Принципы, методы и приемы экономического анализа
Базовые принципы экономического анализа: принцип научности, системности, комплексности, конкретности и действенности экономического анализа, рейтинговой оценки, демократичности, массовости экономического анализа.
Методика экономического анализа базируется на пересечении экономики, статистики и математики.
К экономическим методам анализа относят: сравнение, группировку, балансовый и графический методы.
Статистические методы - использование средних и относительных величин, индексный метод, корреляционный и регрессивный анализ и др.
Математические методы - методы моделирования; матем-го программирования; исследования операций.
Методы экономического анализа - находят свое практическое отображение в конкретных приемах или инструментах. Среди них можно выделить традиционные и нетрадиционные (специальные) приемы экономического анализа.
К традиционным приемам относятся: сравнение; относительные и средние статистические величины; способ группировки; балансовый метод; графический способ.
13.Планирование – основа успеха предпринимательской деятельности. Виды планов
Содержание планирования как функции управления состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития предприятия с учётом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. На практике реализуется путём разработки планов.
План - это документ, который содержит систему показателей и комплекс различных мероприятий по решению социально-экономических задач. В нём отражаются цели, приоритеты, ресурсы, источники их обеспечения, порядок и сроки выполнения.
Формы планирования и виды планов.
1. С точки зрения обязательности плановых заданий - директивное и индикативное планирование.
Директивное цитирование - представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования.
Индикативное планирование - наиболее распространённая во всём мире форма государственного планирования макроэк-го развития.
2. В зависимости от срока, на который составляется план, и степени детализации: долгосрочное (стратегическое), среднесрочное и краткосрочное (текущее) планирование.
Стратегическое планирование охватывает период более 5 лет. Признаны определять долговременную стратегию предприятия, включая социальное, экономическое, научно-техническое развитие.
Среднесрочное планирование осуществляется на период от 1 года до 5 лет. На некоторых предприятиях среднесрочное планирование совмещается с текущим.
Краткосрочное (текущее) планирование заключается в определении промежуточных (краткосрочных) целей и задач. Горизонт планирования составляет 1 год.
Принципы и методы планирования
К важнейшим методологическим принципам планирования относятся: системность; непрерывность; компактность; адекватность; целенаправленность и приоритетность; оптимальность; сбалансированность и пропорциональность; социальная ориентация; сочетание отраслевого и регионального аспекта планирования.
Общий алгоритм планирования включает в себя:
- анализ информации о выполнении плановых показателей за предыдущие периоды (месяц, квартал, год);
- подготовка первого варианта плана торговой организации по опорным показателям;
- подготовка предварительных планов структурных подразделений;
- оценка планов подразделений сточки зрения их соответствия плану предприятия;
- составление окончательного плана и программ.
Методы планирования:
1. экспертных оценок (индивидуальные и коллективные экспертные оценки).
2. экстраполяции.
3. моделирования и экономико-математические методы.
4. экономического анализа.
5. Балансовый метод.
6. Нормативный метод.
7. Программно-целевой метод.
Бизнес-план. Содержание. Методика разработки бизнес-плана.
Бизнес-план - это документ, отражающий в концентрированной ключевые показатели деятельности предприятия в будущем. В нём анализируются все проблемы, с которыми можно столкнуться, а определяются способы решения этих проблем.
Основные виды бизнес-плана.
- инвестиционного проекта;
- вновь создаваемого предприятия;
- слияния, реструктуризации или развития предприятия;
- для получения кредитных ресурсов;
- для получения гранта, средств бюджета или внебюджетных средств;
- приватизируемого предприятия.
- коммерческой идеи.
Структура бизнес-плана традиционно включает в себя 10 разделов, в том числе: резюме, отрасль, предприятие и предлагаемые им услуги, исследование и анализ рынка, маркетинг, организация, управление и кадры, характеристика проекта и календарный план, финансовый план, стратегия финансирования, оценка риска и страхование, приложения.
Моменты, которые необходимо вносить в каждый бизнес-план:
1. Обзорный раздел – даётся короткая черта проекта
2. Описание продукции
3. Описание предприятия и что собой представляет будущий проект
4. Анализ рынка
5. Производственный план
6. Денежный план
7. План сбыта и подробное описание всех каналов и методов сбыта
8. Приложения – таблицы, графики, схемы и т.д.
9. Анализ проекта, а также дополнительные оценки проекта специалистами.