Страхование ответственности а страхование предпринимательского 4 страница
Предметом банковского права являются, общественные отношения, возникающие в процессе построения, функционирования и развития банковской системы РФ, в частности в процессе осуществления Банком Р и кредитными организациями банковской деятельности, а также общественные отношения, возникающие в процессе регулирования банковской системы России со стороны государственных органов в интересах граждан, организаций и государства.
МЕТОДЫ БАНКОВСКОГО ПРАВА: Гражданско-правовой метод – равноправие участников правоотношения, автономия этих участников, свободны осуществлять свои права в своем интересе, свободно распоряжаются своим имуществом. Публично-правовой метод – формирование и использование правоотношений по принципу команда-исполнение, субъекты, выполняющие властные, управленческие функции, действуют по своему усмотрению в пределах предоставленных им полномочий.
Банковская деятельность является одним из видов предпринимательской деятельности, в связи с этим право, регулирующее эту деятельность, детерминируется принципами двух типов: Во-первых, являющимися общими для предпринимательской деятельности в целом; Во-вторых, являющимися специфичными для банковской деятельности.
39. Банковские правоотношения, их виды.
Банковские правоотношения – это урегулированные нормами банковского права, общественные отношения, возникающие по поводу установления и регулирования публичных отношений банков, а также частноправовых отношений кредитных организаций с физическими и юридическими, лицами, т.е. клиентами.
Субъекты банковских правоотношений: 1) Госдума. 2) Центральны банк РФ. 3) органы государственной власти. 4) кредитные организации. 5) юридические и физические лица.
Правовое положение ЦБ РФ и его взаимодействие с кредитными организациями определяется на основе того, что с одной стороны он наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой России, а с другой стороны он является юридическим лицом, вступающим в соответствующие гражданско-правовые отношения с различными кредитными организациями
Это конкретные отношения между:
1) Государством и кредитными организациями (банками).
2) Межбанковские отношения.
3) Отношения банков с клиентами.
40. Субъекты и структура банковских правоотношений.
В России Банковское право возникло при следующих экономическо-управленческих основаниях: 1) создание новых кредитных организаций или коммерциализации действующих банков, целью которых является получение прибыли при помощи исполненных на свой риск финансовых инструментов. 2) преобразование одноуровневой банковской системы в двухуровневую. 3) развитие рынка финансовых услуг.
Первый уровень – ЦБ РФ.
Второй уровень – кредитные организации (коммерческие банки) и небанковские кредитные организации.
Субъекты банковских правоотношений: 1) Госдума. 2) Центральны банк РФ. 3) органы государственной власти. 4) кредитные организации. 5) юридические и физические лица.
Правовое положение ЦБ РФ и его взаимодействие с кредитными организациями определяется на основе того, что с одной стороны он наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой России, а с другой стороны он является юридическим лицом, вступающим в соответствующие гражданско-правовые отношения с различными кредитными организациями.
Банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: 1) привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц. 2) размещение данных средств от своего имени, за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности. 3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. (исчерпывающий перечень).
41. Понятие и признаки банка.
Банк – Коммерч. Организ, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физ и юр лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физ и юр лиц. Банковская система РФ включает в себя БР, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков. Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией РФ, ФЗ «О банках и банковской деятельности», ФЗ «О ЦБ РФ», др ФЗ, н/а БР.
В РФ действует 2-хуровневая банковская система: ЦБ РФ и кредитные организации. Центральный Банк – это банк, возглавляющий кредитную систему страны, имеющий монопольное право эмиссии банкнот и осуществляющий кредитно-денежную политику в интересах национальной экономики. Деятельность ЦБ РФ определяется К РФ, ФЗ «О ЦБ РФ» и др ФЗ.
КО – юр лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании лицензии ЦБРФ имеет право осуществлять банковские операции. Банк – КО, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. В зависимости от: а) формы собственности – банки бывают государственные, частные, кооперативные и смешанные; б) в зав от страны принадлежности – российские, иностранные, смешанные; в) от территориальной принадлежности – региональные и общероссийские; г) от орг-правовой формы – паевые, ООО, ЗАО; д) от степени независимости – самостоятельные, дочерние, уполномоченные; е) по характеру деятельности – специализированные, инновационные, инвестиционные, сберегательные; ж) от масштабов деятельности – крупные, средние, мелкие.
42. Понятие, значение и особенности государственного кредита в РФ.
Для привлечения денежных средств в распоряжение государства, помимо других способов, применяется государственный кредит (от лат. Ссуда).
Кредит — это предоставление денег или товаров в долг на определенный срок на условиях возмездности и возвратности. Вознаграждение за пользование кредитом устанавливается, как правило, в форме процента.
Кредит имеет несколько видов (форм)'. Одним из основных видов кредита, является государственный кредит. Государственный кредит как самостоятельный финансово-правовой институт состоит из относительно обособленных однородных финансовых отношений, регулируемых определенной системой правовых норм.
Государственный кредит как экономическая категория — это система денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на добровольных началах для временного использования свободных денежных средств юридических и физических лиц. Экономическая сущность государственного кредита заключается в том, что временно свободные денежные средства юридических и физических лиц аккумулируются и на условиях возвратности и возмездности используются государством как ссудный капитал. Государство направляет его на общегосударственные потребности (как правило, на покрытие дефицита бюджета) либо перераспределяет на льготных условиях между отраслями народного хозяйства, предприятиями и другими хозяйствующими субъектами, имеющими большое социальное и экономическое значение для государства и его граждан.
С правовой точки зрения государственный кредит — это урегулированные правовыми нормами отношения по аккумуляции государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на принципах добровольности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.
В результате реализации финансово-правовых отношений по госкредиту формируется внутренний государственный долг, с материальной точки зрения представляющий собой общую сумму задолженности государства по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам.
Правовые основы государственного кредита в Российской Федерации закреплены в различных нормативных актах, основным среди которых является Закон Российской Федерации «О государственном внутреннем долге Российской Федерации». Этот Закон впервые был принят 13 ноября 1992 г.
43. Формы государственного долга.
Долговые обязательства Российской Федерации могут быть выражены в следующих трех формах, закрепленных в ст. 2 Закона РФ «О Государственном внутреннем долге РФ»:
96 в форме кредитов, получаемых государством в лице Правительства Российской Федерации; 2) в форме государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени ПравительстваРФ;3) долговые обязательства в других формах, гарантированные Правительством Российской Федерации.
Использование такой формы государственных долговых обязательств, как кредиты Правительства Российской Федерации, обусловлено недостаточностью бюджетных средств.
Государственные займы — вторая основная форма государственного долга, названная в Законе «О государственном внутреннем долге». Государственные займы представляют собой кредитные отношения между государством (как правило, в лице Правительства) и юридическими и физическими лицами, которые оформляются путем выпуска и размещения среди последних государственных ценных бумаг.Порядок выпуска государственных займов Российской Федерации, как установлено в ст. 75 Конституции РФ, определяется на основе федерального закона. Принцип добровольности размещения государственных займов закреплен в Основном Законе России (п. 4 ст. 75 КРФ).
В целях оформления государственных внутренних займов выпускаются ценные бумаги различных видов: облигации, казначейские обязательства, бескупонные облигации и другие.
В результате всех государственных кредитных операций РФ формируется государственный внутренний долг РФ, в состав которого включаются все задолженности прошлых лет и вновь возникающие задолженности.
44. Финансовые отношения в области государственного кредита.
Гос. Кредит.Государственный кредит как экономическая категория представляет собой систему денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на добровольных основах для использования временно свободных денежных средств граждан и хозяйствующих субъектов. Государственный кредит как правовая категория – это самостоятельный институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.
Государство использует государственный кредит для обеспечения постоянного процесса финансирования различных потребностей государства. Полученные таким образом средства поступают в распоряжение органов государственной представительной и исполнительной власти, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются на покрытие бюджетного дефицита. В последующем источником погашения государственных займов и выплат процентов по ним выступают средства бюджета. Специфика финансовых правоотношений, складывающихся в области государственного (муниципального) кредита, заключается в том, что в названных отношениях государство выступает в роли должника, заемщика, гаранта. Несмотря на это, именно оно в одностороннем порядке определяет условия проведения государственных займов, что обусловлено государстжен-властным характером финансово-правовых норм. Юридические и физические лица, добровольно вступившие в названные правоотношения, обязаны выполнять все условия займа.
45. Управление государственным внутренним долгом РФ.
Гос. Долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физ. И юр. Лицами, инос-ми госуд-ми, междунар-ми орг-ми и иными субъектами международного права и в соот-и с БК Гос. Долг полностью и без условий обесп-ся всем находящимся в фед-ой собств-ти имущ-ом, составляющим гос. Казну. Капитальный гос. Долг составляет: сумму выпущенных и непогашен-х долговых обязат-в гос-ва, вкл-я %, которые д.б. уплачены по этим обязат-м. Текущий гос. Долг составляет: расходы по выплате дохода кредиторам по всем долговым обязат-м гос-ва и по погашению обязат-в, срок оплаты которых наступил. В зависимости от субъекта кредитора гос. Долг бывает внутр-м и внешним: по внутренним займам кредиторами яв. Физ. И юр. Лица, кот-е яв-ся резидентами данного гос-ва. Внут-е займы выпускаются в национ-й валюте. Гос. Внут-е взаимст-е- займы и кредиты, привлекаемые от физ. И юр. Лиц, иност-х гос-в, междун-х фин-х орган-й, по кот-м возн-ют долговые обязат-ва РФ как заемщика или гаранта погашения займов др. заемщиками, выражен-е в валюте РФ. Внешние займы размещ-ся на иностр-х фондов-х рынках, в валюте др. гос-в и при размещении таких займов учитыв-ся специф-е интересы страны размещения. Внешие взаимст-е- займы, привлек-е от физ. И юр. Лиц, иност-х гос-в, междун-х фин-х орган-й в иност-й валюте, по кот-м возн-ют долговые обязат-ва РФ как заемщика или гаранта погашения займов др. заемщиками, выражен-е в иност-й валюте. Под управлением гос. И мун-м долгом понимается сов-ть мероприятий гос-ва и МО по выплате доходов кредиторам и погаш-ю займов, а т.ж. порядок, условия выпуска и размещ-я долговых обяз-в РФ. Целью управ-я яв-ся покрытие валовой потребности гос-ва в заимств-ях с миним-ми затратами. Оно осущ-ся Прав-м РФ, субъектов РФ и ОМСУ. Методы управл-я гос. Долгом: 1) рефинансир-е- погашение старой гос. Задолжен-ти путем выпуска новых займов. Оно испол-ся при выплате % и погашении по внеш-й части гос. Долга; 2)отсрочка погаш-я займов- она пров-ся в условиях, когда дальнейшее актив-е развитие опирации по выпуску нов-х займов не эффективно для гос-ва; 3)аннулиров-е гос. Долга- отказ гос-ва от долг-х обязат-в; 4)реструктуризация долга- погаш-е долг-х обязат-в с одноврем-м осущ-ем взаимст-я в объемах погаш-х долгов-х обязат-в с устан-ем иных условий обслуж-я долг-х обяз-в и сроков их погашения. Обслуж-е гос. Долга провод-ся ЦБ РФ. Контроль за состоянием гос. Внут-го долга РФ осущ-ет ГД. Правит-во д. ежегодно опублик-ть данные о состоя-и гос. Внут-го долга. Верхний предел гос. Внут. Долга устан-ся предст-м органом при утверж-и ФЗ « О фед. бюд-те на очер-й фин. Год.
46. Понятие и основные признаки страхования.
Страхование является самостоятельным звеном финансовой системы Российской Федерации. Оно выступает в двух обособленных формах: в форме социального страхования и собственно страхования, связанного с непредвиденными чрезвычайными событиями.
Социальное страхование подразделяется, в свою очередь, на два вида: государственное социальное страхование и негосударственное социальное страхование. В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации первый из названных видов социального страхования гражданам России гарантируется, второй — поощряется.
Вторая форма страхования — собственно страхование, связанное с непредвиденными чрезвычайными событиями.
Страхование определяется как «обеспечение от возможного ущерба путем периодических взносов специальному учреждению, которое выплачивает денежное возмещение в случае такого ущерба».
В экономическом аспекте страхование представляет собой систему экономических отношений по поводу образования централизованных и децентрализованных резервов денежных и материальных средств, необходимых для покрытия непредвиденных нужд общества и его членов.
С материальной точки зрения в ходе страхования создаются денежные (материальные) фонды специализированных учреждений — страховщиков, используемые для возмещения ущерба, причиненного стихийными бедствиями, несчастными случаями, а также в связи с наступлением определенных событий.
Основой организации и правового регулирования страховых отношений и деятельности страховых предприятий в России стал Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. «О страховании»». В нем впервые дается правовоепонятие страхования: это отношения по защите имущественных и личных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (ст. 2).
Характерными чертами страхования являются: 1. Не постоянный, а вероятностный характер отношений. При страховании нельзя заранее предусмотреть ни время наступления страхового случая (определенного события, с которым связано возмещение потерь страхователю), ни размер причиненных убытков. 2. Возвратность средств. Страховые платежи после объединения их в страховой фонд подлежат (за вычетом расходов за услуги страховой компании) выплате самим же страхователям. Размер выплат конкретному страхователю при данной форме страхования (в отличие от социального) может зависеть не только от величины потерь, но и от условий конкретного страхового договора, например от размера страховых платежей, срока договора и т.д. Возврат средств, согласно среднестатистическим данным, осуществляется, как правило, по истечении пяти — десяти лет после их внесения. 3. Строго очерченный (замкнутый) характер перераспределительных отношений. Перераспределительные отношения при страховании заключаются в том, что сумма ущерба, подлежащая возмещению при наступлении страхового случая, распределяется между всеми участниками этих отношений. 4. Целевое использование создаваемого фонда.
47. Функции страхования.
Предупредительная функция страхования заключается в том, что страховые компании вправе использовать временно свободные средства страхователей на проведение широкой системы профилактических мероприятий, направленных на предупреждение наступления возможных убытков страхователей. Восстановительная (защитная) функция страхования проявляется в том, что в случае наступления страхового случая и выплаты определенной, обусловленной договором денежной суммы происходит полное или частичное погашение (восстановление) потерь, понесенных юридическими или физическими лицами. Страхование может выполнять и сберегательную функцию. Это происходит тогда, когда оно используется как средство обеспечения защиты не только личных и имущественных потерь, но и самих денежных средств, вложенных в качестве страховых платежей. Контрольная функция как основная функция финансов присуща и страхованию. Она проявляется в том, что страховые платежи аккумулируются в страховой фонд на строго определенные цели, используются в строго определенных случаях и строго определенным кругом субъектов.
48 Виды страхования.
Виды страхования. В России существуют различные виды страхования. При классификации страхования могут быть использованы разнообразные критерии.
Если в основу классификации положен организационный признак, то страхование в условиях создания страхового рынка подразделяется на:внутреннее (ограниченное),внешнее и смешанное. По основаниям возникновения страховых отношений страхование можно подразделить наобязательже (в силу закона) и добровольное (в силу соглашения).
Обязательное страхование может осуществляться как за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации (обязательное государственное страхование), так и за счет страхователей.
При классификации страхования в литературе используют и такой критерий, как объект страхования. В соответствии с этим критерием страховые отношения подразделяются на:
— имущественное страхование (страхование материальных ценностей),
— личное страхование (жизнь, здоровье, трудоспособность);
страхование ответственности а страхование предпринимательского
Риска.
Имущественное страхование, в свою очередь, подразделяют по роду
опасности на следующие виды:
— страхование от огня и других стихийных бедствий таких объектов, как строения, сооружения, оборудование, домашнее имущество и т. П.;
— страхование сельскохозяйственных культур от засухи и других стихийных бедствий;
— страхование на случай падежа или вынужденного забоя животных;
— страхование от аварий, угона и других опасностей средств транспорта. Добровольное страхование возникает на основании договора имущественного или личного страхования, заключаемого гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком). Гражданский кодекс РФ в ст. 929 закрепляет легальное определение договож имущественного страхования, а в ст. 934 — определение договора личного страхования.
49. Обязательное страхование.
Обязательным является страхование, осуществляемое в силу закона Оно может выступать в виде: обязательного государственного страхования, осуществляемого за счет средств бюджета, и обязательного страхования, осуществляемого за счет средств самих страхователей.
Виды, условия и порядок проведения обязательного Страхования определяются соответствующими нормативными финансово-правовыми актами. ^
Правительству РФ поручено разработать проект Закона «Об основах проведения обязательного страхования в Российской Федерации», где будет опредежени его понятие, а также общие (в том числе — и обязательного государственного страхования) цели, задачи, принципы и условия проведения страхования в этой форме.
При разработке проектов законов по вопросам обязательного страхования в соответствии с основными направлениями государственной политики в этой сфере должны обеспечиваться: а) первоочередное правовое урегулирование видов обязательного страхования, направленных на защиту гарантированных Конституцией РФ прав и свобод гражданина; б) подтверждение проведения в Российской Федерации основных видов обязательного личного и имущественного страхования; в) сохранение, а при необходимости — увеличение установленных страховых сумм по видам обязательного личного страхования; г) единство основных положений порядка и условий проведения обязательного страхования в Российской Федерации».
Так, характерными чертами страховых правоотношений по обязательному страхованию, как и финансовых правоотношений, являются: во-первых, установление государством видов, порядка и условий обязательного страхования, осуществляемого за счет средств самих страхователей, наличие государственного контроля (надзора) в этой сфере либо непосредственное участие государства (уполномоченного им органа) в качестве обязательного субъекта отношений по обязательному государственному страхованию; во-вторых, применение при регулировании возникновения, изменения и прекращения этих правоотношений методом государственно-властных велений.
50. Обязательное государственное страхование.
Обязательным является страхование, осуществляемое в силу закона Оно может выступать в виде: обязательного государственного страхования, осуществляемого за счет средств бюджета, и обязательного страхования, осуществляемого за счет средств самих страхователей.
Виды, условия и порядок проведения обязательного Страхования определяются соответствующими нормативными финансово-правовыми актами. ^
Правительству РФ поручено разработать проект Закона «Об основах проведения обязательного страхования в Российской Федерации», где будет опредежени его понятие, а также общие (в том числе — и обязательного государственного страхования) цели, задачи, принципы и условия проведения страхования в этой форме.
При разработке проектов законов по вопросам обязательного страхования в соответствии с основными направлениями государственной политики в этой сфере должны обеспечиваться: а) первоочередное правовое урегулирование видов обязательного страхования, направленных на защиту гарантированных Конституцией РФ прав и свобод гражданина; б) подтверждение проведения в Российской Федерации основных видов обязательного личного и имущественного страхования; в) сохранение, а при необходимости — увеличение установленных страховых сумм по видам обязательного личного страхования; г) единство основных положений порядка и условий проведения обязательного страхования в Российской Федерации».
Так, характерными чертами страховых правоотношений по обязательному страхованию, как и финансовых правоотношений, являются: во-первых, установление государством видов, порядка и условий обязательного страхования, осуществляемого за счет средств самих страхователей, наличие государственного контроля (надзора) в этой сфере либо непосредственное участие государства (уполномоченного им органа) в качестве обязательного субъекта отношений по обязательному государственному страхованию; во-вторых, применение при регулировании возникновения, изменения и прекращения этих правоотношений методом государственно-властных велений.
51. Денежная система РФ: понятие, правовые основы.
Денежная система любого государства является объектом правового регулирования. Конституция Российской Федерации относит финансовое и валютное регулирование, денежную эмиссию, федеральные банки к предметам ведения Российской Федерации (см. п. «ж» ст. 71 Конституции Российской федерации). Следовательно, денежная система имеет конституционный статус, а нормы Конституции о ней являются одновременно нормами конституционного (государственного) права и нормами финансового права,
Нормы финансового права детально фиксируют статус денежной системы Российской Федерации. Кроме того, с помощью норм финансового права — о признаках платежеспособности денежных знаков, об обеспечении порядка обращения наличных денег, основ организации расчетов и т. П. обеспечивается ее нормальное функционирование. Нормы гражданского права регулируют вопросы собственности на деньги (денежные знаки) как объект права собственности, порядок расчетов при сделках гражданско-правового характера. Нормы административного права устанавливают ответственность за административные правонарушения в сфере денежной системы, главным образом в процессе денежного обращения. Наконец, нормы уголовного права предусматривают уголовную ответственность за совершение преступлений, направленных против денежной системы (в основном — фальшивомонетничество). Таким образом, к денежной системе имеют непосредственное отношение нормы многих отраслей права.
Комплекс финансово-правовых норм, специально посвященных денежной системе, содержится в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 26 апреля 1995 г.° Кроме того, отдельные нормы, относящиеся к денежной системе, содержатся в Законе РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» от 2 декабря 1990 г.*, в Гражданском кодексе Российской Федерации (часть первая) и в некоторых других законодательных актах Российской Федерации.
Денежная система состоит из ряда элементов. В Российской Федерации денежная система включает в себя: официальную денежную единицу; порядок эмиссии наличных денег; организацию и регулирование денежного обращения.
Официальная денежная единица (валюта) Российской Федерации — рубль. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещены.
Денежно-кредитное регулирование экономики Российской Федерации осуществляется Банком России. В порядке указанного регулирования Банк России определяет нормы обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, устанавливает экономические нормативы для коммерческих банков, проводит операции с ценными бумагами.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную кредитно-денежную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля.
Денежное обращение — движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее кругооборот товаров, а также нетоварные платежи и расчеты. Имеется два вида денежного обращения. Во-первых, это обращение наличных денег, то есть денежных знаков (банкнот и монет). Средством платежа в данном случае являются реальные денежные знаки, передаваемые одним субъектом другому за товары, работы и услуги или в других предусмотренных законодательством случаях (например, штрафы).
Во-вторых, это безналичное денежное обращение. Оно состоит в списании определенной денежной суммы со счета одного субъекта в банковском учреждении и зачислении ее на счет другого субъекта в этом же или ином банковском учреждении либо в иной форме, при которой наличные денежные знаки как средство платежа отсутствуют.