреждений, создать общую методическую базу, единые стандарты деятельности кредитных организаций, дающих им возможность в рамках действующего законодательства обслуживать своих клиентов.
В соответствии с операционной функцией Банк России:
■ осуществляет самостоятельно либо по поручению Правительства РФ все виды банковских операций и иных сделок;
■ управляет своими золотовалютными резервами;
■ обслуживает счета бюджетов всех уровней бюджетной системы страны посредством ведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов.
Полномочия, определяемые данной функцией, позволяют Банку России вести обширную деятельность, обслуживать разнообразные потребности экономических субъектов, при необходимости выступать в качестве уполномоченного агента государства по ведению расчетов по финансовым операциям.
Операции ЦБ РФ:
■ проводит операции по выпуску денег в обращение;
■ осуществляет кредитные, расчетные, кассовые и депозитные операции;
■ покупает и продает государственные ценные бумаги на открытом рынке;
■ покупает и продает облигации, эмитируемые им, и депозитные сертификаты;
■ покупает и продает иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;
■ покупает, хранит, продает драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;
■ принимает на хранение и управление ценные бумаги и другие активы;
■ выдает поручительства и банковские гарантии;
■ совершает операции с финансовыми инструментами, используемые для управления финансовыми рисками;
■ открывает счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и территориях иностранных государств;
■ выставляет чеки и векселя в любой валюте;
■ проводит другие банковские операции.
Особенность: клиентами не являются физические лица. Это банки (банк банков), кредитно-финансовые организации (мега регулятор финансовых рынков), государство (банкир правительства).
Согласно информационно-аналитической функции Банк России:
■ проводит анализ и прогнозирование состояния экономики в целом по стране и по регионам, прежде всего в области денежно-кредитных и валютно-финансовых отношений, ценообразования, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
■ участвует в разработке прогноза платежного баланса страны, организует его составление;
■ устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к национальной денежной единице.
Для Банка России данная функция имеет особое значение. Без ее выполнения практически невозможно регулирование денежного оборота, основанного на материальных и финансовых потоках. Анализ и прогнозирование экономического развития страны является той интеллектуальной базой, которая позволяет определить динамику и структуру денежно-кредитных отношений. Сведения о тенденциях экономического развития страны, отдельных секторов экономики, динамике платежного баланса, валютном курсе, основных показателях банковской деятельности дают возможность экономическим субъектам, в том числе банковскому сообществу, при необходимости скорректировать направления своего развития.
Реализуя надзорную и контрольную функцию, Банк России осуществляет:
■ надзор за деятельностью банков и банковских групп;
■ осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами;
■ государственную регистрацию банков, выдачу им лицензий на совершение банковских операций, приостановку их действий и их отзыва;
■ принимает решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов;
■ регистрацию эмиссий ценных бумаг банков;
■ валютное регулирование и валютный контроль.
Данные полномочия позволяют Банку России соблюдать целевые ориентиры развития и укрепления банковского сектора страны. Проводя надзор за деятельностью коммерческих банков путем постоянного наблюдения и проверок на предмет ее соответствия законодательно установленным правилам и нормативным актам, Банк России защищает интересы вкладчиков и кредиторов, обеспечивает стабильность деятельности кредитных организаций. Контроль со стороны Банка России как самостоятельная форма наблюдения за обеспечением законности не основан на отношениях подчиненности ему коммерческих банков, поэтому вмешательство Банка России в их оперативную деятельность строго ограничено законом.