Формулирование критериев выбора перевозчика

Ранжирование критериев при выборе логистического посредника потребителями транспортных услуг.

Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику.

В условиях жесткой рыночной конкуренции наблюдается дифференциация услуг, что расширяет диапазон свободного выбора перевозчика.

В то же время увеличение ассортимента транспортно-экспедиционных услуг может достигнуть такого уровня, когда потребитель начнет путаться в предлагаемых ему вариантах доставки закупаемых товаров. Иными словами, возникает проблема не только свободного, но и оптимального выбора транспортных услуг.

В настоящее время многими фирмами рассматриваются вопросы планирования производства и управления запасами, в то время как вопрос выбора перевозчика и его влияние на результаты деятельности выпадает пока из внимания специалистов предприятия.

В решениях о транспортировке следует учитывать сложные компромиссы между разными видами транспорта, а также последствия этих компромиссов для других видов деятельности в системе распределения, таких, как складирование и поддержание товарно-материальных запасов. Поскольку с течением времени относительные издержки различных видов транспорта меняются, фирмам необходимо пересматривать свои схемы с целью отыскания оптимального варианта организации товародвижения.

Среди методов, которые используются потребителями транспортных услуг можно выделить метод стоимостной оценки, который заключается в стремлении фирмы максимально увеличить прибыль за счет оптимального сочетания параметров перевозки и товарного рынка; метод, учитывающий технологические параметры, когда выбор перевозчика основан на связях между физическими параметрами груза (масса, объем, способность портиться) и системы перевозки (скорость, частота перевозки), то есть выбор перевозчика определяется технологическими параметрами.

Однако этими методами предполагается, что предприятие рассматривает все альтернативы и каждый параметр, описывающий эти альтернативы, прежде чем сделать выбор. Однако на практике это допущение является нереалистичным.

Одним из методов, допускающих исключение параметров, является метод ранжирования по параметрам. Вместо одновременного рассмотрения всех параметров перевозчика для оценки перевозчика, предприятие проводит поиск параметров последовательным образом, исходя из тех параметров, которые считаются самыми значимыми по отношению к менее значимым.

Формулирование критериев выбора перевозчика

Потребитель транспортных услуг может осуществлять выбор перевозчика по множеству критериев. Каждый критерий будет иметь определенный удельный вес при определение рейтинга компаний. Чем больше критериев будет учтено при осуществлении выбора, тем точнее будет этот выбор. Однако излишне большое количество критериев может привести только к потере времени, поскольку многие критерии будут оказывать минимальное влияние на результат. Поэтому отбираются те критерии, которые могут оказать существенное влияние на рейтинг перевозчика и на принятие решения потребителем.

1. Стоимость услуг. Этот показатель является одним из основных показателей, по которому большинство потребителей осуществляет свой выбор. Это, безусловно, связано с тем, что в условиях жесткой конкуренции каждая фирма стремится минимизировать свои издержки, чтобы товар, который она предложит покупателю, мог конкурировать с другими аналогичными товарами. Критериальный показатель и критерий в данном случае совпадают. Расчетной формулой для определения критериального показателя будет следующая:

(3.1) где - стоимость перевозки

- количество груза, представленного к перевозке

- фрахтовая ставка

2. Время перемещения груза. Данный критерий наряду со стоимостью услуги практически всегда учитывается потребителями при решении вопроса о выборе перевозчика. Это связано с тем, что в большинстве контрактов оговариваются сроки доставка товара, которые необходимо четко выполнить. Кроме того, многие грузы имеют лимитированный срок хранения или подвержены в процессе перевозки убыли. Поэтому продавец стремиться точно соблюсти сроки доставки с целью исключения убытков и возможных конфликтов с покупателем. В контракте купли-продажи также указан срок, за который продавец обязан поставить товар, что говорит о необходимости учета данного критерия.

3. Качество предоставляемых услуг. Этот показатель необходимо учитывать при решении любых вопросов связанных с выбором той или иной услуги, так как погоня за низкими цена очень часто может обернуться значительными потерями в качестве и убытками, связанными с оплатой неустоек. На сегодняшний день в мире большинство фирм выдвигают на первое место именно этот параметр, поскольку именно с качеством предоставляемых услуг связан авторитет фирмы у покупателей. При выборе компании качество услуг не может быть не учтено, потому что именно в процессе транспортировки необходимо уделять повышенное внимание к обеспечению сохранности груза, его транспортных свойств, целостности упаковки.

Критериальным показателем качества услуг выступает процент случаев несохранной доставки. Эти данные получены при сборе информации о компаниях и указаны в исходных данных.

4. Надежность времени прибытия. Это показатель, который характеризует компанию с точки зрения выполнения сроков доставки. Минимальные сроки доставки, которые будут определены по времени рейса, еще не являются гарантией того, что они будут выполнены. Поэтому следует обратить внимание и на надежность времени прибытия.

Критериальным показателем надежности времени прибытия будем считать процент случаев несвоевременной доставки, который был определен в ходе предварительного сбора информации о компаниях и указан в исходных данных.

5. Эффективность деятельности. Данный показатель не имеет прямого отношения к заключению договора перевозки и требованиям, выдвигаемым потребителем к перевозчику, однако он оказывает косвенное влияние на принятие решения и это влияние достаточно сильное. Связан он с тем, что высокая эффективность деятельности компании для потребителя ее услуг может стать дополнительным стимулом к выбору именно этой компании. Потребитель склоняется к выбору той компании, которая более эффективно работает, в то время как низкий уровень этого показателя заставит потребителя задуматься над тем, почему данная компания не повышает эффективность своей работы и стоит ли доверять компании, которая не слишком хорошо организовала свою деятельность.

В качестве критериального показателя эффективности деятельности компании рассматривается рентабельность, определяемая по формуле:

%, (3.2) где R- рентабельность компании, %;

Д - доходы компании,

Р - расходы компании,.

6. Финансовая независимость. Этот критерий характеризует зависимость фирмы от внешних займов. Он также не оказывает прямого воздействия на осуществление перевозки, но обращает на себя внимание потребителя, так как чем больше займов у компании, тем выше риск неплатежеспособности. Компания, которая является финансово зависимой в большей степени, чем другие, вызывает меньшее доверие потребителя. Финансовая независимость оговорит о возможности стабильной работы компании в различных кризисных ситуациях, когда необходимо погашать кредиты.

Критериальным показателем финансовой независимости служит коэффициент автономии, который можно рассчитать по формуле:

, (3.3) где - коэффициент автономии;

- кредиторская задолженность

- собственные средства

7. Опыт работы. Данный показатель является неоднозначным, так как наличие опыта не всегда свидетельствует о лучшей работе компании, молодые перспективные компании могут работать гораздо эффективнее, тех, которые уже упрочили свое положение на рынке. Однако опыт показывает, что компании с большим стажем работы лучше знают рынок, более прочно держат тот сегмент его, который завоевали, и могут предложить клиенту наилучшие варианты оказания услуг.

Опыт работы выражается критериальным показателем – время работы на рынке, который является заранее известным, исходя из информации, предоставленной компаниями.

8. Популярность. Это критерий, который очень часто играет важную роль при выборе не только перевозчика, но и любых услуг и товаров. Большинство потребителей склоняются к выбору того, товара, который им известен и которым пользуется большинство. Безусловно, неизвестные, плохо разрекламированные производители, могут выпускать лучшие товары, но многие будут относиться к ним с недоверием.

Рассмотрим следующий набор этих критериев:

Стоимость услуги – ;

Время перемещения груза – ;

Качество предоставляемых услуг – ;

Надежность времени прибытия – ;

Эффективность деятельности – ;

Финансовая независимость – ;

Опыт работы – ;

Популярность – .

Для того чтобы определить удельный вес каждого критерия, составляется таблица, в которую вносятся коэффициенты относительной важности одного критерия по сравнению с другим . Этот коэффициент определяется по шкале:

1 – равная важность критериев;

3 – умеренное превосходство одного над другим;

5 – существенное превосходство;

7 – значительное превосходство;

9 – очень сильное превосходство;

2,4,6,8 – промежуточные (компромиссные) суждения.

Результаты сравнения критериев приведены в таблице 3.1

Для таблицы характерно свойство обратной симметричности.

Таблица 3.1

Коэффициенты относительной важности критериев

 
1/5 1/3 1/3
1/3
1/3 1/3
1/7 1/5 1/5 1/5 1/3
1/9 1/7 1/7 1/7 1/3 1/3 1/5
1/7 1/3 1/5 1/5 1/3
1/7 1/3 1/5 1/5 1/3

Далее произведем расчет по всем восьми показателям и выберем логистического посредника для осуществления перевозки партии груза объемом 200тонн.

Таблица 3.2

Исходные данные для расчета

  Наименование компании Тарифная ставка, долл/т Срок доставки, сут. Случаи несохранной перевозки, % Случаи несвоевременной доставки, % Доходы компании, тыс. руб Расходы компании, тыс. руб. Кредиторская задолженность, тыс. руб. Собственные средства, тыс.руб. Время работы на рынке, лет Оценка потребителей, баллы  
B 22,5 10,5 8,47 2,15
D 2,3
F 5,2

На основе сравнения критериальных показателей осуществим расчет искомых весов критериев. Для этого сначала рассчитаем среднее геометрическое для каждой строки Кi по формуле:

bi = (3.4)

Где b – среднее геометрическое;

а – цифры по горизонтали из табл. 3.1;

n – количество критериев. n=8

= =4,394;

= =1,251;

= =2,675;

= =2,033;

= =0,492;

= =0,228;

= =0,524;

= =0,559.

=12,156

Таблица 3.3

Среднее геометрическое

b1 b2 b3 b4 b5 b6 b7 b8 ∑bi
4,394 1,251 2,675 2,033 0,492 0,228 0,524 0,559 12,156

Далее, используя полученные данные, удельный вес определяем по формуле: (3.5)

= =0,361;

= =0,103;

= =0,220;

= =0,167;

= =0,041;

= =0,019;

= =0,043;

= =0,046.

Таблица 3.4

Удельные веса

γ1 γ2 γ3 γ4 γ5 γ6 γ7 γ8
0,361 0,103 0,22 0,167 0,041 0,019 0,043 0,046

В результате расчетов критериев видно, что наибольший вес в системе критериев имеет γ1.

Далее произведем расчет стоимости услуг (К1) по формуле 3.1:

СB = 600 * 22,5 = 13500$;

СD = 600 * 19 = 11400$;

CF = 600 * 21 = 12600$

Определяем эффективность деятельность компании (рентабельность компании) (К5) по формуле 3.2:

RB = *100% = 51,07%;

RD = * 100% = 81,62%;

RF = * 100% = 3,56%

Критериальным показателем финансовой независимости (К6) служит коэффициент автономии, который можно рассчитать по формуле 3.3

Кавт(B) = =0,19;

Кавт(D) = = 0,23;

Кавт(F) = = 0,3

Все расчеты сведем в таблицу 3.6

Таблица 3.6

Критериальные показатели

  Наименование компании Стоимость услуг, долл. Срок доставки, сут. Случаи несохранной доставки, % Случаи несвоевременной доставки, % Рентабельность, % Коэффициент автономии Время работы на рынке, лет Оценка потребителей
B 10,5 8,47 2,15 51,07 0,19
D 2,3 81,62 0,23
F 5,2 3,56 0,37

Нормирование значения критериального показателя производится для приведения одинаковых показателей к одинаковой размерности. Эта процедура заключается в следующем:

1 – показатели, для которых оптимальным является минимальное значение, единица присваивается минимальному значению, а остальные вычисляются путем деления минимального показателя на соответствующее значение;

2 – показатели, для которых наилучшим является максимальное значение, единица присваивается максимальному значению, а остальные вычисляются путем деления их значения на значение максимального показателя.

Таблица 3.7

Нормированные величины критериальных показателей

  Наименование компании Стоимость услуг, долл. Время доставки, сут. Случаи несохранной доставки, % Случаи несвоевременной доставки, % Рентабельность, % Коэффициент автономии Время работы на рынке, лет Оценка потребителей
B 0,84 0,86 0,47 0,62 0,51 0,4
D 0,8 0,93 0,62 0,22
F 0,9 0,9 0,41 0,04 0,75

Далее производим расчет рейтинга потенциальных перевозчиков по формуле: Rk = ∑γi * ∑ik (3.6)

где Rk - рейтинг перевозчика; k=3;

Z – нормированное значение i-того критериального показателя для k-го перевозчика.

RB = 0,84*0,361 + 0,86*0,103 + 0,47*0,22 + 0,167*0,62 + 0,041*0,51 + 0,019*0,4 + 0,043*0,046 = 0,75;

RD = 0,36*1 + 0,1*0,103 + 0,22*0,8 + 0,93*0,167 + 0,041*0,62 + 0,19*1 + +0,22*0,043*0,046= 0,85;

RF = 0,361*0,9 + 0,103*0,9 + 0,22*0,41*0,167 + 0,04*0,01 + 0,019+ 0,043 +

+ 0,75*0,046 = 0,77

Далее сведем расчеты рейтинга компаний в таблицу 3.8

Таблица 3.8

Рейтинг компаний

Наименование компании Рейтинг компании
B 0,75
D 0,85
F 0,77

Вывод: В результате расчетов выявлено, наивысший рейтинг имеет компания D.

Наши рекомендации