Понятие саморегулирующих организаций в оценочной деятельности

Бурное развитие рынка в России породило острую необходимость организационно-правового регулирования отношений, возникающих при совершении различного рода хозяйственных операций, многие типы которых ранее не были известны советской правовой науке, либо представление о которых имелось исключительно на основании изучения исторического и зарубежного опыта. В общем случае процесс регулирования оценочной деятельности может быть определен как система мер и процедур, направленных на повышение качества услуг оценщиков. При этом, они должны соответствовать определенным критериям, устанавливаемым профессиональным сообществом оценщиков (саморегулирование) или государственными органами (государственное регулирование), проводимых как отдельно друг от друга, так и совместно. Отсутствие практики регулирования правоотношений в области оценки привело к возникновению в отечественной практике проведения оценочной деятельности большого количества трудностей, споров и вопросов, настоятельно требующих разработки регламентирующих мер. Оценочная деятельность, является одним из важнейших аспектов развития хозяйственных взаимоотношений, нормы регулирования которой фундаментальный характер.

Процесс становления и развития оценочной деятельности в России проходил не столь динамично как, например, процесс реформирования налоговой системы. Достаточно продолжительный период времени нормативное регулирование в области оценки отсутствовало вовсе. В связи с этим необходимо особо выделить ту практическую работу в области становления и развития оценочной деятельности в Российской Федерации, которую провели саморегулируемые организации оценщиков [4, C. 94].

Саморегулируемая организация оценщиков – это некоммерческая организация включенная в государственный реестр СРО оценщиков и объединяющая на условиях членства оценщиков и оценочные организации, созданная для регулирования и контроля профессиональной деятельности.

Правовое регулирование института саморегулирования в области оценочной деятельности:

‒ Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ;

‒ Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;

‒ Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

‒ Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;

‒ Постановление Правительства от 3 июля 2007 года № 423 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном вести единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков, осуществлять надзор за выполнением саморегулируемыми организациями оценщиков требований Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и обращаться в суд с заявлением об исключении саморегулируемой организации оценщиков из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков».

Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации оценщиков с момента включения некоммерческой организации в государственный реестр СРО оценщиков.

Основанием для включения некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков является выполнение ею следующих условий:

‒ в составе такой организации в качестве ее членов объединено не менее 300 физических лиц, отвечающих установленным законом требованиям;

‒ создан компенсационный фонд. Компенсационный фонд СРО оценщиков –обособленное имущество, которое является собственностью саморегулируемой организации оценщиков, сформированное исключительно в денежной форме за счет обязательных взносов ее членов. Каждый член СРО оценщиков должен внести в компенсационный фонд обязательный взнос в размере не менее 30 тысяч рублей;

‒ создан коллегиальный орган управления (совет, наблюдательный совет), а также специализированные органы и структурные подразделения;

‒ в данной некоммерческой организации присутствуют стандарты и правила оценочной деятельности, утвержденные в соответствии с требованиями закона.

Оценщик одновременно может быть членом только одной саморегулируемой организации оценщиков [2, C. 115-116].

Наши рекомендации