Исходите из правильных посылов
Как ни парадоксально это звучит, но для большинства предпринимателей бизнес-план как документ — один из наименее важных факторов в добывании капитала.
• Если инвестор склоняется к положительному решению, то хо
роший бизнес-план станет дополнительным аргументом за; но
не план сам по себе — причина такого решения.
• Если инвестор склоняется к отрицательному решению, едва ли ;
бизнес-план сможет его переубедить. В этом случае инвестор, ;
скорее всего, даже не станет читать этот план до конца.
]
К сожалению, наивные предприниматели полагают, что бизнес-план ]
способен вызвать у инвестора восторг и благоговейный трепет с немедлен- j
ной просьбой: «Скажите мне, пожалуйста, куда перечислить деньги». i
Что ж, мечтать не вредно. Правильная и реалистичная мотивация для написания плана должна быть такой:
• На следующей стадии соблазнения инвестора — стадии аудита
компании — инвестор попросит вас показать ему бизнес-план.
Таковы правила игры — бизнес-план должен быть наготове.
• Сам процесс написания плана заставляет команду работать со
обща. Грамотное его проведение позволит создать сильный, сла
женно работающий коллектив. А возможно, и выявить сотруд
ников, с которыми вы работать не хотите. ~
• Процесс написания плана также дает команде возможность рас- Т)
смотреть вопросы, которые она упустила из виду или значение п
Generated by Foxit PDF Creator© Foxit Software http://www.foxitsoftware.com For evaluation only.
Как написать бизнес-план
которых приуменьшила в первой эйфории — например, политику обслуживания клиентов.
• Наконец, план выявляет прорехи в учредительской команде. Если, окинув взглядом офис, вы понимаете, что нет никого, кто мог бы провести в жизнь какой-то ключевой элемент плана, — значит, в команде кого-то не хватает.
Все полуночные, романтические, абстрактные мечты об изменении мира становятся вполне материальными и спорными, стоит лишь перенести их на бумагу. Таким образом, не так важен этот документ, как процесс, ведущий к его созданию. Даже если вы не преследуете цели привлечь капитал — все равно стоит написать бизнес-план.
СПЕРВА ПРЕЗЕНТУЙТЕ, ЗАТЕМ ПЛАНИРУЙТЕ
Многие предприниматели пытаются сначала довести до совершенства свой бизнес-план, а затем вытянуть из него «экстракт» — слайды для презентации. Они считают бизнес-план основой всего, а презентацию — лишь концентрированной версией этого великого документа. В реальности же все обстоит ровно наоборот. Не презентация — квинтэссенция бизнес-плана, а хороший бизнес-план — детальная версия презентации. Если вы грамотно составили презентацию, то и план у вас выйдет грамотным. Обратное — неверно. Правильный порядок действий таков:
• Наскоро скомпилируйте черновик презентации из 10 слайдов,
описанных в предыдущем мастер-классе.
• Испытайте его на ком-нибудь из ваших наставников, коллег, род
ственников, благодетелей* и инвесторов. Проделайте это раз 10.
• Соберите всю вашу команду в одной комнате и расскажите
о своих наблюдениях и выводах.
• Доведите презентацию до ума.
• Начинайте писать бизнес-план.
* В оригинале — angel. В деловой среде бытует как «бизнес-ангел». Но поскольку термин еще не устоялся, мы с переводчиком используем в этом значении слова «благодетель» и «меценат». — Прим. ред.
Generated by Foxit PDF Creator© Foxit Software http://www.foxitsoftware.com For evaluation only.
Мастер-класс №4
Почему это наилучший подход к написанию плана?
• Презентация важнее бизнес-плана, поскольку она определяет
дальнейшую заинтересованность инвестора. Мало кто из опыт
ных инвесторов начнет с чтения бизнес-плана.
• Презентацию проще править, поскольку она содержит меньше
текста.
• Бизнес-план не предполагает отклика. Откровенно говоря, его,
возможно, и читать-то не будут. На презентацию же вы получите
немедленную реакцию.
• Если повезет, вам удастся получить деньги прежде, чем дело
дойдет до написания бизнес-плана. (Но я бы все равно написал
его — ради пользы самого процесса.)
СОСРЕДОТОЧЬТЕСЬ НА РЕЗЮМЕ
Напомню — вот 10 слайдов, которые обязательно должны присутствовать в хорошей презентации для инвесторов:
1. Название.
2. Проблема.
3. Решение.
4. Бизнес-модель.
5. Секрет успеха.
6. Маркетинг и продажи.
7. Конкуренция.
8. Управленческая команда.
9. Финансовые прогнозы и ключевые показатели.
10. Текущий статус, достижения на данный момент, план-график
и использование фондов.
Эти же 10 пунктов составляют каркас и вашего бизнес-плана. Вместо слайда «Название» здесь должно быть резюме — самая важная часть плана. Хорошее резюме — это сжатое и четкое описание решаемой проблемы, способа решения, бизнес-модели и секрета успеха вашего продукта или услуги. Оно должно занимать примерно четыре абзаца.
Generated by Foxit PDF Creator© Foxit Software http://www.foxitsoftware.com For evaluation only.
Как написать бизнес-план
Эта часть бизнес-плана наиболее важна, так как она определяет, будут ли читать все остальные. Если она вышла удачной, то вас пригласят на собеседование. Если нет — игра окончена, не успев начаться, и дальше ваш бизнес-план читать никто не будет.
Таким образом, из всех усилий, что вы потратите на бизнес-план, 80% следует вложить в резюме. Это — самые важные абзацы во всей истории существования вашего предприятия.
УПРАЖНЕНИЕ
Распечатайте ваш бизнес-план. Отложите в сторону все страницы, начиная с третьей. Перечитайте первые две страницы - вызывают ли они у вас желание читать остальной текст документа?