Методические указания по написанию курсовой работы 4 страница

3) сведения о составе и структуре основных производственных фондов, загрузке производственных и наличии мобилизационных мощностей;

4) сведения о трудовых ресурсах организации (численность и квалификация персонала, политика организации в сфере трудовых ресурсов);

5) сведения об исполнении государственного оборонного заказа и доле подтвержденного государственного оборонного заказа в общем объеме товарной продукции, а также сведения о перспективе размещения государственного оборонного заказа в период реализации плана финансового оздоровления;

6) основные виды, текущие и планируемые объемы производства выпускаемой продукции (оказываемых услуг), обеспечивающие более 10% объема реализации (выручки) за три года;

7) источники сырья, материалов и услуг (с указанием поставщиков), на которые приходится более 10% всех поставок на организацию, и оценка факторов, которые могут существенно по-

влиять на обеспеченность сырьем и материалами в период реализации плана финансового оздоровления;

8) основные направления сбыта продукции (услуг), на которые приходится более 10% выручки, организация системы сбыта и оценка факторов, которые могут существенно повлиять на сбыт продукции (услуг);

9) сведения о предоставлении ранее прав на реструктуризацию кредиторской задолженности по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды;

10) сведения об арбитражных разбирательствах, в которых принимает участие организация, и о принятых в отношении организации судебных решениях, предусматривающих в том числе обременение или отчуждение активов;

11) дополнительная существенная информация.

Раздел 4.Анализ текущего финансового состояния организации. В данный раздел рекомендуется включать:

1) анализ активов и пассивов организации производится по группам статей баланса с целью оценки эффективности формирования и использования активов и соответствия сформирован- ных обязательств. Особое внимание рекомендуется обращать на анализ причин, вызвавших изменение отдельных статей баланса на величину, превышающую 10%. Также следует выявить и проанализировать причины возникновения просроченной кредиторской задолженности (при наличии таковой);

2) анализ финансовых результатов деятельности предусматривает анализ структуры доходов и расходов, причин убыточной деятельности (при наличии таковой). При проведении анализа рекомендуется указывать причины, вызвавшие изменение отдельных статей доходов и расходов на величину, превышающую 10%. В случае убыточной деятельности рекомендуется проводить анализ, предусматривающий определение точки безубыточности;

3) анализ коэффициентов, характеризующих финансово- хозяйственную деятельность организации. Рекомендуется ис- пользовать следующие коэффициенты и показатели:

- коэффициент абсолютной ликвидности,

- коэффициент текущей ликвидности,

- показатель обеспеченности обязательств должника его активами,

- степень платежеспособности по текущим обязательствам,

- коэффициент автономии (финансовой независимости),

- коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами,

- показатель отношения дебиторской задолженности к совокупным активам,

- доля просроченной кредиторской задолженности в пассивах,

- чистые активы,

- удельный вес себестоимости в общем объеме выручки,

- рентабельность продаж,

- рентабельность активов,

- норма чистой прибыли.

При этом расчет коэффициента абсолютной ликвидности, коэффициента текущей ликвидности, показателя обеспеченности обязательств должника его активами, степени платежеспособности по текущим обязательствам, коэффициента автономии (финансовой независимости), коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами, показателя отношения дебиторской задолженности к совокупным активам, доли просроченной кредиторской задолженности в пассивах, рентабельности активов, полученной чистой прибыли рекомендуется производить в соответствии с приложением №1 к Правилам проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 июня 2003 г. №367. Расчет величины чистых активов рекомендуется производить в соответствии с приказом Минфина России и ФКЦБ России от 29 января 2003 г.

№10н/03-6/ПЗ «Об утверждении порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ» (зарегистрирован в Минюсте России 12 марта 2003 г., рег. №4252). Удельный вес себестоимости в общем объеме выручки рассчитывается как процентное отношение себестоимости к общему объему выручки. Рентабельность продаж показывает, сколько рублей прибыли получено организацией в результате продажи продукции (работ, услуг) на один рубль выручки, и рассчитывается как отношение прибыли от продаж к выручке, полученной организацией в отчетном году.

Анализ всех коэффициентов и показателей необходимо производить в динамике. Так, рекомендуется проводить анализ за период, составляющий не менее трех лет. По результатам анализа делается вывод о платежеспособности, финансовой устойчивости и деловой активности организации, а также причинах, вызвавших

изменение указанных показателей за анализируемый период. По результатам анализа рекомендуется сделать общий вывод о финансовом состоянии организации с указанием основных факторов, влияющих на него.

Раздел 5.План мероприятий по финансовому оздоровлению организации. В данный раздел рекомендуется включать:

1) проект графика погашения задолженности по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюдже- том, а также страховым взносам перед государственными вне- бюджетными фондами (при ее наличии) с обоснованием возможности обеспечения его выполнения и указанием источника выплат реструктурированной задолженности и оценку изменения результатов деятельности организации и платежеспособности в случае предоставления реструктуризации в соответствии с проектом графика погашения задолженности;

2) цели и перечень мероприятий по финансовому оздоровлению, в том числе согласованный перечень мероприятий, принимаемый акционерами (участниками) организации, кредиторами, федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими единую государственную политику в соответствующей отрасли экономики, и третьими лицами (при наличии такового), с указанием необходимых финансовых, материальных и трудовых ресурсов для их выполнения и планируемые источники финансирования данных мероприятий, а также оценку изменения результатов деятельности организации и платежеспособности в случае реализации указанных мероприятий;

3) описание системы контроля организации за выполнением мероприятий, предусмотренных планом финансового оздоровления, и анализом возможности финансового оздоровления и реализации альтернативных мероприятий в случае невыполнения ключевых мероприятий, предусмотренных планом финансового оздоровления;

4) прогнозные финансовые показатели, в том числе промежуточные, характеризующие результаты выполнения мероприятий, предусмотренных планом финансового оздоровления (рекомендуется использовать коэффициенты и показатели, которые применялись в разделе «Анализ текущего финансового состояния организации»), а также прогноз денежных потоков организации, который базируется на прогнозных финансовых результатах выполнения мероприятий по финансовому оздоровлению.

Раздел 6.Приложения к плану финансового оздоровления организации. К плану финансового оздоровления рекомендуется прилагать:

1) годовую и промежуточную бухгалтерскую отчетность за последние три года с необходимыми приложениями и пояснениями;

2) аудиторское заключение, подтверждающее достоверность годовой бухгалтерской отчетности, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

3) статистическую, управленческую или иную отчетность, подтверждающую данные, приведенные в плане финансового оздоровления.

Таким образом, план финансового оздоровления представляет собой сводный документ, содержащий как общеэкономическую, так и финансовую информацию. Показатели плана и его финансово- экономическая природа имеют главной целью финансовое оздоровление неплатежеспособной организации [3, с. 160–166].

6 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ И ОЦЕНКЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Работа печатается на одной стороне стандартных листов белой бумаги формата А4. Гарнитура Times New Roman, если текст набирается в пакете Microsoft Word, или аналогичный при наборе текста в других системах верстки и редактирования текста. Размер 14 пт. Межстрочный интервал 1,5. Выравнивание по ширине. Отступ первой строки (абзац) – 1,25 см. Поля на странице: левое поле – 35 мм; правое поле – 10 мм; верхнее поле – 20 мм; нижнее поле – 20 мм.

Страницы работы с рисунками и приложениями должны иметь сквозную нумерацию.

Первой страницей является титульный лист, на котором номер страницы не проставляется. Иллюстрации, таблицы, расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц.

Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами.

Номер страницы проставляется внизу по центру.

Задание на курсовую работу (Приложение А), титульный лист (Приложение Б) и отзыв руководителя курсовой работы (Приложение В) оформляются по установленному образцу.

Курсовая работа обязательно должна содержать введение и заключение.

6.1 Оформление таблиц, рисунков, формул

Отдельные положения работы должны быть иллюстрированы цифровыми данными из справочников, монографий и других источников, при необходимости оформленными в справочные или аналитические таблицы.

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей.

При составлении аналитических таблиц исходные данные выносятся в приложение к работе, а в тексте приводятся расчеты отдельных показателей.

Таблицы, содержащие большое количество строк, как правило, сложны для восприятия. Если размер таблицы превышает две страницы, ее рекомендуется вынести в приложение.

На все таблицы должны быть ссылки в тексте. Ссылаться на таблицу нужно в том месте текста, где формулируется положение, подтверждаемое или иллюстрируемое ею.

В тексте, анализирующем или комментирующем таблицу, не следует пересказывать ее содержание, а уместно формулировать основной вывод, к которому подводят табличные данные, или вводить дополнительные показатели, более отчетливо характеризующие то или иное явление или его отдельные стороны.

Для более легкого восприятия содержания таблицы, ее рекомендуется располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным и кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей по центру.

Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица» и номер ее указывают один раз справа над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово

«Продолжение» и указывают номер таблицы, например:

«Продолжение таблицы 1.1». Над последней частью таблицы пишут слово «Окончание» и указывают номер таблицы, например:

«Окончание таблицы 1.1». При переносе таблицы на другой лист

(страницу) заголовок помещают только над ее первой частью.

Таблицу с большим количеством граф (столбцов) допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы.

Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах глав и параграфов работы, в этом случае номер таблицы должен содержать номер главы и порядковый номер таблицы, например, «Таблица 1.1»). Номер следует размещать в правом верхнем углу над заголовком таблицы после слова «Таблица». Слово «Таблица» пишется с прописной буквы, точка в конце не ставится.

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.

Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте.

Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.

Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.

Шапка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы.

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки, рисунки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются.

Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные.

На все иллюстрации должны быть даны ссылки в тексте работы. Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной двойной

нумерацией в пределах глав работы.

Иллюстрации должны иметь названия, которые помещают под иллюстрацией. При необходимости перед названием рисунка можно поместить поясняющие данные.

При построении графиков по осям координат откладываются соответствующие показатели, буквенные обозначения которых выносятся на концы координатных осей, фиксируемые стрелками. При необходимости вдоль координатных осей делаются поясняющие надписи.

Формулы располагают отдельными строками в центре листа или внутри текстовых строк. В тексте рекомендуется помещать формулы короткие, простые, не имеющие самостоятельного значения и не пронумерованные.

Формулы, содержащие знаки суммирования, произведения, дифференцирования, интегрирования, располагают на отдельных строках и набираются в специализированных программах (например, Microsoft Equation, Math Type). Порядковые номера формул обозначают двойной нумерацией арабскими цифрами в круглых скобках у правого края страницы. В случае использования в формуле аббревиатур или сокращений принято после формулы размешать пояснения.

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия.

6.2 Оформление библиографической ссылки и библиографического списка

Библиографическая ссылка содержит библиографические сведения о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте работы другом документе (его составной части или группе документов), необходимые и достаточные для его идентификации, поиска и общей характеристики.

Библиографическая ссылка может быть полной или краткой, в зависимости от ее назначения, наличия библиографической информации в тексте работы.

Полную библиографическую ссылку, содержащую совокупность библиографических сведений о документе, предназначенную для общей характеристики, идентификации и поиска документа – объекта ссылки, составляют по ГОСТ 7.1–2003

«Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования».

Полную библиографическую ссылку рекомендуется выносить из текста Работы вниз страницы документа посредством добавления сноски в конце цитаты.

Краткую библиографическую ссылку, предназначенную только для поиска документа – объекта ссылки, составляют в соответствии с требованиями Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 7.0.5–2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления». Данный вид ссылки размещается в тексте работы.

К работе составляется нумерованный список использованной литературы, в котором для каждого источника необходимо указать количество страниц. В тексте Работы непосредственно после цитаты в квадратных скобках дается указание на номер источника в списке литературы, например: [18].

Если ссылка приводится на конкретный фрагмент текста документа, то в ней указывают помимо номера источника в списке литературы также конкретную страницу (несколько страниц), например: [18, c. 70–72].

Ссылки к одному и тому же источнику могут даваться многократно.

Ссылки на электронные ресурсы составляют с учетом следующих особенностей.

В ссылках на электронные ресурсы, как правило, указывают общее обозначение материала для электронных ресурсов, а именно: [Электронный ресурс]. В примечании приводят сведения, необходимые для поиска и характеристики технических спецификаций электронного ресурса. Сведения приводят в такой последовательности: системные требования, сведения об ограничении доступности, дату обновления документа, дату обращения к документу.

Для электронных ресурсов удаленного доступа приводят примечание о режиме доступа, в котором вместо слов «Режим доступа» необходимо использовать для обозначения электронного адреса аббревиатуру «URL» (Uniform Resource Locator) – унифицированный указатель ресурса.

Информацию о протоколе доступа к сетевому ресурсу (ftp, http и т. п.) и его электронный адрес приводят в формате унифицированного указателя ресурса.

После электронного адреса в круглых скобках приводят сведения о дате обращения к электронному сетевому ресурсу: после слов «дата обращения» указывают число, месяц и год.

Наши рекомендации