К государственному междисциплинарному экзамену
ВОПРОСЫ
Специальность 080507 «Менеджмент организации»
I. Основы менеджмента
1. Управление в деятельности человека: необходимость, цели, задачи.
2. Организация как система управления. Понятие, признаки, классификация организаций.
3. Закономерности, принципы, процесс менеджмента.
4. Инфраструктура менеджмента. Информационное обеспечение менеджмента.
5. Социальная ответственность бизнеса и этика менеджмента.
6. Интеграционные процессы в менеджменте. Законы управления. Источники и виды интеграции управления.
7. Управленческие решения: понятие, классификация, этапы принятия.
8. Природа и состав функций менеджмента.
9. Стратегическое и тактическое планирование в системе менеджмента.
10. Принципы эффективного делегирования полномочий.
11. Формы организации системы менеджмента. Структура управления организацией.
- Мотивация деятельности в менеджменте. Основные понятия и концепции мотивации.
13. Регулирование и контроль в системе менеджмента. Виды и методы управленческого контроля.
14. Динамика групп и лидерство в системе менеджмента. Понятие, типы, формирование и функционирование групп.
15. Управление конфликтами: профилактика и разрешение.
16. Власть и партнерство. Формы власти.
17. Стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера. Типы менеджеров.
18. Понятие, факторы и показатели эффективности менеджмента.
19. Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности.
20. Функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом.
21. Персонал предприятия как объект управления. Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием.
22. Кадровый потенциал и кадровый резерв предприятия.
23. Оценка персонала и эффективности управления им.
24. Основы создания рабочей команды. Использование и развитие персонала.
25. Обучение персонала. Планирование карьеры.
2. Экономическая теория
1. Понятие и сущность конкуренции. Совершенная и несовершенная конкуренция.
2. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос.
3. Понятие издержек. Издержки общества и издержки фирмы.
4. Производственная функция и факторы производства.
5. Рынок труда и заработная плата.
6. Показатели экономического развития страны. Методы расчета ВНП.
7. Инфляция: понятие, показатели, виды, последствия.
8. Основные теории доходов и расходов. Равновесие инвестиций и сбережений.
9. Экономический рост: понятие, показатели, факторы и типы.
3. Стратегический менеджмент
1. Организация как система. Социальные организации. Хозяйственные организации.
2. Внутренняя и внешняя среда организации.
3. SWOT-анализ: цель и методика проведения.
4. Виды корпоративных стратегий.
5. Ключевые факторы успеха и их влияние на разработку стратегии организации.
6. Конкурентные преимущества организации.
7. Общая характеристика конкурентных стратегий компании (по Портеру).
8. Определение целей и их соотношений при реализации стратегии организации. Миссия организации.
9. Реализация и оценка эффективности стратегии.
10. Портфельный анализ в стратегическом менеджменте.
11. Проведение стратегических изменений в организации.
12. Стратегии внешнеэкономической деятельности. Варианты вхождения предприятия на зарубежный рынок.
13. Стратегическое планирование на предприятии.
14. Жизненный цикл организации: понятие, этапы.
4.Маркетинг
1. Основные понятия, цели, функции, принципы и концепции маркетинга.
2. Роль маркетинговой информации в управлении организацией. Методы сбора информации.
3. Товар и товарная политика. Жизненный цикл товара.
4. Виды цен и ценовая политика предприятия.
5. Маркетинговые коммуникации: виды, особенности, сферы применения.
6. Каналы распределения. Торговые посредники и их классификация.
7. Роль маркетингового планирования в управлении организацией. Стадии и структура маркетингового плана.
8. Маркетинговый контроль: типы и показатели эффективности.
9. Маркетинговые исследования: понятие, этапы, составление отчета о результатах исследования.
10. Организационные структуры служб маркетинга: типы, особенности.
11. Товарный ассортимент: понятие, показатели, методики анализа.
12. Стратегии и методы ценообразования.
13. Корпоративные, функциональные и инструментальные маркетинговые стратегии.
5. Антикризисное управление
1. Причины возникновения кризисов и их роль в социально-экономическом развитии. Фазы кризиса.
2. Понятие, виды, причины экономических кризисов.
3. Процесс и функции антикризисного управления.
4. Механизмы антикризисного управления и виды антикризисных преобразований.
5. Государственное регулирование кризисных ситуаций и его инструменты.
6. Понятие и процедуры банкротства.
7. Управление рисками в антикризисном управлении: виды рисков, методы управления.
8. Диагностика и санация банкротства.
9. Инновации как механизм повышения антикризисной устойчивости.
10. Стратегия и тактика антикризисного управления.
11. Управление персоналом в кризисных ситуациях.
6. Инновационный менеджмент
1. Сущность и виды инноваций. Функции инноваций.
2. Развитие и современное состояние инновационного менеджмента
3. Виды и содержание инновационных проектов. Этапы реализации инновационных проектов.
4. Организационные формы инновационного менеджмента. Организации научно-технической и инновационной сферы.
5. Инновационный процесс: содержание, факторы, государственного регулирования.
6. Технический контроль е его виды.
7. Типы инновационных стратегий. Особенности наступательной, оборонительной и инновационной стратегий.
8. Финансирование инновационной деятельности.
9. Особенности и значение малых инновационных фирм
10. Прогнозирование в инновационном менеджменте. Методы прогнозирования.
11. Сущность конкурентоспособности и составляющие ее элементы.
12. Показатели качества промышленной продукции.
13. Управление затратами на качество и инновации. Оценка их эффективности.
14. Инновационный менеджмент: возникновение, становление, основные черты, понятия.