Признание торгов недействительными

Торги, при проведении которых нарушаются правила, приз­наются недействительными по иску заинтересованного лица. В этом случае признается недействительным и сам договор, заключенный с лицом, выигравшим торги.

Перечень нарушений, при наличии которых торги могут быть признаны недействительными:

1) нарушение порядка извещения о торгах (извещение о по­рядке является односторонней сделкой);

2) отказ в принятии заявки на участие в торгах;

3) нарушение сроков рассмотрения заявки;

4) сокрытие информации о вещи или имущественном праве, выставляемом на торги;

5) необоснованный отказ от продажи вещи или имуществен­ного права;

6) отказ от оплаты;

7) разглашение сведений об участниках торгов до их начала;

8) нарушение правил проведения процедуры торгов.

Недействительный договор не влечет юридических послед­ствий и не действителен с момента его совершения. При недей­ствительности договора каждая из сторон обязана возвратить дру­гой стороне все полученное по договору, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре, возместить его стоимость в день­гах (п. 2 ст. 167 ГК РФ).

ЛЕКЦИЯ № 24. Биржевая торговля. Виды бирж

Биржевая торговля

Биржа— это объединение продавцов, покупателей и посред­ников с целью создания условий для торговли, увеличения, уде­шевления торговой операции; она является организатором тор­гов. Биржа позволяет сконцентрировать спрос и предложение на товар в одном месте и в одно время и тем самым быстро и наибо­лее верно оценить его цену. Биржа помогает получить информа­цию о конъюнктуре товарного рынка в данный момент в данной местности.

Участниками биржевой торговли являются:

1) члены биржи;

2) посетители. Посетители биржевых торгов— юридические и физические

лица, не являющиеся членами биржи, имеющие в соответствии с учредительными документами биржи право на совершение биржевых сделок. Посетители биржевых торгов могут быть постоянными и временными (разовыми) (п. 1 ст. 21 Закона РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-I «О товарных биржах и биржевой торговле»).

Постоянные посетителине участвуют в формировании устав­ного капитала и управлении биржей; пользуются услугами биржи и обязаны вносить плату за право на участие в биржевой торговле в размере, определяемом соответствующим органом управления биржи. Постоянные посетители, являющиеся бро­керскими фирмами, брокерскими конторами или независимыми брокерами, вправе осуществлять биржевое посредничество. Предоставление постоянному посетителю права на участие в биржевых торгах на срок более 3 лет не допускается; число постоянных посетителей не должно превышать 30% от общего числа членов биржи.

Разовые посетителибиржевых торгов имеют право на совер­шение сделок только на реальный товар, от своего имени и за свой счет (ст. 21 Закона РФ «О товарных биржах и биржевой торговле»).

Члены биржи, не являющиеся брокерскими фирмами или незави­симыми брокерами, а также посетители участвуют в биржевой тор­говле:

1) непосредственно от своего имени (только при торговле реальным товаром, исключительно за свой счет, без права на биржевое посредничество);

2) через организуемые ими брокерские конторы;

3) на договорной основе с брокерскими фирмами, брокер­скими конторами и независимыми брокерами, осуществляю­щими свою деятельность на данной бирже.

Виды бирж

Биржи классифицируются:

1) по цели:

а) коммерческие организации (извлекают прибыль и рас­
пределяют ее между учредителями);

б) некоммерческие организации (не ставят целью извле­
чение прибыли);

2) по степени вмешательства государства:

а) свободные (свободное осуществление условия доступа
на биржу);

б) регламентируемые (строго регламентируются государ­
ством);

3) по доступу:

а) открытые;

б) закрытые (принимают участие только специальные
субъекты);

4) по виду биржевого товара:

а) универсальные;

б) фондовые;

в) валютные.
Функции бирж делятся на стратегические и тактические.

Стратегические функции— это согласование спроса и предложе­ния, определение цен на перспективу и страхование от колебаний цен. Тактические функции бирж— это купля-продажа, стандарти-66

зация биржевых товаров, разработка типовых контрактов, прове­дение расчетов, информационная деятельность, арбитраж и др.

Функции бирж:

1) организующая (выполнение посреднических функций);

2) стабилизирующая (может прогнозировать конъюнктуру, выявлять тенденции изменения цен);

3) ценообразующая;

4) товаропроводящая (организует торговые потоки, которые стабильны, препятствуют различного рода дефицитам);

5) информационная;

6) контрольно-регулятивная. Биржа определяет порядок допуска ценных бумаг к торгам;

7) надзорная (осуществляет надзор за добросовестным заклю­чением сделок на торговых площадках).

Наши рекомендации