Причины эволюции механизма исчисления налогов, взимаемых в РФ с предприятий.
Налоговый механизм, представляет собой систему правовых норм, организационных мер, определяющих порядок управления налоговой системой страны и её функционирования. Для налогового механизма РФ характерны следующие основные функции:
Управление – организация деятельности гос. органов, отвечающих за формирование процесса управления налоговой системой страны.
Планирование – организация деятельности финансовых и налоговых органов по планированию поступления налогов в бюджет и мобилизации усилий для увеличения этих поступлений
Регулирование – организация деятельности финансовых и налоговых органов по оценке результатов изменений налогового законодательства и оперативному вмешательству в процесс обеспечения доходной части бюджета, а также предоставление налогоплательщикам отсрочек, рассрочек, налоговых кредитов и т.д.
Контролирование – организация деятельности налоговых органов по регистрации налогоплательщиков и контролю за соблюдением налогового законодательства
Принуждение – организация деятельности налоговых правоохранительных и других органов по принудительному исполнению обязанностей налогоплательщиков
Информирование – организация деятельности налоговых органов по доведению до налогоплательщиков информации о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и уплаты и иной информации
Консультирование – организация деятельности финансовых и налоговых органов по разъяснению налогоплательщикам налогового законодательства
К субъектам налогового механизма относят налоговые, финансовые, правоохранительные органы, а также налогоплательщиков.
Многообразие существующих налогов требует их классификации. Наиболее известными классификациями являются:
По способам взимания налогов:
Прямые – устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, обложение этими налогами построено на признаках постоянного характера, поэтому налоги могут быть заранее определены. Прямые налоги подразделяются на:
Реальные, которыми облагаются деятельность и товары, продажи и покупка и владение имуществом без учёта финансового положения налогоплательщика
Личные, которые устанавливаются на объект налогообложения с учётом возможности их уплаты налогоплательщиком в зависимости от его имущественного и социального положения.
Налогообложение прибыли является важнейшим направлением налоговой политики любого государства, налог прямой, федеральный.
Он является существенным источником доходной части бюджетов разных уровней, особенно региональных бюджетов.
Плательщиками налога на прибыль являются:
Российские организации
Иностранные организации:
Получающие доходы от источников РФ
Осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства
Основные изменения в 2017 году:
- С 1 января 2017 года
Юр. лица вправе создавать резерв по сомнительным долгам на сумму больше, чем прежде
С 2017 года вступило в силу положение о том, что сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не должна превышать большую из величин: 10% от выручки за предыдущий налоговый период или 10% от выручки за текущий отчетный период (абз. 5 п. 4 ст. 266 НК РФ). Раньше такой вариативности не существовало: сумма резерва, создаваемого по итогам отчетного периода, не должна была превышать 10% от выручки за текущий отчетный период.
Изменения предусмотрены Федеральным законом от 30.11.2016 N 405-ФЗ
- С 1 января 2017 года
Размер переносимого убытка по налогу на прибыль временно ограничен
В отчетные и налоговые периоды с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года базу нельзя уменьшать на сумму убытков прошлых периодов больше, чем на 50% (п. 2.1 ст. 283 НК РФ). Это нововведение не затрагивает базу, к которой применяются некоторые специальные ставки по налогу на прибыль. Например, ставки для организаций - участников региональных инвестиционных проектов.
Изменения касаются убытков, понесенных за налоговые периоды, начинающиеся с 1 января 2007 года. Изменения предусмотрены Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ
- С 1 января 2017 года
Заполнять платежки нужно не на 2% и 18% базы по налогу на прибыль, а на 3% и 17%
В 2017 - 2020 годах в федеральный бюджет необходимо зачислять сумму налога на прибыль, исчисленную по ставке 3%, в бюджеты субъектов РФ - по ставке 17%, а не по привычным 2% и 18% соответственно (абз. 2, 3 п. 1 ст. 284 НК РФ). Как видно, общая ставка 20% по налогу на прибыль не изменилась, но поступившие денежные средства распределяются между бюджетами иначе.
Для отдельных категорий налогоплательщиков региональные власти вправе уменьшать ставку, по которой налог зачисляется в бюджет субъекта. По общему правилу она не должна быть менее 13,5%, но для 2017 - 2020 годов этот лимит снижен до 12,5%. Изменения важно учесть, заполняя налоговую отчетность и платежные поручения. Изменения предусмотрены Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ
- С 1 января 2017 года
Суммы, потраченные на оценку квалификации работников, можно включить в расходы
С 2017 года вступил в силу Закон о независимой оценке квалификации. Чтобы стимулировать участие в оценке, будут введены, например, положения об учете стоимости оценки в расходах по налогу на прибыль (пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Для проведения независимой оценки квалификации работника требуется его письменное согласие. Учесть расходы организация может, если оценка проведена на основании договора об оказании соответствующих услуг и ей подвергалось лицо, заключившее с налогоплательщиком трудовой договор.
Сроки хранения документов, подтверждающих расходы на независимую оценку квалификации работника, установлены в новом абз. 5 п. 3 ст. 264 НК РФ.
Изменения предусмотрены Федеральным законом от 03.07.2016 N 251-ФЗ
Об изменениях, которые при исчислении НДФЛ работодателю нужно учесть, если он планирует направить работников на оценку квалификации, см. Основные изменения налогового законодательства в 2017 году
Косвенные – взимаются в виде надбавки к цене товаров, работ, услуг, это налоги на потребление и обращение. К ним относят акцизы, НДС, налоги с продаж и таможенные пошлины. Косвенные налоги подразделяются на:
Косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определённые группы товаров.
Косвенные универсальные, которыми облагаются все товары, работы, услуги, за очень небольшим исключением.
Сегодня НДС в России является не только основным косвенным налогом, но и главным в формировании доходной части бюджетов всех уровней.
Основным объектом обложения НДС является реализация товаров, работ, услуг на территории РФ, в том числе предметов залога и передача товаров (работ, услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новаций, а также передача имущественных прав. Реализацией товаров признаётся передача права собственности как на возмездной (за деньги), так и на безвозмездной основе. Уплата НДС при безвозмездной передаче осуществляется передающей стороной.
Моментом определения налоговой базы является наиболее раннее событие из следующих двух дат:
Отгрузка (передача) товаров, работ, услуг
Оплата (частичная оплата) товаров, работ, услуг в счёт предстоящих поставок продукции
В налоговую базу включается частичная оплата в счёт предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг, за исключением частичной оплаты в счёт поставок на экспорт до момента подачи документов.
Основные изменения в 2017 году:
- С 1 января 2017 года
Взимание страховых взносов, кроме взносов на травматизм, регламентируется в НК РФ
С 2017 года НК РФ устанавливает страховые взносы. Контролируют соблюдение страхователями законодательства о налогах и сборах налоговые органы в рамках камеральных и выездных проверок. Однако, корректно ли рассчитаны и перечислены взносы на травматизм, правильно ли выплачены пособия, как и прежде, проверяет ФСС.
Подробнее см. комментарий
Изменения предусмотрены Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ
- С 1 октября 2017 года
О других изменениях во взимании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством см. Основные изменения налогового законодательства в 2017 году
Об изменениях во взимании взносов на травматизм см. Основные изменения налогового законодательства в 2017 году
Правила расчета пеней, установленные в п. 4 ст. 75 НК РФ, для организаций изменятся. Новшества касаются недоимки, которая возникнет с 1 октября 2017 года.
Если у организации просрочка превысит 30 календарных дней, пени потребуется рассчитывать следующим образом:
- исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период с 1-го по 30-й календарные дни (включительно) такой просрочки;
- исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной в период начиная с 31-го календарного дня просрочки.
При просрочке в 30 календарных дней или меньше юр. лицо будет платить пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Напомним, по действующим правилам длительность просрочки роли не играет; процентная ставка пеней всегда принимается равной 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей во время просрочки. С 2016 года ЦБ РФ не устанавливает самостоятельного значения ставки рефинансирования - она равна ключевой ставке.
- С 1 июля 2017 года
Получателям региональных и местных субсидий придется восстанавливать НДС
Новшество касается субсидии на возмещение затрат по оплате товаров, работ или услуг, в которую включен НДС. Даже если такая субсидия получена из регионального или местного бюджета, потребуется восстанавливать "входной" НДС, принятый ранее к вычету (пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ).
Сейчас принятый к вычету НДС нужно восстанавливать только в случае, когда субсидия получена из федерального бюджета. Этот вывод подтверждают ВС РФ, ФНС и Минфин.
Изменения предусмотрены Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ