Классификация и оценка материально-производственных запасов
Перед бухгалтерским учетом материально-производственных запасов стоят следующие задачи:
* контроль сохранности материальных запасов в местах их хранения;
* организация своевременного первичного учета материальных запасов;
* своевременное и правильное формирование фактической себестоимости приобретенных и израсходованных материалов,
* своевременное выявление излишних и неиспользуемых материалов и отражение их в учете и ряд других, не менее важных, задач.
На предприятиях должны быть организованы соответствующие места хранения материальных ценностей, оснащенные новейшей весоизмерительной и другой техникой.
Материалы - это одна из составных частей оборотных активов организации, целиком потребляемых в производственном процессе и полностью переносящих свою стоимость на стоимость продукции, работ, услуг.
Материалы в процессе производства используются различно. По способу своего использования и назначения они подразделяются на сырье и материалы; покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали; топливо; тара и тарные материалы; запасные части; прочие материалы; материалы, переданные в переработку на сторону; строительные материалы; инвентарь, хозяйственные принадлежности и другие материалы.
Термин «материалы» до недавнего времени отождествлялся с термином «предметы труда», но с введением нового Плана счетов (2001 г.) в состав материалов отнесены некоторые средства труда - малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, поэтому термин «материалы» в бухгалтерском учете приобрел более широкое толкование.
Материалы классифицируются по техническим свойствам и делятся на такие группы: черные металлы, прокат, трубы, цветные металлы и т. д.
Большое значение в организации учета материалов имеет номенклатура - ценник. Это систематизированный перечень наименований материалов по видам с указанием данных - марка, сорт, размер, единица измерения; номенклатурный номер. При наличии в номенклатуре учетной цены она называется номенклатурой-ценником.
Оценка материалов осуществляется так же, как материально-производственных запасов (в соответствии с ПБУ 5/2000). Материалы, приобретенные за плату, принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. В других случаях производится оценка материалов:
-изготовленных, собственными силами исходя из фактических затрат, связанных с производством данных запасов;
-внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации исходя из денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ;
-полученных безвозмездно исходя из рыночной стоимости на дату оприходования;
-приобретенных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей).
Материалы оцениваются не только при поступлении, но при выбытии. Определение стоимости материальных ресурсов, списываемых в производство, разрешается проводить одним из методов оценки запасов:
-по себестоимости каждой единицы;
-по средней себестоимости;
-по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (ФИФО);
-по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (ЛИФО).
Применение одного из методов по виду (группе) запасовпроизводится исходя из допущения последовательности применения учетной политики.
2. Документация по учету движения материалов
Отдел маркетинга на предприятии контролирует выполнение поставщиками договорных обязательств, предъявляет им претензии по качеству и недостачам материалов, разыскивает грузы, своевременно не прибывшие. Если при приемке груза от транспортных организаций обнаружены нарушения пломб, тары, следствием чего может быть недостача или порча груза, необходимо составить коммерческий акт на право предъявления претензий к транспортной организации.
При приеме материалов на склад материально - ответственное лицо проверяет соответствие количества, качества, ассортимента поступивших материалов документам поставщика. При отсутствии расхождений материально - ответственное лицо выписывает приходный ордер.
Если груз доставляется централизованно автотранспортом, то поставщик выписывает товарно-транспортную накладную в четырех экземплярах.
В случаях поступления материалов без платежных документов, а также количественных и качественных расхождений с данными сопроводительных документов поставщика составляется акт о приемке материалов в двух экземплярах: первый для бухгалтерии предприятия, второй - отделу маркетинга для предъявления претензии поставщику.
Приходным ордером не оформляется как вышеизложенная ситуация, так и материалы, по которым необходимо провести лабораторный анализ, технический осмотр или принятые на ответственное хранение. Учет этих материалов ведется в специальной книге, что обеспечивает сохранность материалов, не принадлежащих предприятию.
Внутреннее перемещение материалов со склада на склад, из цеха на склад (экономия материалов, ценные отходы производства, отходы от брака продукции, от ликвидации основных средств или выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов) оформляется накладными-требованиями на отпуск (внутреннее перемещение) в двух экземплярах: один - цеху, другой - складу.
Лимитно-заборные карты, требования, накладные - это документы, позволяющие оформить расход материалов на производственные нужды.
Лимитно-заборные карты выписываются отделом маркетинга на один или несколько видов материалов, относящихся к определенному заказу или коду затрат, в двух экземплярах: один - цеху, другой - складу. Причем при отпуске материалов со склада кладовщик расписывается в карте цеха, а представитель цеха – в лимитно-заборной карте склада. После каждого отпуска в этом документе определяется остаток неиспользованного лимита. По окончании месяца или при использовании лимита этот расходный документ сдается в бухгалтерию предприятия, где осуществляется текущий контроль соблюдения установленных лимитов их отпуска на производственные нужды.
Сверхлимитный отпуск материалов на производство (перерасход, возмещение брака или замена материалов) оформляется выпиской специального требования с отметкой в нем кода причины и виновника перерасхода.
Отпуск материалов на сторону или дочерним предприятиям оформляется накладными, которые выписываются в трех экземплярах.