Сущьность и структура цен.

Важнейшей эк-ой категорией, кот-ая влияет на резу-ты работы любого субъекта явл.цена на производимую продукцию.Цена-денежное выражение стоимости всего того, что произв.,покуп. на рынке. С помощью цены гос-во воздейст-т на эко-ку в целом. Ф-ции цены:1.Учетная, опр-ет сколько стоит общ-ву пр-во данной продукции;2.Стимулирующая,цены выполняют двоякую ф-ию, могут заинтер. или свернуть пр-во;3.Регулирующая на основе уровня цен регулир.спрос на все виды пр-ции,работ и услуг;4.Распредилительная,часть валового дохода об-ва перераспределяют между предприятиями, бюджетами различных ур-ей и внебюджетными фондами.Различают:1.отпускные цены предприятия(включ. в себя себестоимость производства и реализ-ии про-ции);2. оптовые цены(вкл. В себя отпускную цену пре-ия и сбытовые наценки, кот. вкл. расходы оптовых орг-ий и получ. ими прибыль);3.розничные цены(вкл. оптовую цену, торговую наценку, кот. использ. торговыми орг-ми для покрытия своих расходов);4.свабодные цены. В РБ дейст-ет сис-ма регули-ия гос-м цен,кот. предусматривает след.виды:1.целевые цены;2.гаранттир.цены,они должны возмещать издержки пр-ва и обеспеч.рентабельность на уровне 10-15%;3.пороговые цены.рекомендуется применять для защиты и поддержки отечественного произ-ля.они устан-ся на уровне 2-4% рентабельности;4.Залогавые цены-договорные.Они стабилизируют объективное планирование производства и стабилиз-ют эк-ие отношения;5.интервенционные цены(min и max)используются в целях устранения диффицита или избытка пр-ции.На основании меропр. гос-го регулирования применяют 3 вида цен:1.свабодная цена-объект.опре-ся на рынке в результате конкуренции;2.регулир.цена-цена на продукцию по кот.гос-во опред.пред-ий ур-ь прибыли в пост.время предельный ур-нь прибыли может устан. На прод-ию пр-ий монополистов, не имеющих конкурентов;3.фиксированные цены-твердые цены на опред. перечень прод-ции,размер кот. опред-ся гос-ом и субъекты не имеют права их менять.При заключ.сделак могут примен. след.виды цен:-договорная цена;-контрактная цена(примен.при поставках пр-ции из-за пределов гос-ва);-твердая цена. Ценовая дискриминация-продажа одного и того же товара покупателям по разным ценам.Трансфертные цены-цена кот.примен внутри пр-тия,меджу подраздел.,участниками,она обеспеч.опред.самостоят.структ.подразделений.Сис-а цен имеет многоуровн.х-р:1.индивид.цена(объективная отражение затраты на пр-во пр-ции,работ,услуг;2.отраслевая цена(инд-ая цена с учетом доли каждого пр-ия на рынке);3.общественная цена(устан-ся в процессе межотраслевой конкуренции).

Особенности ценообразования в ЛПК.

Лесн.таксы на древесину на корню-плата,кот. олжен заплатить пр-ль за право вести рубку. Лесн.таксы-плата за пользование лесными ресурсами, обеспечивающая возмещение затрат на восстановление и охрану леса.Эк-ой основой лесн.такс выступает чистый доход от использ. лесн.ресурсов,поступивших в эксплуотацию.Окупаемость затрат в 2006г.-67%.Лесн.такса не возмещает все затраты.Гос-во вынуждено дотировать их.Таксовые цены опр.разли-ми путями:аукционы, расчеты и т.д.Для диффер.лесн.такс в зав-ти от расстоянии вывозки,выдел.5 разрядов:1.до10км;2.10,1-25км;3.25,1-40км;4.40,1-60км;5.60.1 и более.Лесн.таксы диффер.по породам с учетам их цеености и себес-и выращ.:сосна-1,43;ель1,23;дуб,ясень,клен-2,44;береза,ольха-0,36;граб,липа,осина-0,22.Лесн.таксы диффер.по категориям крупности: крупные;средние,мелкие,дрова.Практический интерес для РБ представляет сис-ма ценообразования применяемая в США,здесь использ. и учит.эксплуат.затраты, затраты на переработку, амортизация основного капитала, прибыль и годовой объем рубки леса.Несовершенство сис-мы ценообразования на ресурсы л/х явл.одной из главных причин,кот. сдерживают отрасль переход на самофинансирование.

Факторы ценообразования

Внутренние факторы:

1)организационно-технические возможности предприятия

2)материально-техническое снабжение ресурсами

Внешние факторы:

1)уровень цен на сырье, материалы, энергию

2)платежеспособное население

3)система налогообложения

4)меры государства по регулированию ценообработки

Все факторы, кот.влияют на ЦО можно объединить в 3 группы:

-главные (полезность товара, величина издержек)

-основные(система орг-ных,эк-ких,технико-технологич.,инновационных и др.)

-специфические(расстояние, место).

Наши рекомендации