Вопрос: Федеральные законодательные акты, определяющие место и значение бухгалтерского учёта.
Во всем мире бухгалтерский учет понимают как деловой язык бизнеса, но на любом предприятии он испытывает на себе влияние специфических социально-экономических, политических и культурных особенностей каждой страны.
Законодательство России о бухгалтерском учете устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации.
Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете являются:
· обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;
· составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета, разработанная Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов РФ, состоит из документов четырех уровней: законодательных, нормативных, методических и организационных.
К первой группе относятся законодательные документы: федеральные законы, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.
Основные принципы ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации сформулированы в Федеральном законе 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Закон устанавливает единые правовые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности на территории РФ для всех организаций, являющихся юридическими лицами, определяет сущность бухгалтерского учета и его задачи, основные понятия, используемые в учете, порядок регулирования, организации и ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а также взаимоотношения по этим вопросам организаций с внутренними и внешними потребителями информации, включая органы государственного управления.
Ко второй группе относятся нормативные документы, устанавливающие по отдельным разделам базовые правила ведения бухгалтерского учета, разрабатываемые Министерством финансов РФ.
Основные правила ведения бухгалтерского учета, а также составления и представления бухгалтерской отчетности изложены в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н[2].
На основе Закона о бухгалтерском учете и Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации Министерство финансов России разрабатывает положения (стандарты) по бухгалтерскому учету. В настоящее время в России действуют учетные стандарты, указанные в таблице.
Краткое название | Положение по бухгалтерскому учету | Приказ Министерства финансов РФ | |
Дата | № | ||
ПБУ 1/98 | Учетная политика организации | 09.12.1998 | 60н |
ПБУ 2/94 | Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство | 20.12.1994 | |
ПБУ 3/2006 | Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте | 27.11.2006 | 154н |
ПБУ 4/99 | Бухгалтерская отчетность организации | 06.07.1999 | 43н |
ПБУ 5/01 | Учет материально-производственных запасов | 09.06.2001 | 44н |
ПБУ 6/01 | Учет основных средств | 30.03.2001 | 26н |
ПБУ 7/98 | События после отчетной даты | 25.11.1998 | 56н |
ПБУ 8/01 | Условные факты хозяйственной деятельности | 28.11.2001 | 96н |
ПБУ 9/99 | Доходы организации | 06.05.1999 | 32н |
ПБУ 10/99 | Расходы организации | 06.05.1999 | 33н |
ПБУ 11/2000 | Информация об аффилированных лицах | 13.01.2000 | 5н |
ПБУ 12/2000 | Информация по сегментам | 27.01.2000 | 11н |
ПБУ 13/2000 | Учет государственной помощи | 16.10.2000 | 92н |
ПБУ 14/2000 | Учет нематериальных активов | 16.10.2000 | 91н |
ПБУ 15/01 | Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию | 02.08.2001 | 60н |
ПБУ 16/02 | Информация по прекращаемой деятельности | 02.07.2002 | 66н |
ПБУ 17/02 | Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы | 19.11.2002 | 115н |
ПБУ 18/02 | Учет расчетов по налогу на прибыль | 19.11.2002 | 114н |
ПБУ 19/02 | Учет финансовых вложений | 10.12.2002 | 126н |
ПБУ 20/03 | Информация об участии в совместной деятельности | 24.11.2003 | 105н |
Основная цель стандартов заключается в выработке единого содержания основных принципов и понятий бухгалтерского учета, в достижении единообразного содержания терминологии бухгалтерского учета, едином подходе к построению форм и толкованию показателей финансовой отчетности. Положения по бухгалтерскому учету (документы второго уровня) так же, как и документы первого уровня, носят строго обязательный характер.
К третьей группедокументов нормативного регулирования бухгалтерского учета относятся методические документы: инструкции; рекомендации; методические указания и разъяснения по применению ПБУ и других документов, подготавливаемые и утверждаемые федеральными органами, общественными объединениями профессиональных бухгалтеров, министерствами и ведомствами на основе и в развитие документов первого и второго уровней. Документы этого уровня носят рекомендательный, разъясняющий и уточняющий характер по отношению к документам более высоких уровней.
Рабочие документы, формирующие учетную политику предприятия, а также положения и инструкции, носящие обязательный характер для системы внутреннего регламентирования хозяйственной деятельности организации составляют четвертую группу.
Документы четвертого уровня утверждаются руководителем, а формируются бухгалтерскими, финансовыми и экономическими службами организации и содержат:
· выбранные организацией способы бухгалтерского учета в соответствии с документами по регулированию бухгалтерского учета первого и второго уровней нормативных документов;
· способы бухгалтерского учета, описание которых отсутствует в документах вышестоящих уровней;
· особенности применения выбранных организацией способов бухгалтерского учета в соответствии со спецификой условий хозяйствования (отраслевой принадлежности, структуры, размеров и т.п.).
Названия документов, их содержание и статус, принципы построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки и утверждения руководство организации определяет самостоятельно.