Исходите из правильных посылов

Как ни парадоксально это звучит, но для большинства предпринима­телей бизнес-план как документ — один из наименее важных факто­ров в добывании капитала.

• Если инвестор склоняется к положительному решению, то хо­
роший бизнес-план станет дополнительным аргументом за; но
не план сам по себе — причина такого решения.

• Если инвестор склоняется к отрицательному решению, едва ли ;
бизнес-план сможет его переубедить. В этом случае инвестор, ;
скорее всего, даже не станет читать этот план до конца.

]

К сожалению, наивные предприниматели полагают, что бизнес-план ]

способен вызвать у инвестора восторг и благоговейный трепет с немедлен- j

ной просьбой: «Скажите мне, пожалуйста, куда перечислить деньги». i

Что ж, мечтать не вредно. Правильная и реалистичная мотивация для написания плана должна быть такой:

• На следующей стадии соблазнения инвестора — стадии аудита
компании — инвестор попросит вас показать ему бизнес-план.
Таковы правила игры — бизнес-план должен быть наготове.

• Сам процесс написания плана заставляет команду работать со­
обща. Грамотное его проведение позволит создать сильный, сла­
женно работающий коллектив. А возможно, и выявить сотруд­
ников, с которыми вы работать не хотите. ~

• Процесс написания плана также дает команде возможность рас- Т)
смотреть вопросы, которые она упустила из виду или значение п

исходите из правильных посылов - student2.ru Generated by Foxit PDF Creator© Foxit Software http://www.foxitsoftware.com For evaluation only.

Как написать бизнес-план

которых приуменьшила в первой эйфории — например, поли­тику обслуживания клиентов.

• Наконец, план выявляет прорехи в учредительской команде. Если, окинув взглядом офис, вы понимаете, что нет никого, кто мог бы провести в жизнь какой-то ключевой элемент плана, — значит, в команде кого-то не хватает.

Все полуночные, романтические, абстрактные мечты об измене­нии мира становятся вполне материальными и спорными, стоит лишь перенести их на бумагу. Таким образом, не так важен этот документ, как процесс, ведущий к его созданию. Даже если вы не преследуете цели привлечь капитал — все равно стоит написать бизнес-план.

СПЕРВА ПРЕЗЕНТУЙТЕ, ЗАТЕМ ПЛАНИРУЙТЕ

Многие предприниматели пытаются сначала довести до совершенства свой бизнес-план, а затем вытянуть из него «экстракт» — слайды для презентации. Они считают бизнес-план основой всего, а презента­цию — лишь концентрированной версией этого великого документа. В реальности же все обстоит ровно наоборот. Не презентация — квинтэссенция бизнес-плана, а хороший бизнес-план — детальная версия презентации. Если вы грамотно составили презентацию, то и план у вас выйдет грамотным. Обратное — неверно. Правильный порядок действий таков:

• Наскоро скомпилируйте черновик презентации из 10 слайдов,
описанных в предыдущем мастер-классе.

• Испытайте его на ком-нибудь из ваших наставников, коллег, род­
ственников, благодетелей* и инвесторов. Проделайте это раз 10.

• Соберите всю вашу команду в одной комнате и расскажите
о своих наблюдениях и выводах.

• Доведите презентацию до ума.

• Начинайте писать бизнес-план.

исходите из правильных посылов - student2.ru * В оригинале — angel. В деловой среде бытует как «бизнес-ангел». Но поскольку термин еще не устоялся, мы с переводчиком используем в этом значении слова «бла­годетель» и «меценат». — Прим. ред.

Generated by Foxit PDF Creator© Foxit Software http://www.foxitsoftware.com For evaluation only.

Мастер-класс №4

Почему это наилучший подход к написанию плана?

• Презентация важнее бизнес-плана, поскольку она определяет
дальнейшую заинтересованность инвестора. Мало кто из опыт­
ных инвесторов начнет с чтения бизнес-плана.

• Презентацию проще править, поскольку она содержит меньше
текста.

• Бизнес-план не предполагает отклика. Откровенно говоря, его,
возможно, и читать-то не будут. На презентацию же вы получите
немедленную реакцию.

• Если повезет, вам удастся получить деньги прежде, чем дело
дойдет до написания бизнес-плана. (Но я бы все равно написал
его — ради пользы самого процесса.)

СОСРЕДОТОЧЬТЕСЬ НА РЕЗЮМЕ

Напомню — вот 10 слайдов, которые обязательно должны присут­ствовать в хорошей презентации для инвесторов:

1. Название.

2. Проблема.

3. Решение.

4. Бизнес-модель.

5. Секрет успеха.

6. Маркетинг и продажи.

7. Конкуренция.

8. Управленческая команда.

9. Финансовые прогнозы и ключевые показатели.

10. Текущий статус, достижения на данный момент, план-график
и использование фондов.

Эти же 10 пунктов составляют каркас и вашего бизнес-плана. Вме­сто слайда «Название» здесь должно быть резюме — самая важная часть плана. Хорошее резюме — это сжатое и четкое описание решаемой про­блемы, способа решения, бизнес-модели и секрета успеха вашего про­дукта или услуги. Оно должно занимать примерно четыре абзаца.

исходите из правильных посылов - student2.ru Generated by Foxit PDF Creator© Foxit Software http://www.foxitsoftware.com For evaluation only.

Как написать бизнес-план

Эта часть бизнес-плана наиболее важна, так как она определяет, будут ли читать все остальные. Если она вышла удачной, то вас при­гласят на собеседование. Если нет — игра окончена, не успев начать­ся, и дальше ваш бизнес-план читать никто не будет.

Таким образом, из всех усилий, что вы потратите на бизнес-план, 80% следует вложить в резюме. Это — самые важные абзацы во всей истории существования вашего предприятия.

УПРАЖНЕНИЕ

Распечатайте ваш бизнес-план. Отложите в сторону все страницы, начиная с третьей. Перечитайте первые две страницы - вызыва­ют ли они у вас желание читать остальной текст документа?

Наши рекомендации