Характеристика выборки и метода
Выборка исследования обладает следующими характеристиками:
1. Опрашиваемые респонденты – молодёжь, что даёт основание предполагать, что эти люди ведут активный образ жизни, много общаются с друзьями и знакомыми, они подвержены в наибольшей степени влиянию чужих оценок и мнений. Этому возрастному интервалу свойственна двоякая ситуация: с одной стороны, многие из молодых людей ведут взрослый образ жизни, самостоятельно принимают решения по поводу своей учёбы, трудоустройства и личной жизни; с другой стороны, большинство респондентов во многом зависят от своих родителей.
2. Опрашиваемые респонденты – студенты различных по престижности ВУЗов Москвы. Исходя из этого, считается, что во многом уровень образования и отношение к учёбе определяются спецификой учебного заведения и курсом обучения.
В исследовании будет применён метод анкетного опроса.
Цель исследования
Данное исследование ориентировано на получение знания о формировании у студентов мотивационного типа достижения успеха или избегания неудачи в высшем образовании. Такая постановка вопроса является обобщенной. Конкретнее для данного исследования представляется важным определение взаимосвязи между доминирующими ценностями, мотивами, формирующимися на их основе, силой мотива, который определяет действия и конечный результат. От того, какими именно будут набор ценностей, мотивов, степень их силы, поставленные цели и ожидания от действий, зависит формирование первого или второго мотивационного типа. Определение данных типов и факторов, сопутствующих их формированию (или выступающих в роли помех) и является основной целью исследования.
Так, следует выявить, насколько мотивация достижения ориентирована на социальное окружение и проявляется через конкурентное отношение к его субъектам, какова роль личной рефлексии, внеучебной занятости, степени приложенных усилий и оценки результата с данной позиции.
Исследовательские задачи
В ходе исследования сформировался следующий ряд задач, подлежащих решению:
1. Выявить социально-демографические факторы, влияющие на ценностные ориентации.
2. Определить степень значимости разных ценностей.
3. Выявить связь ценностных ориентаций с долгосрочными целями.
4. Выявить, какие наборы мотивов преобладают у студентов разных курсов.
5. Выявить, что является образом успешного студента в студенческих кругах.
6. Выявить, насколько в повседневной жизни студенты соответствуют образу успешного студента.
7. Выяснить, какой степени сложности задачи ставят себе студенты в процессе обучения.
8. Выявить текущие цели в учёбе/вне учёбы.
9. Соотнести сессионные стратегии студентов и их тип мотивации.
10. Выявить сопряжённую с учёбой деятельность и её значимость для студентов.
11. Выявить достигнутые результаты в учебной и неучебной деятельности, их связь с текущей деятельностью студентов.
12. Определить роль оценок ближайшего окружения в процессе формирования отношения к завершенным действиям (достигнутым результатам).
Гипотезы исследования
На основе проведенного нами исследования мы намерены подтвердить или опровергнуть следующие гипотезы:
1. Юношам более присуща мотивация достижения, чем девушкам.
2. В неполных семьях детям в большей мере присуща мотивация достижения.
3. В семье, где 2 и более ребенка, конкуренция за внимание родителей выше, и чаще встречается мотивация достижения.
4. Чем старше респондент (в пределах рассматриваемой возрастной когорты), тем в большей мере ему присуща мотивация достижения.
5. Источник дохода взаимосвязан с мотивацией достижения и избегания: карманные деньги снижают силу притязания на успех, личный заработок – повышает.
6. Материальный статус семьи и социальное происхождение влияет на преобладание мотивации достижения или избегания: у студентов из более обеспеченных семей превалирует мотивация избегания.
7. Среди студентов преобладают ценностные индексы: власть-богатство, достижение.
8. Ценностный индекс «самостоятельность» характерен для мотивации достижения, «конформность» – для мотивации избегания.
9. Студентам с мотивацией избегания важны удобство обучения и самореализация (в отличных от своей специальности областях).
10. Существует сильная связь между текущими ценностями и дальнейшими целями.
11. У студентов первых годов обучения преобладают наборы мотивов социально - творчески- коммуникативного типа, а на двух последующих учебно-познавательные, профессиональные и престижа.
12. В студенческих кругах существует некий оформленный ранее образ успешного студента, к которому необходимо стремиться с целью достижения успеха в обучении.
13. Студент, ставящий себе цель превзойти установленный в студенческих кругах образ успешного студента, обладает мотивацией достижения.
14. Студент, который не соотносит свои действия с образом успешного студента, обладает мотивацией избегания.
15. Студентам, ориентирующимся на задачи средней сложности и ее постепенное усложнение, свойственна мотивация достижения.
16. Студентам, ориентирующимся на задачи высокой и низкой сложности, свойственна мотивация избегания.
17. Студенты с мотивацией достижения планируют повысить свою успеваемость, развить навыки, необходимые для профессиональной деятельности, также они заинтересованы в поиске/продолжении работы.
18. Студенты с мотивацией избегания в значительной мере заняты планированием проведения отдыха и досуга.
19. Студенты с мотивацией достижения чаще стараются повышать не устраивающие их оценки, показать лучший результат, подготовиться к зачёту/экзамену основательно.
20. Студенты с мотивацией избегания чаще всего не повышают полученных оценок, не стремятся к наилучшему результату, стараются при сдаче экзамена/зачёта списать, найти обходные пути.
21. Студенты, придающие высокую значимость подготовке к учёбе, вовлеченные в дополнительные виды деятельности, занятости и нагрузки, обладают мотивацией достижения.
22. Студенты с мотивацией избегания пассивны в учебной и неучебной деятельности, чаще пропускают занятия.
23. Для студентов с мотивацией достижения характерна высокая позиция в рейтинге (высокая стипендия), наличие достижений в творчестве и спорте, высокая степень завершенности в начинаниях.
24. Для студентов с мотивацией избегания характерна низкая позиция в рейтинге (отсутствие стипендии), отсутствие достижений в творчестве и спорте, низкая степень завершенности в начинаниях.
25. Студенты, для которых мнение и оценки родителей и преподавателей важнее, чем одобрение со стороны одногруппников и друзей-сверстников, обладают мотивацией достижения.
26. Студенты с мотивацией достижения не завышают личное отношение к успешности своего обучения, степени нагрузки, положительно отзываются о своем ВУЗе и специальности.
27. Студенты с мотивацией избегания склонны завышать значимость возможных помех в учёбе, таких как: уровень материальной оснащённости, личные качества студента, вмешательство родителей и друзей в учебный процесс, объёмы внеучебной нагрузки.
Предварительный системный анализ объекта исследования (структурная схема)
Таблица 1