Характеристика методов сравнительного подхода
Срaвнительный подход к oценке бизнеса предприятия базируется на рыночной информации и учитывает текущие действия продавцов и покупателей акций предприятий. Другими словами, наиболее вероятной величиной стоимости бизнеса оцениваемого предприятия может быть реальная цена продажи аналогичной фирмы, зафиксированная на фондовом рынке.
Oсновным преимуществом сравнительного подхода является то, что стоимость бизнеса предприятия фактически определяется рынком, т.к. оценщик лишь корректирует реальную рыночную цену аналога для лучшей сопоставимости, тогда как при применении других подходов к оценке бизнеса или акций предприятия, стоимость является результатом расчета. Недостатком сравнительного подхода при оценке бизнеса предприятия является то, что он не учитывает перспективы развития предприятия в будущем, так как целиком основан на ретроинформации.
Oсновным условием применения сравнительного подхода при оценке бизнеса или акций предприятия является наличие активного фондового рынка, поскольку этот подход предполагает использование данных о фактически совершенных сделках с акциями аналогичных предприятий. Кроме того, применение сравнительного подхода возможно только при наличии доступной разносторонней финансовой информации не только по оцениваемому предприятию, но и по компаниям-аналогам, отобранным оценщиком в процессе оценки. В современной российской экономической реальности, эти необходимые условия зачастую делают сравнительный подход трудно применимым.
Необходимо отметить, что хотя данный подход и предусматривает использование информации по открытым компаниям, акции которых котируются на фондовом рынке, такая информация может использоваться в качестве ориентиров и при оценке акций и бизнеса компаний закрытого типа.
Подбор предприятий аналогов
Для сопоставления была выбрана единственная серьезная компания конкурент ООО «Современные системы ограждения» занимающаяся подобной деятельностью, что и ТД «Юнит». Представим основные показатели деятельности :
Таблица 12. Отчет о финансовых результатах предприятия-конкурента в 2014 г., млн. руб.
Показатель | ООО «Современные системы ограждения» |
Выручка | 176,58 |
Себестоимость продаж | 170,18 |
Валовая прибыль | 6,4 |
Коммерческие расходы | 0,1 |
Управленческие расходы | 0,21 |
Прибыль от продаж | 6,09 |
Доход от участия в других организациях | |
Проценты к уплате | |
Прочие доходы | |
Прочие расходы | 1,03 |
Прибыль до налогообложения | 5,06 |
Чистая прибыль | 4,048 |
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что компания-конкурент развивается примерно в том, же ключе, что и рассматриваемая.
Выбор и расчет мультипликаторов для предприятий-аналогов и оцениваемого предприятия
Сведем полученную информацию в таблицу 13.
Таблица 13. Основных финансовые показатели конкурента
Наименование показателей | ООО «Современные система ограждения» |
Выручка от реализации, тыс. руб. | 176,58 |
Чистая прибыль, тыс. руб. | 4,048 |
Чистые активы, тыс. руб. | 19,42 |
Собственный капитал, тыс. руб. | 19,42 |
Рассчитаем основные оценочные мультипликаторы:
Оценочные мультипликаторы по компаниям-аналогам (ЦА – стоимость компании; ЧП – чистая прибыль, ВР – выручка, ЧА – чистые активы, СК – собственный капитал)
Таблица 14.
Наименование мультипликатора | ООО «Современные системы ограждения» | Среднее значение |
ЦА / ЧП | ||
ЦА / ВР | 0,02 | 0,02 |
ЦА / ЧА | 0,11 | 0,11 |
ЦА / СК | 0,11 | 0,11 |
Из полученных средних значений мультипликаторов выбирается тот, который в наибольшей степени отражает специфику предприятия и отрасли, а также получен с использованием наиболее полной, достоверной информации.
Допускается провести выбор 2-х и более мультипликаторов, различие между которыми не превышает 20%, находится.
Для дальнейшего расчета выбираются мульпликаторы ЦА / Ча и ЦА / Ск.